По страницам сказок А.С. Пушкина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Дымова Марина Юрьевна

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_stranicam_skazok_a.s._pushkina.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина; воспитывать интерес к русской литературе; развивать устную речь, творческое воображение; учить выражать гнев, мечтательность, веселое настроение, воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, детская ширма, игрушки театра бибабо - старик, золотая рыбка, петушок; цветные стрелки, мешок, шатер, зеркальце, золотые орешки, трон для царя, костюмы для царицы, царя, звездочета, девицы, царевича.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите на этот портрет! Вы знаете, кто это? Правильно, это замечательный великий русский поэт А. С. Пушкин. В начале лета отмечается его день рождения.

Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много стихов, сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. Все любят читать его произведения.

В детстве Пушкин сам очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его бабушка Мария Алексеевна и его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки.

Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать по этим замечательным сказкам. Согласны? (Ответ детей.) А отправимся мы в это замечательное путешествие на волшебной телеге. В ней всем хватит места.

Дети садятся на коврик. Выбирается Лошадка-ребенок с лентами-поводьями, один из детей управляет Лошадкой.

Воспитатель: Все уселись? Тогда в путь! А с чем в пути веселей? Правильно, с песней.

Исполняется песня «Телега», слова М. Пляцковского, музыка М. Минкова.

Ребенок: Тр-р-р-р, приехали! Слезайте с телеги! У дерева дети встречают Кота ученого- ребенок.

Кот ученый. У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей... Ребенок. Кот, а ты в самом деле петь умеешь? Кот. Конечно! Хотите послушать?

Кот идет направо и поет песню «Если добрый ты», слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.. - Дети поют вместе с Котом:

>

Ребенок. И сказки рассказывать умеешь?

Кот. Умею. И даже знаю, что по сказкам Пушкина вы сегодня путешествовать собрались. Верно? Ну что ж, тогда сегодня эти сказки сами о себе расскажут, а я помогу вам их найти. Хорошо?

Есть у меня четыре стрелочки разного цвета. Каждая из них приведет вас в одну из сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вот вам красная стрелочка, ищите эту стрелочку на своем пути и ждите встречи со сказкой.

Воспитатель и дети берут красную стрелку. Такие же стрелки нарисованы на полу, которые приводят детей к ширме, к «Сказке о рыбаке и рыбке». На ширме появляется старик, закидывает невод в море.

Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за сказка? (Ответ.) А кто знает, как она начинается? (Дети читают.) А сколько раз закидывал старик невод в море? (Ответ.) А вы хотите, чтобы эта сказка ожила? (Ответ.) Тогда слушайте.

В третий раз закинул он невод —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой — золотою.

Как взмолилась золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим.

На ширме появляется Золотая рыбка. Старик убирает невод.

Золотая рыбка (кукла). Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Воспитатель: Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

Старик (кукла). Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Воспитатель: Ребята, а что было, когда старик вернулся к своей старухе? Давайте вспомним; (Рассказывают) А каким было море, когда старик приходил к нему в очередной раз? Давайте все вместе попробуем изобразить это море с помощью танца, который сейчас каждый придумает сам.

Исполняется танцевальная импровизация «Морские волны»

Воспитатель: Молодцы! Море у нас получилось почти настоящее.

Старик. Эх, ребятушки! А я вот поймал Золотую рыбку, видать, на беду свою. Воспитатель: Не печалься, старик. Ведь эта сказка не так и плохо для тебя закончилась. А как она закончилась, ребята? (Дети рассказывают.)

Старик. И то правда, пора мне к своей старухе возвращаться да самому починить ей разбитое корыто.

Воспитатель: Да и нам пора к ученому Коту возвращаться. (Прощаются, идут к Коту.)

Кот. Ну, и в какой вы сказке побывали? (Ответ детей.) А эта желтая стрелочка приведет вас в другую Пушкинскую сказку. Счастливого пути!

Идут по желтой стрелочке. («Сказка о золотом петушке»).

На троне сидит царь Дадон.

Воспитатель: Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Дадон. Смолоду был грозен я

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Но под старость захотел

             Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Воспитатель: Тут соседи беспокоить Стали старого царя,

Страшный вред ему творя...

Дадон. Что за жизнь в такой тревоге!

Воспитатель: Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

  Звездочету и скопцу.

Выходит Мудрец.

Воспитатель: Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.

Вынимает из мешка игрушку Петушка, (из театра бибабо)

Мудрец. Посади ты эту птицу, —

Молвил он царю — на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны...

Вмиг тогда мой петушок... Закричит, и встрепенется,

 И в то место обернется.

Воспитатель: Петушок с высокой спицы

  Стал стеречь его границы.

Петушок (кукла). Кири-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку!..

         Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красив Петушок из этой сказки Пушкина! Давайте все на несколько минут тоже превратимся в петушков и весело потанцуем.        

Исполняется танец-импровизация петушков.

Воспитатель:Молодцы! А что же было дальше в этой сказке? (Дети по желанию рассказывают.) Верно.

Вдруг шатер Распахнулся — И девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя...

Из палатки, оформленной под шатер, выходит восточная красавица, танцует «Восточный танец.

Воспитатель: И она перед Дадоном

Улыбнулась — и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела... (Уходят.)

А чем закончилась эта сказка, дети? (Дети рассказывают.)

Воспитатель: Правильно,

Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок!

А мы снова идем к Коту ученому.

Кот. А сейчас вы в какой сказки побывали в гостях? (Ответ.) А эта зеленая стрелочка готовит вам еще одну интересную встречу со сказкой Пушкина. Доброго пути!

Дети идут по зеленой стрелочке, приходят к сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Ребенок: Вот царица, наряжаясь

     Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним...

Выходит Царица с зеркальцем.

Царица. Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?

Ребенок. Что ж ей зеркальце в ответ?

Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет,

                 Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Ребенок: Как царица отпрыгнет,

         Да как ручку замахнет 

                       Да по зеркальцу как хлопнет,

  Каблучком-то как притопнет!..

Царица.

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь, какая подросла!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше?

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир, мне равной нет,

Так ли?

Ребенок. Зеркальце в ответ...

Зеркальце. А царевна все ж милее, Все ж румяней и белее. Воспитатель: Да, с зеркалами спорить трудно. Злая и завистливая царица приказала своей служанке вот что...

Царица. Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. (Уходит.)

Ребенок. И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Воспитатель: Вы, ребята, конечно, знаете, что случилось дальше с молодой царевной и кто ее спас? (Дети рассказывают.) Сказка закончилась хорошо, добро победило. А наше путешествие продолжается. Пора проведать нам с вами Кота ученого. (Идут к Коту.)

Кот. А сейчас вы из какой сказки возвращаетесь? (Ответ) А вот вам и последняя, голубая, стрелочка еще в одну сказку Пушкина. В путь, друзья!

Идут по стрелочке: «Сказка о царе Салтане». Их встречают 3 сестры.

Воспитатель: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1 -я девица. Кабы я была царица, — Воспитатель: Говорит одна девица,—

1 -я девица. То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2-я девица. Кабы я была царица, — Воспитатель: Говорит ее сестрица, —

2-я девица. То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Воспитатель: Вот какие сестры-мастерицы были в этой сказке. Но и наши ребята кое-что умеют и свое мастерство сейчас покажут.

Исполняется песня-игра «Строим дом». Дети выполняют движения по ходу исполнения песни.

Воспитатель: А что же сказала третья сестра? Давайте послушаем. 3-я девица. Кабы я была царица, —

Воспитатель: Третья молвила сестрица, —

3-я девица. Я б для батюшки-царя

Родила богатыря!

Воспитатель: Царь женился на третьей, младшей сестре, а вскоре уехал воевать. Царица родила чудесного мальчика, а мачеха решила его погубить. Она подменила у гонца письмо, в котором написала царю...

Мальчик (гонец). Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

  Не мышонка, не лягушку,

  А неведому зверюшку.

Воспитатель: Царицу с сыном посадили в бочку и бросили в море. Девица. Ты, волна моя, волна,

Ты гульлива и вольна;

                 Плещешь ты, куда захочешь.

Ты морские камни точишь,

  Топишь берег ты земли,

    Подымаешь корабли —

             Не губи ты нашу душу:

             Выплесни ты нас на сушу!

Воспитатель: А что же было дальше, кто знает?

Девица. И послушалась волна:

Тут же на берег она  

 Бочку вынесла легонько

          И отхлынула тихонько.

Воспитатель: Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

Мальчик: «Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?»

Воспитатель: молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Воспитатель: Вышли они на землю. Сын выстроил город и стал с матушкой жить да поживать. И много чудес было в этом городе. Вот одно из них.

Ребенок. Белка там живет ручная,

      Да затейница какая!

      Белка песенки поет

      Да орешки все грызет.

      А орешки не простые,

      Все скорлупки золотые.

      Ядра — чистый изумруд;

         Слуги белку стерегут.

Выходят Стражники и Белочка. Белка пляшет и поет.

Воспитатель: Ай-да белка, как она пляшет и поет! Чудо, да и только! А мы сейчас эту мелодию «Во саду ли, в огороде» исполним на музыкальных инструментах.

Исполняет оркестр «Во саду ли, в огороде». Белочка танцует.

Воспитатель: Дети, вы знаете, что у этой сказки тоже замечательный конец: добро победило зло, и царь нашел свою жену и сына.

Все сказки Александра Сергеевича Пушкина прекрасны и поучительны. И во всех побеждает добро.

Наше путешествие по пушкинским сказкам сегодня заканчивается. Я думаю, что после этого путешествия вы полюбили их еще больше. Правда? И мы с вами будем идти всегда только одной дорогой — дорогою добра.

Исполняется песня «Доброта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "По страницам сказок А.С. Пушкина"

Цель: развитие  познавательного интереса к сказкам А.С. Пушкина.Задачи:закреплять знания о прочитанных сказках А.С. Пушкина;развивать связную речь, умение  пересказывать сюжет литератур...

Игра-путешествие "По страницам сказок А.С.Пушкина"

Закрепить и обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина, о его сказках....