Дидактические игры для развития фонематического восприятия
методическая разработка по развитию речи по теме

Корж Лариса Александровна

Игры для развития фонематического восприятия у детей, имеющих речевые нарушения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

   1.  «Угадай, кто позвал»

   Цель: развивать фонематический слух, учить различать голоса по тембру, воспитывать слуховое внимание.

   Ход: из группы детей выбирают ребенка, который встает спиной ко всем играющим. Педагог молча дотрагивается до одного из детей, который произносит заранее обговоренную фразу или слово. Ребенок, который с стоял спиной к детям, поворачивается и называет имя (как он думает) говорившего. Если ребенок отгадывает того кто его позвал, то дети меняются местами и игра продолжается.    Если ребенок не угадывает, то опять поворачивается спиной и угадывает голос следующего ребенка.

   2.  «Семейка»

   Цель:  развивать фонематический  слух, учить различать голоса по высоте,

закрепить звукоподражание голосам животных.

   Материал: игрушки или картинки с изображением знакомых детям животных

(мама, папа, детеныш).

   Ход: на столе стоят игрушки (на мольберте - картинки). Дети располагаются

полукругом,   закрывают   глаза.   Педагог   (или   один   из   детей)   произносят звукоподражание голоса задуманного животного. Дети, открыв глаза должны отгадать,   ориентируясь  на  характер  звукоподражания   и  одновременно  на высоту голоса (низкий, высокий), кто из животных «говорил».

   3. «Далеко - близко»

   Цель: развивать фонематический слух, учить различать силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.

   Ход: дети стоят спиной к ведущему. Ведущий - ребенок произносит заранее обговоренное слово (звук, звукосочетание) с той силой голоса, которая соответствует установки педагога - «далеко» или «близко». Дети поворачиваются и отгадывают, какая была установка педагога. Ведущий меняется.

   4. «Вороны»

   Цель: развивать фонематический слух; учить различать и произносить звукоподражания, меняя силу голоса; закреплять умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука Р.

   Ход: дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» ( Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

 «Кар-кар-кар!» (Тихо)

   5. «День-ночь»

   Цель:  развивать фонематический слух, учить различать голоса по тембру, воспитывать слуховое внимание.

   Ход: По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей читает строчку из знакомого стихотворения. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.

    6. «Пародисты»

   Цель:   развивать   фонематический   слух,   учить   подражать   тембру   голоса литературного героя.

   Материал: карточки с изображением литературных героев (Баба-Яга, Царевна - лебедь, Кот Матроскин, Волк, Черепаха и др.), магнитофон и кассета с записью фраз с голосом литературных персонажей.

   Ход: детям включают запись с голосами литературных героев, дети должны

отгадать кто из героев говорит, поднимая карточку с его изображением. После этого детям раздаются по одному из изображений литературных персонажей и ребята по очереди пытаются сказать, заранее обговоренную, фразу голосом своего героя. Дети отгадывают, кто из персонажей кому достался.

   Примерные записи на кассете:

   Баба-Яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел молодец?  Дело

пытаешь или от дела лытаешъ?»

   Царевна-лебедь: « Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как

день ненасный?»

   Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем».

   Волк: «Ну, заяц, погоди!»

   7. «Лесенка»

   Цель:  развивать  фонематический  слух;  учить различать  звуки  по  высоте,

упражнять в произношении изолированных звуков и звукокомплексов.

   Материал: Карточки с изображением лесенок с тремя ступеньками; предметы или карточки с изображением (3 самолета разного размера, 3 жука разного размера, 3 кораблика разного размера и т.п.)

   Ход:   Детям   раздаются   карточки   с   изображением   лесенок   и   предметы (карточки). Педагог или ребенок произносит звук или звукокомпелекс, а дети ставят на лесенку предмет (картинку): на нижнюю ступеньку - если звук низкий, на вторую ступеньку - звук средний по высоте, на верхнюю – звук высокий.

   8. «Правильно - неправильно»

   Цель:  развивать  фонематический  слух;  учить различать  слова близкие  по звуковому составу; развивать внимательность.

   Материал: картинки с изображением каких-либо предметов.

   Ход:   педагог   ставит   на   мольберт   карточку   с   изображением   предмета.     Инструкция:   «я   буду   называть  эту   картинку,   то   правильно,   то   нет.   Вы внимательно слушайте, когда я ошибусь - хлопайте в ладоши». Затем педагог произносит ряд слов, сходных по звучанию, среди которых есть правильное название предмета: (лак) лук-мак-рак-лак-лик-люк-сок-лак-лаз-ляк...

   9. «Подними картинку»

   Цель:  развивать  фонематический  слух;  учить различать слова близкие  по звуковому составу; развивать внимательность.

   Материал:   картинки  с  изображением  предметов,  названия  которых  звучат похоже (лак, рак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом; коза, коса, лиса, оса, усы; лужи, лыжи, уши, усы, ложа...)

   Ход: педагог называет предметы, а дети по очереди выставляют картинки с их изображением на фланелеграфе.

   10. « Рифмы»

   Цель:  развивать фонематический  слух;  учить различать слова близкие по звуковому составу; развивать внимательность.

   Материал:  картинки  с изображением  предметов,  названия которых звучат похоже.

    Ход: детям раздаются картинки. Педагог выставляет парные им по звучанию картинки на фланелеграфе. Задание: найти к своим картинкам пары, названия предметов изображенных на них, звучат похоже с названиями предметов на их картинках, (ком - дом - том - лом - сом, бак - рак - лак - мак, сук - лук ~ жук - бук, каток - платок - листок - моток - замок - носок, горка - порка - корка...). Если ребенок правильно выбирает карточку, то забирает ее себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Дидактическая игра для развития фонематического восприятия "Шумелки"

laquo; ШУМЕЛКИ»ЦЕЛЬ: развитие фонематического восприятия, умение  дифференцировать неречевые звуки, выделять предметы одинаковые по звучанию, развитие слуховой памяти.ОСНАЩЕНИЕ: два одинак...

Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"

Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...

Дидактические игры для развития фонематического слуха и восприятия. Материалы предназначены как для родителей, так и для педагогов.

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...

Методическая разработка: "Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия"

Дидактические игры рассчитаны на домашнюю работу родителей с детьми 6-7 лет (подготовительная логопедическая группа).Выполняя игровые упражнения, дети познакомятся со звуками русского языка, научатся ...

Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеобразовательного вида №15 “Нэбзый”Разработала: Сердюкова И.Н....