"Четыре времени года. Зима".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Это комплексное занятие для подготовительной группы, с использованием элементов триз технологий, где дети развивают сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные чувства, особенности состояния.  Закрепляют знания о временах года и их признаках, формируют практические навыки словообразования и словоизменения; уточняют и расширяют запас конкретных представлений о свойствах снега. Учатся подбирать определения и глаголы. Развивают творческое воображение, используя прием активизации мышления – мозговой штурм. Развивают фантазию речь, активность и самостоятельность; а так же желание делать добрые дела.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetyre_vremeni_goda._zima.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие для подготовительной речевой группы

Тема: «Четыре времени года. Зима».

Цель: систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

1. Развивать сообразительность, умение логически мыслить; творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные чувства, особенности состояния.

2. Закреплять знания детей о временах года и их признаках, формировать практические навыки словообразования и словоизменения; уточнять и расширять запас конкретных представлений о свойствах снега. Учить подбирать определения и глаголы. Развивать творческое воображение детей, используя прием активизации мышления – мозговой штурм.

3. Развивать фантазию детей, речь, активность и самостоятельность; желание делать добрые дела.

Ход занятия

Дети заходят в группу и становятся возле стульчиков, расставленных полукругом.

Воспитатель:  Ребята, сейчас на стульчик садится тот, кто ответит на мой вопрос:

- какое сегодня число?

- какой сегодня день недели?

- какой день недели был вчера?

- какой будет завтра?

- когда ты вырастешь, кем будешь – мужчиной или женщиной?

- назови день своего рождения.

- кто такая бабушка?

- кто больше – тигр или слон?

И т.д.

Молодцы, все правильно ответили на вопросы. А теперь, давайте улыбнемся друг другу и гостям, и мысленно пожелаем всем здоровья, удачи и  хорошего настроения.

- Посмотрим, как вы отгадаете загадку:

 Река подо льдом, все бело кругом,

 Метелица вьется, как время зовется?

 - А почему вы считаете, что это зима?

- А сейчас какое время года? По каким признакам мы узнаем зиму?

Воспитатель: Молодцы, все правильно.

Постаралась зима. Покрыла всю землю белым пушистым покрывалом. Так радостно, так светло стало. А что же это за пушистое покрывало такое?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, ребята. Это снег, а как можно охарактеризовать снег? Какой он?

 дети с помощью воспитателя подбирают определения к слову «снег» («белый, холодный, чистый, пушистый, искристый, серебристый, кристаллический, липкий, рассыпчатый, мокрый).

- Снег что делает?

Подбор глаголов к слову «снег» (идет, падает, ложится, кружится, вьется, скрипит, лепится, искрится).

 - Что получается, когда нападает много снега? (сугробы)

- Как называется, когда идет сильный снег, такой, что ничего и не видно? (снегопад)

- А когда снег идет, да еще и ветер, холодно, брр, что это? (метель)

Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу вам одну историю. Жил однажды тролль, злющий - презлющий.  Но однажды он был в хорошем настроении и  смастерил  волшебное зеркало, которое  решил  подарить Снежной Королеве. Давайте посмотрим в окошко и представим, как  она пролетает  на быстрых, как ветер, санях… Уехала далеко-далеко, на Северный полюс. (Дети смотрят в окно и воображают). А какой вы себе представляете Снежную Королеву?

Высказывания детей.

 Воспитатель: вот как, вы представляете  себе Снежную Королеву, хорошо.

Только ехала она так быстро, что зеркало уронила, одни осколки остались.

А ведь если хоть один крошечный осколок заколдованного зеркала попадет кому-нибудь в сердце или в глаз, то человек станет злым, все вокруг ему будет казаться уродливым и безобразным. Как это случилось с Каем, добрым мальчиком из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева».

- Что же делать, ребята?  (Выслушивает ответы детей)

 Воспитатель:

- Может, мы попробуем его собрать? А для того, чтобы его собрать, нужно выполнить все задания на осколках, которые придумала Снежная Королева.

         «В моём царстве зимы студёные,

         Отдыхали лучше бы дома вы.

         Я  ветром северным засвищу,

         Вас я в льдинки превращу.

         Снегу сыпаться повелю!

          Все пути, дороженьки завалю.

          Если встречусь вам на дороженьке,

        Заморожу рученьки, ноженьки»!

Воспитатель: ребята, вы не испугались угроз Снежной Королевы?

- Как вы думаете, какими надо быть, чтобы справиться с заданиями?

Дети: (версии детей).

- Да, нам поможет в этом дружба и смекалка. А кто из вас умеет дружить?

- Как вы думаете, кого можно назвать другом?

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте присядем и попробуем все вместе справиться с этим нелегким заданием, попробуем собрать осколки зеркала.

1. осколок.   Игра « Доскажи словечко»

воспитатель  достает свиток

Снежная Королева забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем  нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю……………………………………… снег

С неба все скользят пушинки   серебристые……………………………снежинки

На поселки, на лужок все снижается……………………………………….снежок

Вот веселье для ребят все сильнее………………………………………..снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ………………………………….снежки

Словно в белый пуховик нарядился………………………………………снеговик

Рядом снежная фигурка  это девочка……………………………………..снегурка

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…………………………… снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил……………………………... снег

Воспитатель: Вот и  выполнили первое задание, подсказали нужные слова. Давайте найдем осколку его место.

(Ребенок прикладывает осколок к основе зеркала)

2. Осколок:  «Старые вещи»

Воспитатель: Прислушайтесь, слышите, кто-то плачет – это старые вещи (бутылка из-под лимонада и фломастер). Дети рассматривают предметы.

- Давайте подумаем, как можно продлить «жизнь» этим предметам?  Для чего они еще могут служить?

Ответы детей: - я думаю, что из нее можно сделать горшок для цветов или совок для снега или сыпучих продуктов;

 - а я думаю, что можно сделать воронку, а из фломастера я бы сделала качели для куклы или бигуди для волос;

 - можно сделать, если распилить на части макароны для игры в «Магазин» и т.д.

Воспитатель: Вот и со вторым заданием  справились.

(Ребенок прикладывает второй осколок)

3. осколок. «Метель»

Физкультминутка.

     Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

                 Закружила метель, словно чудо – карусель,

                 Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…

     И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Воспитатель: Справились еще с одним нелегким заданием.

(Ребенок прикладывает третий осколок).

Воспитатель: Нам нужно спешить выполнить все задания и поскорее собрать все осколки. Присаживайтесь.

4. осколок. Игра « Скажи правильно»

        (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

- Посмотрите - это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку  и сказать, куда она переместилась. Закончите предложение. 

                (воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…………………..под елку.

Снежинка лежит…………………..на ветке.

Снежинка опустилась …………….за елкой.

Снежинка лежит…………………..около елки.

-Молодцы, ребята справились и с этим заданием

.Ребенок прикладывает следующий осколок.

- Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

                        (Дети изображают, как они  замерзли)

- А как можно согреться?

(дети предлагают свои варианты)

- Правильно, а еще  чтобы согреться, надо хорошо потрудиться. Снежная королева предлагает вам создать своими руками заснеженные веточки.

5. осколок  «Заснеженные веточки»

- Как можно это сделать? (показ, объяснение)

Сухие веточки деревьев, кустарников; клей ПВА, кисточки, влажные салфетки; шарики пенопласта.

- посмотрите, какие красивые заснеженные веточки у нас получились! И задание Снежной Королевы мы выполнили, приложите последний осколок разбитого зеркала.

                                Ребенок прикладывает последний осколок.

Воспитатель: какое же чудо произошло?

Ответы детей: Мы справились со всеми заданиями. Собрали из осколков зеркало, и теперь никто не пострадает от злого умысла тролля и Снежной Королевы. Никто не станет злым.

Воспитатель: Что нам помогло справиться с этим нелегким заданием?

Ответы детей: Ум, смекалка, доброта, дружба и т.д.

Воспитатель: правильно, сообща, вместе можно преодолеть любое препятствие, выполнить любое задание, справиться с любыми трудностями.

Итог занятия: 

- Молодцы  ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии.

- А теперь давайте посмотрим в это замечательное зеркало и улыбнемся друг другу.

Спасибо за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»

Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...

конспект занятия "Четыре времени года"

Тема занятия:   «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...

конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"

использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей...

"Четыре времени года"

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....

"Четыре времени года"

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста....