Планирование работы по развитию речи у детей по возрастам
методическая разработка по развитию речи по теме

Поддубная Екатерина Владимировна

 

Актуальные задачи развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pechat_aprel_no2.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Планирование работы по развитию речи у детей по возрастам»

Актуальные задачи развития речи детей дошкольного возраста.

1.Основные задачи педагога в области развития речи детей.

  1. Прививать владение литературными нормами и правилами родного языка, учить свободно выражать свои мысли.
  2. Развивать культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.
  3. Обучать нормами правилам речевого этикета, умение пользоваться им в зависимости от ситуации.
  4. Развивать и совершенствовать речевую активность ребенка

2.Основные направления  развития речи дошкольников.

  1. Развитие лексической стороны речи (словарь, словарный запас).
  2. Звуковая культура речи (фонематический слух, произношение).
  3. Грамматический строй речи (словообразование).
  4. Формирование связной речи(составление монолога).

3. Планирование по возрастам:

  1. Вторая младшая группа.

I.

Ведущая линия в развитии – ЗКР.

Воспитатель должен уделять внимание чистоте своей речи.

Основные задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия слуха и обучение правильному звукопроизношению, развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции (четкое ясное произношение звуков, слогов и слов).                                                                                                                                                                        

                      Наличие картотек

Упражнений «Угадай, кто кричит», «Что это за звук»

Игр на звукоподражание «Шутки - чистоговорки»  бу-бу-бусидит ворон на дубу

                                                                                       Бы-бы-бы идет дым из трубы

Развития чувства ритма: потешки, скороговорки.

Называние слов сходных по звучанию МЫШКА-МИШКА

2)Развитие интонационной стороны речи.

        Учить детей правильно пользоваться интонацией, изменять интонацию в зависимости от ситуации, выражать интонацией свое отношение к чему-либо.

                Стихотворения, потешки диалогового порядка

3)Развитие умений регулировать темп речи.

                             Музыкальные занятия

                             Игры, упражнения  нараспев

                             Простейшие фразы из 3-х слов

      4)Развитие умения регулировать силу голоса

                             Как идет медведь   ТОП-ТОП

                             Как мышка  топ-топ-топ

                             Как мычит корова МУ-МУ

                             Как мычит теленок му-му

                             Скажи шепотом…

                                                                                                                                             

П.Лексическая сторона речи.

        1)Накопление словаря на основе знаний об окружающем мире.

        2)Подведение детей к пониманию смысла слов

        3)Обучение активному применению слов

        4)Использование в речи не только существительных, но и наречий, глаголов, прилагательных.

        Методы: Кто это

                           Что это

                           Скажи какой

                            Кто, что умеет делать

                            Что с этим предметом делать

                            Кто скажет больше о лисе….

                            Сравнение двух предметов: опишите яблоко и апельсин

        Игры на формирование понимания и умения обобщать.

Назови одним словом: чашка, ложка, тарелка – посуда.

Продолжи дальше.

        Игры на понимание семантических отношений слов:

Птица – летит

Рыба – плывет

Суп – варят

Дом – строят

        Ознакомление с простейшими многозначными словами НОЖКА. РУЧКА, ИГОЛКА

Ш. Грамматический строй речи.

        1)Развитие понимания и использования в речи различных грамматических средств. Развитие умений активного поиска правильной формы слова.

        2)Обучение изменению слов по падежам не только в единственном, но и во множественном числе.

        Чего не стало

        Чего не хватает

        Чего нет у кого-то, у чего-то

        Для кого угощение.

        3)Упражнение на согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

        Красное солнце

        Красная лента

        Красный бант…

        4)Игры на использование предлогов.

        5)Упражнения на правильное произношение повелительной формы глагола

        Попроси……………

        Предложи………….

        Позови……………..

        6)Спряжение глаголов по лицам и числам

(Показ картинок Я бегу

                              Он бежит

                      Они бегут

        7)Образование видовых глаголов

Вставай! Он уже встает………

        8)Словообразование существительных

        9)Образование глаголов с помощью приставки.

Глагольно-именная форма(глагол образуется от имени существительного) звонок -звенит

                                    СРЕДНЯЯ ГРУППА.

  1. ЗКР. Задачи те же, что в мл. группе  + знакомство с термином ЗВУК, СЛОВО

1)Упражнения типа назови первый звук

2)Найди звук  М в слове МАШИНА

3)Придумай слова на такую то букву …

4)Чтобы звук был в середине

       5)Придумай похожее слово

П. Словарная работа + подбор синонимов и антонимов

        1)Игры скажи по другому

        2)Скажи наоборот

        3)Игры на подбор действия к предмету (что делает утюг и что можно гладить).

        4)Подбор прилагательных к предмету (что бывает круглым, что бывает резиновым)

Ш. Грамматический строй речи + согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже (чего не стало! Красной ленты

                                                                Красного банта

                                                                Красного солнца

                                  У стола нет деревянной ножки.

                                  У стола нет двух деревянных ножек.

2).Образование множественного числа

Зайчонок. У нас много зайчат.

3).Образование слов при помощи разнообразия суффиксов

        СОЛЬ – СОЛОНКА

           МАСЛО-МАСЛЕНКА

        КОНФЕТЫ-КОНФЕТНИЦА

4). Образование существительных с помощью приставок ПОДОСИНОВИК

                                СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

1, ЗКР +

1)Различение звуков не только в словах, но и в фразовой речи

2)Дифференциация пар звуков (Найди, в каких словах есть С З ; со второго полугодия – фразы).

        Дифференциация      С  З

                                С   Ц

                                Ж  Ш

                                Ч   Щ

                                З   Ж

3)Формирование у детей представлений о линейных звуковых единицах

ЗВУК, СЛОГ, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ

4)Различение звуков по их качественной характеристике ГЛАСНЫЕ – СОГЛАСНЫЕ

5) Анализ слов по количеству Слогов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА + УДАРЕНИЕ

      П. Словарь.

1)Учить детей различать смысловые оттенки слов и подбирать слова к определенной ситуации. Подбор слов-синонимов

                            Сущ.прил.глаг.

                  Слова- антонимы

  1. Учить подбирать детей слово к словосочетанию

Как можно сказать  БЫСТРО БЕЖАТЬ   -- МЧАТЬСЯ                                                  

                                   РОТ ДО УШЕЙ – РАДОСТНЫЙ

3) Знакомство с фразеологизмами

                                    БИТЬ БАКЛУШИ

  1. Раскрывать смысл пословиц и поговорок

Подготовительная группа +  5).Обучение пониманию переносного смысла слов: острый суп, нож, язык, перец, глаз, ум, карандаш………….

Ш. Грамматический строй речи.

+ Словообразование при помощи суффиксов и приставок (игры слова-родственники

Снег-снежинка).

2)Образование слов с уменьшительными, увеличительными и ласкательными

суффиксами.

3)работа по различению смысловых оттенков прилагательных

КРАСНЫЙ – КРАСНОВАТЫЙ(немножко красный)

  1. Работа по различению смысловых оттенков глаголов. При помощи приставок.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА +

      4)Употребление в речи несклоняемых существительных

      5)Образование степени прилагательных:

        Красивый – еще красивее

           Большой    - еще больше

            Тихий   - еще тише

            Добрый  - еще добрее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР

Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНРМесяцНеделяТемаСлуховое восприятиеСентябрьIV"Человек. части тела и лица"1.    «Руч...

Работа по развитию речи для детей дошкольного возраста

Работа по развитию речи для детей дошкольного возраста...

Консультация «Лэпбук, как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Консультация «Лэпбук, как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста»...

Приемы и работа по развитию речи для детей младшего возраста

Методы  и  приемы  работы  по  развити  речи...

Методы и приемы в работе по развитию речи у детей раннего возраста

Сообщения выступления на семинаре "Речевое развитие дошкольников"...