Приемы и работа по развитию речи для детей младшего возраста
консультация (младшая группа)

Методы  и  приемы  работы  по  развити  речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы на разных этапах развития речи детей

Дети  младшего дошкольного возраста

Развитие звуковой стороны речи дошкольников младшей группы

От звукового оформления зависит ясность речи, сила ее воздействия на слушателей, поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики, мелодико-интонационной стороной речи. Во время игр и занятий нужно обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.

В младшем дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию звуковой культуры речи.  Для отработки дикции (отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков) используются разнообразные  упражнения:  шутки-чистоговорки;  потешки; поговорки; фразы, содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).

 Приемы работы  по развитию звуковой стороны речи:

  • Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе): «Веселый язычок» (пощелкать языком, сделать язык широким – узким и т.п.); «Чистим зубки» (улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы);  «Месим тесто» (улыбнуться, пошлепать языком между губами  "пя-пя-пя-пя-пя", покусать кончик языка зубками  чередовать эти два движения); «Чашечка» (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки",  т. е. слегка приподнять кончик языка), «Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы – зубы сомкнуты); «Заборчик» (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы); «Маляр» (губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить – "покрасить" нёбо); «Лошадка» (вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ "узким" языком, как цокают копытами лошадки);  «Пароход гудит» (губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."); «Слоник пьёт» (вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника", "набирать водичку", слегка при этом причмокивая); «Индюки болтают» (языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."); «Орешки» (рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики – "орешки"); «Качели» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы); «Блинчик» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу); «Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу); «Шарик» (надуть щеки, сдуть щеки); «Барабанщик» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...") и др.
  • Упражнения на развитие речевого дыхания (чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох):  «Одуванчик» (прогулке найти  одуванчик и подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки); «Бабочка, лети!» (дуть на бумажных бабочек, которые подвешены на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка, чтобы они «летели»; дуть можно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова).
  • Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»;  «Исполни песенку ветра, мотора, жука …»;

«ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ»:

– «Му – Му –у» – кто это мычит?

– «Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

– «Ко-ко-ко» – кто теперь?

– «Ква-ква-ква» – а это кто?

– «Ку-ку, ку-ку» – чей это голос?

– «Тик-так, тик-так» – а это что?

И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

  • Дидактические игры: «Угадай кто позвал?» «Телефон», «Гуси-лебеди и волк», «Жуки» (условия последней игры: малыши в хороводе изображают комнату, а несколько ребят выступают в роли жуков, которые весело жужжат и залетают в комнату, вдруг от ветра хлопает форточка (дети в хороводе хлопают в ладоши), жуки начинают жужжать громко, тревожно и улетают).
  • Чистоговорки  (упражнения на отработку дикции – отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): «Бы-бы-бы — идет дым из трубы»; «Ду-ду-ду,  растут яблони в саду»; «Ду-ду-ду, живет уточка в пруду»; «Жи-зы, жи-зы, жи-зы-зы, есть козлята у козы»;  фразы со звуками Ш и Ж: «Ша-ша-ша — мы купаем малыша»; «Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»; «Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»; «Жа-жа-жа — мы увидели ежа»; «Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»;«Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?».
  • Скороговорки (упражнения на отработку дикции): «Проворонила  ворона  вороненка», «Около кола колокола», «Шесть мышат в камыше шуршат», «У Сани едут сани сами»,  «Во дворе – трава, на траве – дрова», другие.
  • Загадки: «Лежит  под  крылечком, хвост колечком» и др. 
  • Пословицы  и поговорки: «Семь раз отмерь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда». 
  • Игры-драматизации: например, перед чтением басни «Квартет» необходимо изобразить персонажей: «проказницу-мартышку», «осла»,  «козла», «косолапого мишку».
  • Стихи и считалки: 

Слушая стихотворение, дети произносят звукоподражательные  слова:

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль, тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Рекомендуется заучивать с детьми небольшие поэтические тексты:

Простокваша                                      

Простокваши дали Клаше,                          Синичка, синичка –

Недовольна Клаша:                                      Воробью  сестричка.

  • Не хочу я простокваши,                         Воробей-воришка

Дайте просто каши!                                    Залез в амбаришко, –

Дали вместо простокваши                          Клевать просо

Каши Клаше нашей:                                     Своим носом.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела – встала,

«Спасибо» сказала.

Формирование  грамматического строя речи:

Чаще всего затруднения у младших дошкольников вызывают следующие грамматические формы:

1. Окончание сущ. мн. ч. Р.п. (ов): не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.

2. Образование мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных: не львенки, а львята.

3. Образование ср. ст. прилагательного: например, резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже; при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.

4. При образовании глагольных форм: наст. и прошедшего времени с чередующими звуками (скачет - скакал); повелительное накл. (поезжай); спряжение глаголов и т.п.

Упражнения:

  • Назовите детенышей:  львица и …,  волчица и …,  свинья и …,  собака и …,  лошадь и …,  корова и …,  кошка и …
  • Назовите ласково и нежно: кошка, птенец, щенок…

Словарная работа

На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов, причем неупорядоченный набор, поэтому развитие речи включает не  только обогащение словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению (семантике).

Руководство развитием детского словаря рекомендуют начинать не с обучения новым словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса — с обращения к их опыту. Ребенок иногда объясняет смысл слова с точки зрения детской логики, поэтому надо работать над отработкой умения употреблять слова в соответствии с их действительным смыслом.

В.В. Вересаев описывает, как в детстве он был удивлён, когда человек, которого называли сыном кухарки, оказался большим мужчиной с рыжими усами. Он думал, что «сыном» может быть лишь маленький мальчик, придавая, таким образом, этому слову своё, особое значение.

Упражнения:  

  • Назовите предметы по указанным признакам  («Что это?», «Кто это?»).
  • Назовите характерные признаки предметов: цвет, форму, величину («Какой?»).
  • Назовите действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, действия человека («Что делает?», «Что с ним можно делать?»).
  • Назовите одним словом (платье, рубашка – это одежда и др).
  • Опишите ручей (чистый, голубой, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный).
  • Опишите осень (золотая, поздняя, ранняя, пестрая, теплая, хмурая, холодная, радостная, багряная, солнечная, дождливая).
  • «Придумай слово»:

То, что делает человек (спит, прыгает, работает).

Что можно шить? (платья, одежду).

Штопать? (носки, одежду).

Двигать? (стол, стул).

Что бывает круглым? (мяч, шар).

Что бывает низким? (стул, кровать).

Что бывает высоким? (шкаф, рост).

Веселый (какой?) – добрый, искрящиеся глаза.

Грустный (какой?) – печальные глаза, опущенные уголки рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...