НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Геворкян Светлана Григорьевна

Рассказывание по картине Васнецова Иван - царевич на сером волке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kartine_vasnecova.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривание картины В.М.Васнецова Иван царевич на сером волке.

Рассказывание на тему картины.

Задачи:

- Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев, пейзажа;

- Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;

- Учить использовать в речи слова, характерные для сказки (кафтан, чащоба, трясина и др.);

- Побуждать использовать наиболее точные слова для характеристики настроения героев картины;

- Воспитывать умение понимать сказочные эпитеты (Иван-царевич, Елена-Прекрасная, серый волк).

Ход НОД:

Ребята, отгадайте загадку:

            Есть у радости подруга,

            В виде полукруга.

            На лице она живёт,

            То куда-то вдруг уйдёт,

            То внезапно возвратится.

             Грусть тоска её боится. 

             Что это? (улыбка)

 Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим.

На стенде выставляется репродукция картины  Виктора  Михайловича Васнецова  Иван – царевич на сером волке.

- Как вы думаете, кто автор этой картины? Какие картины этого художника вы знаете? (Аленушка, Богатыри).

- На тему какой сказки художник нарисовал картину?

- О ком эта картина? (о волке, Иван – царевиче, Елене Прекрасной).

- Как вы догадались, что это Иван-Царевич? (по одежде).

- Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы думаете, почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?

- Какой пейзаж окружает героев? Почему?

Пейзаж, окружающий героев, грустный, тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь. Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины…

…Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с Еленой Прекрасной, возлюбил её сердцем, а она Ивана-царевича…

- Это главные герои сказки. Почему их так зовут? (Сказка о добре – оно побеждает, а зло наказывается; о том, что друзья всегда помогают; Иван-царевич – сын царя; Елена Прекрасная была очень красива)

- Откуда и куда едут герои?

- Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену (сюжет) нарисовали?

Давайте с вами представим, что мы художники, но необыкновенные, мы умеем рисовать словами. Предложить детям нарисовать картину словами. В анализе отметить содержание рассказа, его форма, наличие описания и концовка.

- В заключении прочитать стихи, навеянные сказочными сюжетами:

И начну у бабки сказки я просить,

И начнет мне бабка сказку говорить:

Как Иван-царевич птицу-жар поймал,

Как ему невесту серый волк достал…

И во сне мне снятся чудные края.

И Иван-царевич – это будто я.

И я вижу во сне, как на волке верхом

Еду я по тропинке лесной

Воевать с чародеем-царем

В ту страну, где царевна сидит под замком,

Изнывая за крепкой стеной.

Там стеклянный дворец окружают сады,

Там жар-птицы поют по ночам

И клюют золотые плоды,

Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды –

И не веришь и веришь очам.

- Придумайте, чем мог бы закончиться сюжет картины Васнецова.

 Игра: Подберите слова по смыслу - наоборот:

Медведь осенью засыпает, а весной……(просыпается)

Березка от ветра наклонилась, а затем…. (выпрямилась)

Мы в метро сначала спускаемся, а потом ….(поднимаемся)

При расставании люди прощаются, а при встрече….(здороваются)

Мокрое белье развешивают, а сухое….(снимают)

Вечером солнце заходит, а утром….(восходит)

Старую мебель надо вынести, а новую ….(внести)

Мальчик рукавичку уронил, а потом ….(поднял)

По одежке встречают,…. А по уму….(провожают)

Птицы осенью улетают, а весной…(прилетают)

Осень заканчивается, а зима….(начинается)

Весна уходит, а лето …..(приходит)

Пчела в улей влетела, а затем….(вылетела)

Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь
Походим мягко как лисята
И как мишка-косолапый
И как заинька-трусишка
И как серый волк-волчишко
Вот свернулся еж в клубочек
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.

- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие
.

Пусть ваши дружные пальчики возьмут карандаши и закрасят прямоугольник цветом, которым вы раскрасите свое настроение после сегодняшнего занятия.


Занятие по развитию монологической речи: "Страна цветов" в подготовительной групп
Занятие по развитию монологической речи: "Страна цветов" в подготовительной группе. Детский сад 50. Конспект занятия

е. Детский сад 50. Конспект занятия

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ страна цветов

Программное содержание:

  1. формировать умение детей составлять рассказы, сказки, загадки о комнатных растениях, используя знания и представления об окружающем мире;
  2. закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений, об условиях необходимых для их роста и развития;
  3. развивать креативное мышление дошкольников посредством использования на занятиях элементов ТРИЗ-РТВ, моделирования и схем;
  4. воспитывать у детей навыки экологически грамотного поведения в процессе повседневной жизни, приобщая к ценностям сотрудничества друг с другом.

Методы и приёмы:

  1. музыкальное сопровождение;
  2. беседа;
  3. вопросы к детям;
  4. рассказы детей;
  5. игровой момент (“выполнение заданий от Дюймовочки”);
  6. загадки;
  7. физ. минутка “Тюльпан”;
  8. подвижная игра “Волшебные круги”.

Материал:

  1. жетоны для всех детей; макет цветка с семью лепестками;
  2. домик “Дюймовочки”;
  3. дидактическая игра “Собери цветок” (разрезные картинки);                        иллюстрации с изображением комнатных растений;
  4. мячик.

Словарная работа:

  1. активизация словаря: размножение растений, черенкование.

Звуковая культура речи:

  1. упражнять детей в отчётливом произнесении сонорных звуков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу с воспитателем, в центре группы домик (оформленный цветами, маленькой мебелью), в домике никого нет, но оставлена записка и макет цветка.

Воспитатель читает записку: “Я очень люблю цветы и очень многое знаю о них. А вы тоже имеете представление о комнатных растениях или нет? Чтобы это проверить, я приготовила для вас задания на цветке. Выполнить задания по Цветам радуги. Дюймовочка.”

Дети вспоминают стихотворение, проговаривают его: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В каждом слове первый звук определяет цвет лепестка и номер задания.

Задание 1. “Лепесток красного цвета”.

“Рассказать о своём любимом растении”

Для выполнения этого задания дети вытягивают жребий. У кого жетончик с изображением цветка, те дети и рассказывают о комнатном растении. (3 ребёнка)

Задание 2. “Оранжевый лепесток”.

Воспитатель загадывает загадку о цветке:

Зеленые листочки,
А на кусточках ярко-красные комочки. (Ангинник)

Ребята делятся на пары. Каждая пара придумывает загадку для других детей.

Физкультурная минутка. “Тюльпан”. Музыка К. Черни

И.п. – руки перед собой, соединить средние пальцы.

Вырос тюльпан

Утром тюльпан раскрывается

Соединить ладони, поднимая руки к подбородку. Раскрывая ладони в стороны, локти соединить.

На ночь тюльпан закрывается

Соединяя ладони, опустить руки вниз. Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.

Тюльпанное дерево

Раскидывает свои ветви

Руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.

И осенью листики опадают

Повернуть ладони вниз и руки мягко опустить вниз, чуть перебирая пальцами

Задание 3. “Жёлтый лепесток”.

Дидактическая игра “Собери цветок” (из 6-8 частей).

Дети называют и находят то комнатное растение в группе, которое получилось из пазлов.

Задание 4. “Зелёный лепесток”.

Подвижная игра “Волшебные круги”.

Дети раскладывают фотографии комнатных цветов по заданию: в зелёный круг – цветущие с листьями; в синий – растения с листьями, но не цветущие; в желтый круг – остальные (кактусы). Объяснить свой выбор (так как кактусы не относятся в два предложенных круга, но они тоже комнатные растения).

Задание 5. “Голубой лепесток”.

“Расскажи о цветке по схеме” (3 ребёнка).

Подвижная игра: “Цветы и пчёлы”.

Дети делятся на две команды: “пчелы”, “цветы”. Играет музыка - “пчелы летают”; музыка замолкает – “пчелы садятся на цветы” (кладут руки на кисти других детей). Затем дети меняются ролями.

Задание 6. “Синий лепесток”.

“Путешествие цветка” - коллективное составление сказки.

Начало сказки говорит воспитатель: “В цветочном саду у Дюймовочки вырос цветок…”. Дети передают мяч друг другу и говорят предложение для составления коллективной сказки.

Задание 7. “Фиолетовый лепесток”.

Дюймовочка за правильно выполненные задания, оставила для детей призы: разукрашки и печенье “Розочки”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративная НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ФФНР." Развитие связной речи в разных видах деятельности. Экспериментирование с водой"..

конспект НОДРазвитие связной речи в разных видах деятельности в подготовительной группе. Экспериментирование с водой.  используемые технологии:...

НОД по развитию речи в подготовительной группе по развитию речи "В гости к нам зима пришла"

Цель:расширение и обобщение знаний детей о зиме.Программные задачи:- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова, пр...

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе. «12 апреля – День Космонавтики. Покорение космоса».

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе.«12 апреля – День Космонавтики.Покорение космоса&r...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...