Тема «Звук и буква «Х». Осень в лесу».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Денисова Белла Геннадьевна

 

развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи; знакомство со звуком и буквой «Х»; уточнение и расширение словарного запаса в рамках лексической темы «Осень»; совершенствование грамматического словаря речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.zvuk_i_bukva_h.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква «Х». Осень в лесу».

Цель: развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи; знакомство со звуком и буквой «Х»; уточнение и расширение словарного запаса в рамках лексической темы «Осень»; совершенствование грамматического словаря речи

Коррекционно-образовательные задачи:

-Учить детей дифференцировать звук [Х] от звуков [Г], [К] на слух и в произношении;

- закреплять навык определения места звука [Х] в слове (начало,

   середина, конец);

- продолжать учить детей находить в ряду слово, отличающееся от  

  остальных по звуковому составу;

- закреплять навык звукового анализа и синтеза слогов и слов;

- учить детей согласовывать числительные «двух», «трех»,

   «четырех» с прилагательными и существительными мн.числа;

- активизировать и закрепить знания по теме «Осень»;

- закрепить навык чтения одно-, двусложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать связную речь;

- развивать произвольное и слуховое внимание;

- развивать фонематический слух

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать у детей доброе отношение к домашним животным;

-воспитывать умение работать в коллективе;

-формировать доброжелательность, инициативность.

Оборудование: предметные картинки на изучаемый звук; игра «Телефон»; наборное полотно с буквами; цифры «2, 3, 4» и осенние листочки; раздаточный материал: домики, конверты для звукового анализа, карточки к игре «Буква потерялась»; музыка осеннего леса, дождя; магнитофон.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Логопед загадывает загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает -

Когда это бывает?    (осенью)

- Сегодня мы побываем в осеннем лесу. Послушайте.

(звучит музыка осеннего леса, дождя)

- Дети, назовите признаки осени. Что происходит осенью в природе? (ответы детей)

- Скажите, а какая бывает осень? Подберите разные определения.

(золотая, ранняя, поздняя, разноцветная, долгожданная, теплая и т.д.)

2.Основная часть:

- В нашем лесу вдруг поднялся ветер (дети дуют) и набежали тучки (нахмурили брови) и закапал дождь.

Игра «Песенка дождя»

- Дети, послушайте внимательно и повторите песенку дождя

// -// - ;     - // // //;  -//-//-;    // // // - - (дети хлопками повторяют ритм «дождя»)

Игра «Чего не стало?» Вдруг налетел ветер, сдул с деревьев листья.

 (У логопеда в руках цифры (от 2 до 4) и картинки осенних листочков)

- Чего не стало? (Не стало двух осиновых листочков, трех дубовых и т.д.)

Пальчиковая гимнастика

-Дети на что похожи листья ?

На мою ладошку лист похож у клена:(ладошки соединены вместе, пальцы врозь)    

Осенью оранжевый, летом – он зеленый, (показываем одну сторону, другую)

Словно перышки листочки у рябинки, (самомассаж  пальцев рук)

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья как монетки,        (ук. пальцем рисуем круг на ладошке)

У каштана – словно опахало.         (ладошками машем словно веером)

Было листьев очень много летом, (показываем руками «много»)

Осенью их очень мало стало           (показываем руками «мало»)

-Теперь нам пора возвращаться домой. (дети садятся за столы)

 Игра на развитие фонематического слуха «Телефон»

- Сейчас я позвоню каждому по телефону, а вы  внимательно послушайте повторите правильно мои слова:

Кот-кот-ход;  кот-ход-кот;  ход-кот-кот; и т.д.

-Посмотрите на мои картинки и отгадайте с каким звуком мы сегодня познакомимся. Какой общий звук «живет» во всех словах? ([Х]).

Характеристика звука.

- Какой он? (согласный, твердый, глухой. Живет в синем домике и обозначается буквой Х).

Игра «Домики» (определение места звука)

-Определите место звука [Х]в слове (начало, середина, конец)и подберите правильное окошко. (хлеб, мох, бухта, пух, хобот)

Игра «Четвертый лишний»

- Послушайте внимательно и определите какое слово лишнее по наличию звука [Х]? :

Утка, хлеб, халат, художник

Петух, лопух, мак, пух

Игра «Буква потерялась»

- Дети, у вас на столах лежат карточки со словами, в которых потерялась одна буква. Определите какая, впечатайте эту букву и прочитайте слово.

Звуковой анализ слов

- А теперь выложите ваши слова схемами из квадратиков и кружков. Но сначала давайте повторим с вами эти обозначения.

(дети самостоятельно выкладывают звуковые схемы слов, а двое детей – у доски).

3. Закрепление материала

- Дети, вы хорошо сегодня работали и пришла пора нам с вами отдохнуть.

Физкультминутка «Хомячок»

Хомка, хомка,хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Моет щечки, шейку трет,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз-два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать!

- Ребята, а какие слова со звуком [Х] вы услышали в стихотворении?

- Подберите самостоятельно слова, в которых «живет» звук [Х]. (ответы детей)

4. Итог занятия

- Дети, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

- Что вам понравилось на занятии?




Тема по самообразованию



«Развитие фонематического восприятия



и фонематического слуха у детей с ОНР»





2010-2011 уч. год



Учитель-логопед: Денисова Б.Г.




Управление образования

администрации г. Белгорода

Логопедическое занятие

в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема «Звук и буква Х. Осень в лесу»

                            Подготовила:

                                         Учитель-логопед

                                                              Денисова Белла Геннадьевна

Белгород, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

Конспект НОД по теме: « Звук и буква Д» на материале лексической темы «Поздняя осень»

Цель:Знакомство  с буквой Д.Задачи: - Определение наличия звуков «д», «дь» в словах; - Дифференциация звуков «д» - «дь» в словах; - Закрепление признаков поздней осени...

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Фронтальное занятие по знакомству с новым согласным звуком и буквой. Тема: «Звук Г. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....