Методика разгадывания загадок.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Анферова Наталья Николаевна

Представлен опыт работы с дошкольниками по обучению разгадыванию и составлению загадок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика разгадывания загадок.

Из опыта работы воспитателя Анферовой Натальи Николаевны.

Загадка – это краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности.

Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запоминали как можно больше загадок, а в том, чтобы отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

Первоначально на занятиях главная задача заключается в том, чтобы учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки (Как вы догадались?). На таких занятиях дети сначала рассматривают несколько предметов, о которых  потом будут предложены загадки, причем педагог подчеркивает, только те признаки, которые фигурируют в текстах загадок. Затем дети отгадывают загадки об этих предметах и объясняют свои ответы (два конца, два кольца, посередине гвоздик).

Помимо народных загадок, доступных детям дошкольного возраста, используются и авторские. Когда дети научились отгадывать загадки о знакомых предметах ближайшего окружения, им стали предлагать загадки по представлениям.

Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Например, загадку К.И. Чуковского о сосульке лучше предложить во время прогулки:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

Разгадывание загадок с использованием «Да–нет-ки»

Описание игры

Суть игры сводится к разгадыванию некой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить:

  1. «Да»
  2. «Нет»
  3. «И да и нет»
  4. «Это несущественно»
  5. «Нет информации»

Обучение детей этой игре мы начали с загадывания загадок об овощах. педагог говорит: «Я загадала овощ. Отгадайте, какой?» Дети  задавали вопросы:

  1. «Этот овощ растет на грядке?»
  2. «Он красный?»
  3. «Его кладут в борщ?»

Первоначально детям было трудно задавать вопросы, на которые можно было бы дать ответы, предусмотренные правилами игры. Но постепенно они научились. Таким же образом можно играть в эту игру,  используя и другие лексические темы: животные, насекомые, одежда, сказки и т.д.

Интересная разновидность таких головоломок «Числовые да-нет-ки». Дети отгадывают задуманную цифру или число. («Эта цифра больше 3? Эта цифра меньше 7? Эта цифра находится между 6 и 4?»)

Игра «Черный ящик» - задача игроков, задав 10 вопросов отгадать, что находится в «черном ящике». Здесь нужно тщательно продумывать вопросы, чтобы «экономить» их и не выспрашивать ненужные детали.

Обучение составлению загадок.

Еще в начале учебного года мы начали учить детей составлять описательные загадки. Например, изучив лексическую тему «Дикие животные», когда дети усвоили особенности внешнего вида животных, их повадки, среду обитания и пр., они легко составляли описательные загадки о диких животных.

Кирилл Г.

Живет в море, носит на себе домик.

                                        (Черепаха)

Рустам О.

Он полосатый, живет в зоопарке, питается газелями.

                                                                (Тигр)

Саша Г.

Оно очень длинное и живет подальше от человека. Если укусит, то яд только высасывать, но не съедать его, а то умрешь.

                                                                (Змея)

Также учились составлять загадки, используя алгоритм:

Объект                      Действие                       Результат

Дрига Л. Н. продемонстрировала это на открытом занятии. Дети придумывали загадки о сказочных персонажах.

Некто послушал хитрую. В результате остался без хвоста.

                                                                        (Волк)

Один мальчик всем помогал и спас папу из тюрьмы.

                                                                        (Чиполино)

Некто пошла через лес и ее съели, а потом спасли.

                                                        (Красная Шапочка)

В настоящее время начали обучение детей составлению загадок по модели №1.

                                                                        Модель №1

Какой?

Что бывает таким же?

(как или но не)

По цвету.

По действиям.

По форме.

Привлекли к этой работе родителей. Вот какие загадки составили дети вместе с родителями.

Марк К.

Желтый как лимон, прыгающий как заяц, круглый, но не апельсин.

                                                                                (Мяч)

Рустам О.

Черная как ночь, шипящая, но не змея, круглая как колесо.

                                                                (Сковорода)

Сережа В.

Белый как сахар, морозящий как снег, прямоугольный, но не шкаф.

                                                                        (Холодильник)

Детям очень нравится, как отгадывать, так и составлять загадки.

                                Воспитатель Анферова Наталья Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная игровая технология по разгадыванию загадок-обманок для детей с ОНР шестого года жизни по теме «Птицы»

В презентации представлены загадки- обманки, которые могут использоваться на логопедических занятиях в подготовительной группе ДОУ...

Закрепление знаний детей экономических терминов через разгадывание загадок

Ø  воспитать умение определять и различать потребности человека; Ø  расширить представление детей о труде взрослых; Ø  формировать представления о расходах, понимать основные ...

ЗНАКОМСТВО С МНЕМОТЕХНИКОЙ. РАЗГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Элементарная поисковая деятельность по разгадыванию загадок

Элементарная поисковая деятельность по разгадыванию загадок...

Разгадывание загадок.

Разгадывание загадок.Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке. Значение загадок:Загадки позволяют эф...

Методические рекомендации для воспитателей по обучению разгадыванию загадок.

Методические рекомендации для воспитателей по обучению разгадыванию загадок....