Главные вкладки

    Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами
    учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

        Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    игры и упражнения                                                                               по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными

    Автор: Ашейчик ТатьянаАлександровна, преподаватель ГБОУ СПО педагогического колледжа №8 Санкт-Петербурга                                                                                             2013 г.                      

    1. «Назови одинаковые слова в двух стихотворениях (фразах), объясни их значение»                                                                                                                       Цель: развитие умения видеть в стихотворных текстах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные),       объяснять их значение.                                                                                                    Ход игры: взрослый читает два небольших по объёму стихотворных текста,    ребёнок должен услышать в каждом из них одинаковые слова и объяснить их смысл в контексте стихотворения.                                                                   Материал:

    *Петя, петя, петушок,                                       Петушок, петушок,                                                    Золотой гребешок,                                            Подари мне гребешок.                                                     Масляна головушка,                                         Ну, пожалуйста, прошу,                                                      Шёлкова бородушка.                                        Я кудряшки причешу!    

    * В одной стране, чудной стране,                    Всегда язык в работе,                                                                                                           Где не бывать тебе и мне,                                 Когда говорим.                                                     Ботинок длинным языком                                Он отдыхает,                                                                 С утра лакает молоко.                                       Когда мы молчим.  

    * В этом сне – воздушный шарик,                   У меня есть шарик новый,                                                                                   В этом сне – собака Шарик,                             Он такой пустоголовый!                                                              В этом – голуби летят,                                      Всё витал бы в облаках,                                                               В этом – дети спать хотят.                                Да я держу его в руках.            

    2. «Доскажи словечко»                                                                                       Цель: совершенствование умения заканчивать фразу недостающим в ней и подходящим по смыслу словом.                                                                              Ход игры: взрослый произносит предложение, ребёнок называет в нём последнее слово.                                                                                                               Материал:

    *Мама купила в магазине «Головные уборы» новую модную… (шляпку).               Я узнал подосиновик издалека по его яркой красной… (шляпке).

    * Мы с друзьями решили отправиться в путешествие на воздушном …(шаре). Я шёл на парад и держал в руке большой воздушный…(щар).                              

    * У гномика в руках был золотистый звонкий… (колокольчик).                                  На поляне росло много белоснежных ромашек и голубых…(колокольчиков).

    * и т.п.                                                                                                                              

    3. «Скажи по-другому»                                                                                           Цель: формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.                                                                    Ход игры: ребёнку показывают и называют парные картинки (например, хвост лисы и хвост самолёта), ему необходимо подобрать к ним синонимичные названия. К первой паре картинок взрослый даёт образец названий.                                                                                                                              Материал:

    *спинка малыша (головка, ножка, нос) - часть тела человека; спинка стула - часть стула (дивана), предназначенная для удобства во время сидения человека;                                                                                                                        

    * мамина шляпка - головной убор; грибная шляпка - верхняя часть гриба;      

    * серая мышь - грызун, мелкое животное; мышь - компьютерный пульт;                  

    * звезда - небесное тело; орден Красной Звезды - правительственная награда;    

    * ласточка - птица; ласточка - гимнастическая фигура;                                                

    * тарелка - предмет посуды; тарелка - музыкальный инструмент;  и т.д.

    4. «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»                                                              Цель: развитие понимания описанных в загадках признаков предметов, умения объединить их в единый образ.                                                                                                                                      Ход игры: дети рисуют отгадки к услышанным загадкам.                                                                                                                            Материал:

    * Я уколов не боюсь, если надо уколюсь (иголка шприца);                                                      

    Вдруг иголки и булавки вылезают из-под лавки,                                                         На меня они глядят, молока они хотят     (иголки ежа)                                                        

    Конь стальной, хвост льняной.                  (швейная иголка)                                                      

    * Золотистые …,                                                                                                           Очень дружные сестрички,                                                                                                Ходят в рыженьких беретах                                                                                     Осень в лес приносят летом.                      (лисички - грибы)                                                    

    Рыжие птичницы в курятник пришли,                                                                Всех кур перечли и с собой унесли.          (лисы - лисички - звери)

    *На табло их показали -                                                                                                   Мы результат игры узнали.                                                                                             Спортсмены соревнуются -                                                                                             Зрители волнуются.                                     (очки - результат соревнования)                            

    Два стекла, как две большие лужи,                                                                            Они для зрения нам нужные.                                                                                          Две дужки есть, как рыболовные крючки,                                                                   Оправа в стёклах, всё это - …                    (очки)  

    5. «Исправь ошибку»                                                                                                 Цель: учить замечать и исправлять речевые ошибки, понимая смысл многозначных существительных.                                                                                                                                   Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предмета (многозначного существительного), например, еловой или сосновой шишки,  произносит сопутствующее показу предложение «Егор упал с велосипеда, сильно ударился головой, и на лбу у него вскочила большая шишка». Дети должны заметить и исправить несоответствие картинки и смысла услышанной фразы.                                                                                                          Материал:

    *Картинка - баскетбольное кольцо - «Гости подарили маме на день рождения красивое золотое кольцо с изумрудом»;

    *Картинка - Египетская пирамида - «Любимой Олиной игрушкой в детстве была пирамида»;

    *Картинка - кленовый лист - «На первом листе в своём новом альбоме я решил нарисовать море» и т.п.

    6. «Придумай предложение»                                                                                   Цель: обучение детей самостоятельному придумыванию предложений с многозначными существительными.                                                                                Ход игры: перед детьми лежат карточки с перевёрнутыми вниз картинками. Выбрав любую из них, игрок придумывает по ней предложение.  При выполнении упражнения можно использовать соревновательный приём, разделив игроков на две  команды «Кто придумает самое интересное (длинное, смешное, необычное) предложение?».                                                    Материал:                                                                                                              парные картинки (с многозначными существительными) -                                  тройка, цилиндр, ворота, язык, головки, зонтики, ласты, круг, обрыв, кольцо, пирамида, шляпа, спинка, ножка, ручка, лист, шишка, ёжик, нос, колокольчик и др.                        

    7. «Что лишнее?»                                                                                         Цель: развитие умения выделять в группе многозначные существительные. Ход игры: взрослый показывает ребёнку 4 (5) картинок, среди которых есть «лишняя». Значение остальных (многозначных) ребёнок должен объяснить. Например, звезда - небесное тело, звезда - награда, морская звезда, звезда – ёлочное украшение, снежинка (лишняя картинка).                                          

    Примечание: наглядный материал, игры «Подбери пары», «Запомни, назови» - СМ. в пособии  В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Многозначность существительных» - М., Издательство «Гном и Д», 2003 г.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление старших дошкольников со слоговым составом слова

    Мультимедийная презентация может быть использована для организации консультативной работы с педагогами ДОУ....

    Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с городом Братском

    Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с родным городом...

    "Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"

    Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

    Использование игр и упражнений для ознакомления старших дошкольников с предлогами.

    Недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии. Для  ознакомления детей с предложными конструкциями лучше всего использовать дидак...

    Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова

    Файл содержит дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников старшего возраста. Цель данных  игр и упражнений — показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из зв...

    Знакомство дошкольников с многозначными словами.

    Одним из способов уточнения и расширения словарного запаса дошкольников является ознакомление детей с таким явлением, как многозначность слова....

    Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.

    Восприятие дошкольника – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы...