Использование игр и упражнений для ознакомления старших дошкольников с предлогами.
консультация по логопедии по теме

Кузнецова Марина Владимировна

 Недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии. Для  ознакомления детей с предложными конструкциями лучше всего использовать дидактические игры. Этапы работы над предлогами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и упражнений для ознакомления старших дошкольников с предлогами.

  Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Важную организующую роль в составе речи играют предлоги, занимая значительное место по частоте использования в языке (одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8 % всех слов). Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребёнком языка, и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащения запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.

Для ознакомления детей с предложными конструкциями лучше использовать дидактические игры. Это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра - основной вид их деятельности.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, под,  нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например, « Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал».

Нужно объяснять детям, что на - это на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т. д.); в - внутри чего-то ( в столе, в шкафу и т.д.); под- внизу под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.), активно используя схемы предлогов.

На первом году обучения мы знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях.

Для уточнения понимания пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, в, под, даётся «усечённое» задание: положи кружок... стол, а грибок... стул. С помощью вопросов ( « Понятно, как надо выполнить действие? Одинаковые или разные действия надо выполнить?») учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

Постепенно задания усложняются: в ряду « маленьких слов» надо выделить слова под или на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребёнок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога. Затем детям предлагают задания на понимание обобщённого значения предлогов на, под: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? На стуле, на окне, на полке и т.д. Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причём внимание детей направляется интонацией, паузированием, ударением.

После обучающего момента в занятия включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии.  

 Часто используются подстановочные упражнения. Например, нужно вставить пропущенный предлог (Дети сели ... самолёт). Правильность

усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации. Например: Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Для лучшего усвоения значений предлогов детям предлагают «оречевить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать языковое чутьё, явление переноса, уточнить пространственные представления и выделять предлоги как самостоятельные слова.

Для усвоения значений предлогов можно использовать следующие дидактические игры и упражнения: «Что к чему?» ( предлог к), « Что от чего?» ( предлог от),« Короткие слова», « Кто где живёт?», составление предложений по картинкам, выделение предлогов в тексте, пересказы текстов с предлогами, составление предложений по опорным словам, заучивание короткого текста с предлогами.

При составлении детьми предложения с предлогами используются сюжетные и опорные картинки, вопросы, выкладывание схем предложения. При этом определяют количество слов в предложении. Каким по счёту словом является предлог. Следует обращать их внимание на то, что предлог - отдельное маленькое слово, закрепляя представление о предлогах как отдельных словах.

Литература.

1.Е.Н. Ахальцева. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Логопед. № 4,2008 г.

2. Н. Рудакова. Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям. Дошкольное воспитание. № 11, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к циклу занятий по ознакомлению старших дошкольников с видами спорта "Баскетбол"

Данный материал позволяет познакомить старших дошкольников со спортивной игрой - баскетбол. Слайды расскажут детям об истории возникновения игры, о правилах, о том, что баскетбол является олимпийским ...

Ознакомление старших дошкольников с фольклором народа ханты.

Данный материал предназначен для воспитателей старших дошкольников.В нём говорится о системе работы по ознакомлению с фольклором ханты. Автор предлагает планирование видов детской деятельности с учёто...

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами

  Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....

Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с городом Братском

Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с родным городом...

Методическая разработка организации совместной деятельности дошкольников и педагога по освоению природного и культурного наследия Выборгского района и ознакомлению старших дошкольников с необычными архитектурно-декоративными объектами. Городская прогулка

Объектом для исследования детей во время прогулки могут стать не только известнейшие достопримечательности района, но и самая обычная клумба, имеющая необычное архитектурно-декоративное оформление....

Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте

Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте Концепция м...