пальчиковые игры
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Кочеткова Татьяна Рудольфовна

Палъчиковые игры - это развитие

Когда мы говорим о воспитании и обучении ребёнка, то почему-то забываем о психических, физиологических речевых его возможностях. А ведь ребёнок, как и взрослый, тоже что-то любит делать, а что-то нет.

Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей-родителей.

Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе.

У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребёнком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила...»? Попробуйте напомнить уже подросшему ребёнку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движение руками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_e_ch_e_v_y_e_i_p_a_l_ch_i_k_o_v_y_e_i_g_r_y.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Желтая песенка

Желтое солнце на землю глядит,

Поднимают руки вверх

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Качают руками

Желтые груши на ветках висят,

«фонарики»

Желтые птенчики звонко пищат,

Стучат пальцами по коленкам

Желтая бабочка, с нею букашка,

Машут крылышками

Желтые лютики, с ними ромашка,

Вращают кистями рук

Желтое солнышко, желтый песочек,

Радуйся с нами, милый дружочек.

Хлопки

Пять обезьянок

Пять обезьянок прыгали в кроватке

Свободные движения руками с раскрытыми пальцами

Одна из них упала

Указательными пальцами отмечать ритм

Головою вниз

Коснуться указательными пальцами головы, наклонив ее

Мама к телефону

«набрать» номер телефона

Доктор отвечает

Рука изображает трубку телефона

Запретите детям прыгать и скакать

«грозят» пальцем

Четыре обезьянки прыгают в кроватке…

Один палец зажат ( см. м\р)

Психогимнастика  «Веселый пирог»

Если стало вдруг кому-то

Очень грустно почему-то,

Дети мимикой и интонацией передают грусть

И не знаешь, как же быть,         

Как его развеселить

Пожимают плечами

Мы возьмем стакан смешинок,

«высыпают» стакан одной рукой

Громкий хохот из корзинок

Другой рукой

Рассыпного смеха ложку,

«высыпают» ложку одной рукой

И хихиканья немножко

Другой рукой

Их веселкой размешай,

Размешивают

В тонкий юмор раскатай,

Потирают ладошки

Обваляй все в прибаутках,

Обтирают ладошки

Запекай в горячих шутках,

«лепим» пирожки

Кто попробует кусочек,

Протягивают ладошки

Непременно захохочет

Руки вверх, все смеются, держась за животики.

 Речевая игра на различение динамики голоса        «Баба-Яга»

Бабка – Ежка Костяная ножка

Тихо- идут к Бабе_ Яге

Нос крючком, голова горшком

Громко-показывают нос, голову

С печки упала, ножку сломала,

Тихо – руки  вверх, резко вниз, присели, прыгают на одной ноге

Как гром загремит, Бабка-Ежка полетит.

громко – хлопают, с окончанием слов убегают от Бабы- Яги.

За работу

Ну-ка, братцы, за работу

Покажи свою охоту

Сжимать и разжимать пальцы

Большаку дрова рубить,

Отогнуть большой палец

Печи все тебе топить.

Отогнуть указательный палец

Тебе воду носить,

Отогнуть средний палец

Тебе обед варить,

Отогнуть безымянный палец

Тебе посуду мыть.

Отогнуть мизинец

А потом всем песни петь.

Песни петь и плясать

Наших деток забавлять.

Энергично шевелить всеми палбцами.

Птички

Птички полетели,

Взмахи руками

Крыльями махали

На деревья сели,

Присели

Вместе отдыхали.

Ладошками делают «птички»

Замок

На двери висит замок

Ритмичное соединение пальцев в «замок»

Кто открыть его бы смог?

Потянули, «замок наклоняется в одну, другую сторону

Покрутили, «замок» вращается

Постучали  стучат основанием ладоней

И открыли! Пальцы расцепились.

Весенний лес

Как красив весенний лес

В дымке он стоит зеленой

Поочередно развести руками

На деревьях вздулись почки,

Сложили ладошки

Распускаются листочки

Раскрывают ладошки

Появляются цветочки

Руки поднести к подбородку

Головой кивают,

Кивают головой

Солнышко встречают

Руки вверх

Теремок

Стоит в поле теремок

Руки над головой «крышей»

Он не низок, не высок.

Присели, встали

На двери висит замок

Пальцы в замок

Кто его открыть бы смог

Пожимают плечами

Слева зайка, справа мишка,

«замок» влево, вправо

Отодвиньте-ка задвижку.

Растягивают замок

Слева ежик, справа волк

Замок влево, вправо

Нажимайте на замок

Сильно сжимают пальцы

Зайка, ежик, мишка, волк

Открывают теремок

Разводят руки в стороны.

Кот на печи ( младшая группа)

Кот на печи сухари толчет, стучат кулачком о кулачок

Кошка в окошке полотенце шьет. показывают как шьют иголкой

Маленькие котята на печке сидят, держат лапки, качают головой

На печке сидят да на котика глядят. показывают пальцами «очки»

Все на котика глядят да сухарики едят. щелкают зубами.

Цап – царап

1.У котенка лапки – мягкие подушки  

      Поворачивают кулачки из стороны в сторону.

   А внутри царапки, острые игрушки.

      Раскрывают ладошки, раздвигают пальцы, ладошки вверх – вниз.

  Цап – царап, цап-царап, острые игрушки.

       Сжимают пальцы в кулачки и разжимают.

2. Учит сына кошка: не зевай, сынишка!

        Грозят пальцем

   Где шуршит немножко, там, наверно, мышка

       Приставляют ладошку к уху

   Цап-царап, цап-царап, там, наверно, мышка!

       Сжимают и разжимают пальцы.

3. Учит сына мышка: берегись, сынишка!

     Где шуршит немножко, там, наверно, кошка.

     Цап-царап, цап-царап, там, наверно, кошка!

         Повторение движений 2-го куплета.

Мышки

Вот как наши ребятишки

Расшалились, словно мышки

   Дети «скребут» пальчиками по бедрам

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш-ш-ш…

   Трут ладошкой о ладошку.

Хлопни в ладошки

Тень, тент, потетень,               Налетели воробьи,

Села кошка на плетень.        Хлопни им в ладошки

  Делают руки полочкой         взмахивают кистями рук

        Улетайте, воробьи,

        Берегитесь кошки.

        Грозят пальчиком

Пальчик – зайчик

Посмотрите, что за пальчик!     Дети раздвигают пальцы левой руки и

Ловко прыгает, как зайчик.       указательным пальцем правой руки

На бревно и на пенек                 прикасаются поочередно к каждому

Скок да скок, прыг да скок!      пальцу левой.

Пирожки

Я пеку, пеку, пеку                   «пекут» пирожки

Всем друзьям по пирожку:

Пирожок для мышки,        поочередно загибают пальчики

Для заиньки-малышки,

Для лягушки пирожок,

Мишка, съешь и ты, дружок!

Пирожок тебе, лиса

Очень вкусная игра!        Хлопают в ладоши.

Пальчики и зайчик

Вот как пляшут пальчики     дети вытягивают вперед руки и шевелят

У девочек и мальчиков.          пальчиками

 Подошел к нам зайка,          показывают ушки двумя пальцами

Заинька усатый,

Пальчики потрогать

 Хочет у ребяток.

 А мы пальцы спрятали ,    ведущий с зайчиком ходит около детей.

Спрятали, спрятали,        дети быстро прячут руки за спину

Не заденешь пальчик

Маленькою лапкою.  

Снег – снежок      

Снег-снежок, снег-снежок,            дети постепенно опускают руки.

По дорожке стелется

Снег-снежок, снег-снежок,

Белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок,            плавно качают руками вправо, влево

Замело дорожки,

Снег-снежок, снег-снежок,        поочередно вытягивают вперед то

Тает на ладошке.        правую, то левую руку.

Мы налепим снежков,        «лепят снежки»

Вместе поиграем

И друг в друга снежки        «бросают снежки»

Весело бросаем.

Нам тепло во дворе,        хлопают в ладоши

Не замерзли ушки.        потирают ладонями уши

Накатаем мы снег                              вращают кулачками перед грудью

В белый ком большущий.        разводят руки в сторону

Зимняя прогулка

Очень холодно зимой,    дети скрещивают руки на груди, похлопывают по плечам

Но мы пойдем гулять с тобой. «пробегают» двумя пальцами по бедрам

Я надену шубку,        проводят ладонями от плеч вниз

Я надену шапку,              поглаживают голову двумя руками

Я надену шарфик,            поглаживают шею поочередно каждой ладошкой

И еще платок.

А потом красивые,         поглаживают по очереди руки

Теплые, пушистые

Крошки-рукавички

На ручки натяну.

И хотя я маленькая,        выставление ног на пятку.

У меня есть валенки.

        

На дворе мороз и ветер

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.  Дети потирают руки

Ручки, ручки потирают, ручки, ручки согревают.

Не мерзнут ручки-крошки, мы хлопаем в ладошки.   хлопают

Вот как хлопать мы умеем, вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко.   топают

Вот как топать мы умеем, вот как ножки мы согреем.

                                                                                                         

Выше – ниже

Ель,                             дети поднимаются на носки, руками тянутся вверх.

Елка,                           встают на ступню, разводят руки в сторону.

Елочка,                        приседают, руки перед собой.

Колкая иголочка.        Грозят пальчиком.

Бобик

Вот наш Бобик – славный пес.  Показывают на песика рукой

Гав! Гав!                                       Показывают «лапки»

Белый лобик, черный нос.         Прикасаются ко лбу и носу

Гав! Гав!                                       Те же движения

Бобик, Бобик, лапку дай!           Протягивают руку вперед, «манят»

Гав! Гав!                                      Те же движения

Сядь на коврик и не лай!                   грозят

Тс-с-с-с!..        прикладывают палец к губам.

Елочка

Перед нами елочка.    Поднимают руки, соединяют кончики пальцев

Шишечки, иголочки,  показывают кулачки, указательный палец.

Шарики,  фонарики,    соединяют большой и указательный палец, фонарики

Зайчики и свечки       показывают двумя пальцами «ушки», соединяют ладошки                     

Звезды, человечки.    Раздвигают пальцы, ставят средний и указательный  

        палец на колени.

Варись, варись, кашка

Варись, варись, кашка,        «варят» указательным пальцем по ладошки

В голубенькой чашке

Варись поскорее, булькай веселее!

Буль, буль, буль, буль    сжимают и разжимают пальцы

Варись, кашка, сладка   «варят кашу»

Из густого молока, 

Из густого молока да из мелкой крупки.

У того, кто кашку съест,        грозят пальчиком

Вырастут все зубки.        Щелкают зубами.

Маме улыбаемся

Ой, лады, лады, лады!        Дети хлопают в ладоши

Не боимся мы воды.        Наклоняют голову вправо - влево

Чисто умываемся – вот так!        Проводят ладонями по лицу

Маме улыбаемся – вот так!        Протягивают ладони вперед, улыбаются.

Пирог

Падал снег на порог,        плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.        «пекут» пирог

А пока лепил и пек,

 Ручейком пирог утек.        Волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки        грозят пальчиком

Не из снега – из муки.

Пальчики

Этот пальчик мой танцует,        стучат указательными пальцами по бедрам

Этот вот кружок рисует,        круговые движения средним пальцем

 Этот пальчик ловко скачет,         стучат безымянным пальцем по бедру

Будто легкий, легкий мячик.        

А мизинчик мой, малышка,         царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок        прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку        сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку

Что, устали? Отдыхайте,        сжимают пальцы в кулачок.

Спите, спите, засыпайте.

Туки – тук

Припев:

Туки, туки, тук, тук, тук.       Ритмично стучат кулачками

У ворот и смех и стук. (2р.)   ритмично хлопают

То стучится петушок        соединяют ладошки, сжимают и разжимают

Золотистый гребешок        пальцы, приставляя их к голове.

Припев.        Те же движения

То пришла коза        показывают пальцами «рожки»

Коза - дереза

Припев.        Те же движения

То стучится серый гусь        изображают пальцами «клювики»

Он шипит, а ты не трусь

Припев.        Те же движения

Приходила утка,        переваливаются на месте, держа внизу ладошки

Заиграла в дудку.         туловищу.

Припев.        Те же движения

Даже кисонька – краса         выполняют плавные движения руками вперед

В гости к деточкам пришла        поочередно.

Курочка

Курочка – рябушечка по двору гуляла,  перебирают указательным и средним

По двору гуляла, цыпляток считала.        Пальцами по бедрам

1, 2, 3, 4, 5. посчитаю их опять.          Загибают пальцы, грозят.

Цыпленок

Бедный, маленький цыпленок        прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок.

Пальчиком, как клювом бьет,                стучат указательным пальцем по коленям

Будто бы пшено клюет.

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде –дома и на улице,

Даже здравствуй, говорю я соседской курице.

  (кончиком большого пальца поочередно касаться каждого пальца сначала одной руки, потом другой )

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

   (пальцами одной руки похлопывать по кончикам пальцев другой руки)

Утята

Раз, два, шли утята, три, четыре – за водой.

А за ними плелся пятый, позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.

А девятый испугался – громко-громко запищал.

Пи-пи-пи, не пищи, мы тут рядом, не пищи!

  (поочередно сгибать пальцы обеих рук. На слова «Пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы)

Снежный ком

Мы слепили снежный ком          Он с хвостом и головой

Имитируют        изображают хвост и голову

Ушки сделали потом             За усы не тяни

Делают «ушки» руками        грозят

И как раз вместо глаз             Из соломинки они

Угольки нашлись у нас        показать длинные усы

Пальцы колечком и к глазам             Длинные, блестящие,

Кролик вышел как живой        Будто настоящие

Показывают ушки с прыжком        хлопают в ладоши

Медведь

Ходит по лесу медведь           ходьба медведя

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть ,          разводят руками

Чтобы мог медведь присесть?

То высок пенек,                        правая рука перед грудью

То торчит сучок,                      л. р. на поясе, пр. р. сжата в кулак, палец вверх

То мокрый мох,                        развести руками

То мох пересох,        потереть ладошки

Ох! То низкий пень,               присесть

То густая тень,                        руки поднять

То узкий ров,                          потянуться вперед руками

То гнездо муравьев ,               полукруг перед собой

То колючки сбоку,                  отпрыгнуть в сторону

Нет хорошего местечка          взяться за голову

Это сказка о медведе-привереде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...