Развитие образной речи детей малыми формами фольклора.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ашихманова Лариса Николаевна

Образная речь является частью связной речи. Очень важно её развивать. Одним из таких средств, котрое поможет это сделать - это малые формы фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

       ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.

             Культура речи - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Образная речь является составной частью культуры речи. В это понятие включаются как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

   Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

     А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте.

     В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знание и соблюдение языковых норм, но и умение использовать выразительные средства языка, что характеризует степень искусности речи: лексическое богатство, точность, образность и т.п. С.Л. Рубинштейн отмечал, что речь детей тяготеет к экспрессивности, эмоциональности. Необходимо помочь им реализовать это стремление, научив не только придерживаться языковых правил, но и осознанно пользоваться всеми средствами образности.

       В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания.

    Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.

       В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Струниной Е.М., Ушаковой О.С.и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития образной речи детей.

          Актуальность проведенного нами исследования определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста. Но в  нашем саду этим начинают заниматься с групп раннего возраста. Мы поставили годовой задачей  формирование образной задачи. Педагоги выбирали различные направление по этой теме. Одни разрабатывали развитие образной речи через знакомство с поэзией( в старшей и подготовительной группах), в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, ( в старшей и подготовительной группе), использование малых форм фольклора. Педагоги составили перспективные планы, различные картотеки, подборки картин, литературных произведений. И это принесло положительные результаты.

               Вопросами развития образности речи занимались многие ученые, но, несмотря на это, данная проблема ещё остаётся открытой, поскольку в дошкольных учреждениях работа над образностью речи проводится в недостаточной мере.

        Для выявления особенностей образной речи детей 6-7лет мы использовали методику обследования Гавриш Н.В. За основу были взяты три серии заданий (1 серия заданий направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов; 2 серия заданий  направлена на выявления понимания детьми смысла пословиц; 3 серия заданий направлена, на выявление умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, выделять средства художественной выразительности из текста загадок), были определены уровни, по которым оценивались ответы детей. Таким образом, мы выяснили, что у старших  дошкольников недостаточно развита образная речь. 

      Система работы по развитию (восприятию и пониманию) образной речи велась в течении 4 месяцев в двух направлениях:

1.Обучение на специально-организованных занятиях.

2.Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни(игры с пословицами и поговорками, игры и упражнения на загадывание и отгадывание загадок, игры и упражнения на закрепление полученных знаний).

  Малые формы фольклора использовались не только на занятиях и в повседневной жизни, но также и в театрализованной деятельности, на праздниках.

  Малые формы фольклора будут способствовать развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста, если

— педагоги и родители будут заинтересованными участниками процесса речевого развития детей;

 — малые формы фольклора будут отобраны соответственно возрасту  детей старшего дошкольного возраста;

—  будет  организовано специальное обучение по развитию образной речи детей с использованием  малых форм фольклора на занятиях  по развитию речи, а также в повседневной жизни.

Анализируя методические аспекты развития образной  речи средствами малых форм фольклора, мы условно выделили два этапа работы:

 1. Подготовительный этап.

 2. Основной этап (непосредственно обучение):

      - на занятиях;

      - в повседневной жизни.

   На подготовительном этапе рекомендуется организовать  работу с родителями. Прежде всего, завести  альбом-передвижку, где родители со своими детьми будут записывать  малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, пословицы и поговорки). Привлекать родителей  к организации фольклорных праздников(«Рождество», «Осенины») Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора.

Содержание пропедевтической работы подчиняется образовательной цели обратить внимание детей на форму и содержание метких образных изречений, типизирующих различные явления жизни.

Второй этап обучения может быть направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.

В ходе работы с языковым материалом были выделены критерии отбора пословиц и поговорок:

1) семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2) художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;

3) частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Пословицы и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.

Кроме того, мы составили анкеты для родителей исследуемой группы Родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни ("Раньше пели, а сейчас мы уже большие"), кроме "Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца. Это подчеркивается и в исследованиях О.И. Давыдовой .В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну "Сорока – белобока…".

         Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий использования малых форм фольклора в системе развития образной речи с детьми старшего дошкольного возраста. Так же она  показала, что планомерное систематическое использование малых форм фольклора в процессе речевого развития детей положительно влияет на речь детей.

   Эта работа должна быть построена на следующих принципах:

    - подбор материала соответствует возрастным возможностям детей;

    - воспитательно-образовательная работа построена с различными  

         видами        деятельности детей;

    - использование развивающего потенциала малых форм фольклора не  

       только в детском саду, но и дома.

         Использование малых форм фольклора в развитии образности речи детей осуществляется совокупностью  разнообразных средств и форм воздействия на них. Проведенная контрольная  диагностика, показала улучшение результатов.

Таким образом, использование малых форм фольклора в  развитии образной речи  детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

       Кроме того, мы составили анкеты для родителей исследуемой группы (Приложение 4). Родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни ("Раньше пели, а сейчас мы уже большие"), кроме "Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца. Это подчеркивается и в исследованиях О.И. Давыдовой [8, с.164]. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну "Сорока – белобока…".

           Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно для развития образной речи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.

В статье описано влияние малых форм фольклора на развитие образной речи....

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Влияние малых форм фольклора на разивитие речи детей

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфи...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Конспект совместной деятельности по развитию речи через малые формы фольклора. Открытое мероприятие.

Конспект совместной деятельности по развитию речи через малые формы фольклора. Работа по развитию речи через малые формы фольклора построена на основании авторской Программы по развитию речи дете...