конспект занятия по коммуникации
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Маслова Ольга Александровна

 Формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvityu_rechi.doc830.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №158»

Ленинского района г.Саратова

Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе "Колокольчик"

Тема: «Экологическая сказка».

Воспитатель

II категории

Маслова О.А.

Саратов

2011г.

Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему

Задачи:

1. Дидактическая:

  1. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  2. Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

2. Коррекционная:

  1. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
  2. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Воспитательная:

  1. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям _
  2. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной.

Предполагаемый результат: Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с нарисованным колокольчиком и надписью «Детям группы «Колокольчик». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).

Дети с воспитателем садятся на ковер и  читают письмо.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.

  1. Солнце желтое, как… (одуванчик).
  2. Солнце круглое, как… (мячик).
  3. Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
  4. Солнце румяное, как… (блинчик).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.

Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?»

Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.

Ответы детей:

  1. Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
  2. Начал таять снег.
  3. Потекли ручьи.
  4. Зазвенела капель.

Воспитатель: «А что же было дальше?»

Воспитатель выставляет карточки с изображением леса.

Ответы детей:

  1. Вода напоила землю.
  2. На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.

Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.

Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники,  мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас  тоже появились первые цветы на проталине»..

Воспитатель: «А что же еще произошло весной?

Дети:- Появились насекомые.

Воспитатель:- Какие?

Ответы детей:

  1. Гусеницы.
  2. Жуки
  3. Муравьи
  4. Мухи

Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».

Ответы детей: «Птицы».

Проводиться игра «Хорошо – плохо».

Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»

Ответы детей:

  1. Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.
  2. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.

Воспитатель: «А что плохого , в том, что птицы улетают от нас?

Ответы детей:

  1. Мы не видим птиц, не слышим их пения.
  2. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.

Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»

Ответы детей:

  1. Скворец.
  2. Жаворонок.
  3. Грач.
  4. Иволга.
  5. Трясогузка.
  6. Соловей.

Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда») .

 Физминутка «Птички»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Птички в гнездышках сидят. (дети сидят на стульчиках)

И на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели.  

(дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)

Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?

Ответы детей:

  1. Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий
  2. Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.

Воспитатель: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).

Дидактическая игра "Закончи предложение"

  1. Весною солнце светит ярче и .....(теплее).
  2. Тает снег, с крыш свисают...(сосульки)
  3. В лесу появились первые .......(подснежники).
  4. На деревьях набухают......(почки).
  5. С юга возвращаются...(перелетные птицы).

Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.

Ответы детей:

  1. Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.

Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну .

Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за веселую, звонкую капель» и т.д.) и в благодарность от волшебника получают из конверта бумажные солнышки, за то что они помогла Весне победить холод.

Воспитатель: «Ребята вы помогли Весне победить холод. А вы – её добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

        


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации и окружающему миру.

Дошкольное образование в настоящее время претерпевает серьезные изменения, как первое звено образовательной системы. Признается право на различные обра...

Конспект занятия по коммуникации "Зима" для детей старшей группы детского сада

Данный материал содержит конспект занятия по коммуникации для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по коммуникации «Волшебная табличка»

Конспект занятия по коммуникации «Волшебная табличка» (закрепление примет времен года: зимы и весны, с применением мнемотаблиц)....

Конспект занятия по коммуникации для детей с нарушением речи в старшей группе с использованием мультимедийных технологий: "Избушка".

Пересказ сказки с использованием уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных....

Конспект занятия по коммуникации

Цели и задачи:Обогощать речь детей существительными, прилагательными характеризующими признак предмета. Закрепить название зимующих и перелетных птиц; название месяцев, повадки животных домашних...

Конспект занятия по коммуникации в старшей группе ОНР

Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу...