Конспект образовательного мероприятия по теме "Золотые руки - руки не из золота"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация»
в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией
Цель: формирование смысловой стороны речи.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- Продолжать формировать у детей представление о родственных и многозначных словах.
- Уточнить значение и активизировать в словаре детей слова «рукоятка», «рукоделие», «рукавица», «ручища», «выручать».
- Уточнить значение фразеологического оборота «золотые руки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ruki.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация»
в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией
(Мероприятие проведено на городском методическом объединении
учителей-логопедов и дефектологов ДОУ г. Лесного 10.04.2012 г.)
Разработан учителем-логопедом МБДОУ № 24
Епифановой М.С.
Тема: Золотые руки – руки не из золота
Цель: формирование смысловой стороны речи.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- Продолжать формировать у детей представление о родственных и многозначных словах.
- Уточнить значение и активизировать в словаре детей слова «рукоятка», «рукоделие», «рукавица», «ручища», «выручать».
- Уточнить значение фразеологического оборота «золотые руки».
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование новых слов по аналогии, употребление сложносочиненных предложений с союзом потому что).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать слуховое внимание, умение выделять общую часть в однокоренных словах.
- Совершенствовать координацию речи с движением.
- Развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к родному языку, желание узнать значение незнакомых слов и выражений.
- Продолжать воспитывать культуру общения, умение спокойно выслушивать ответы своих товарищей.
Предварительная работа
- Рисование на тему «Золотые руки» (совместно с воспитателем), составление рассказов по своим рисункам (совместно с логопедом).
- Организация выставки декоративно-прикладного творчества семей воспитанников «Наши рукодельники».
- Помещение в книжный уголок книги Д.Свифт «Путешествия Гулливера».
Индивидуальная работа
Даша, Саша. Серёжа К., Сема – автоматизировать звук «р» (Даша – в словах, Саша, Серёжа К., Сёма – в словах и предложениях).
Серёжа С. – напоминать, что нужно поднять руку, если хочешь ответить.
Рита, Данил Б. - стимулировать активность на занятии, желание высказываться, отвечать на вопросы.
Оснащение
Для педагога – ширма, кукла Федя, пиктограммы «Правила общения», золотые украшения, выставка работ детей «Золотые руки», игрушка молоточек, кукольная рубашечка на плечиках, пиктограмма «Родственные слова», картинка «Гулливер и лилипут», предметные картинки к родственным словам, вышивка, выставка работ детей и родителей «Рукоделие», шариковая ручка, чашка, ручная тёрка.
Ход занятия
- Приветствие, правила работы на занятии
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
И.Романов
- Ребята, чтобы наше общение было приятно всем, я прошу вас выполнять простые правила. Давайте их вспомним! (1. Поднимать руку, когда хочешь ответить. 2. Не перебивать товарища. 3. Внимательно слушать других).
- Введение в тему
Приглашаю детей сесть на стулья
- Сегодня к нам в гости обещал придти Федя (слышится стук). А вот и он.
Федя: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Маргарита Сергеевна!
- Здравствуй, Федя! (дети приветствуют Федю)
- Как твои дела? Что нового узнал?
Федя: - Дела идут, а вчера я выучил новую загадку, хотите загадаю?
Правая и левая водят поезда, Правая и левая строят города. Правая и левая могут шить и штопать. | Правая и левая могут коврик хлопать. За окошком ходит ночь, Они так устали… Правая и левая спят на одеяле. Овсей Дриз |
Федя: Правильно, а как вы так быстро догадались, что загадка о руках? (ответы детей).
3. Толкование значения фразеологического оборота «золотые руки»
- Действительно, как много умеют наши руки!
- А вы знаете, что умелые, работящие руки еще называют золотыми.
Федя: - Золотыми?! Сейчас я покажу вам, какие у меня золотые руки (исчезает, появляется, показывает руки, на них намотаны золотые цепочки).
Федя: - Посмотрите, сколько золота, настоящие золотые руки!
- Ребята, как вы думаете, можно ли Федины руки назвать золотыми?
Федя: Ну, если не у меня, то у кого же золотые руки?
- Федя, ребята вместе с Людмилой Александровной подготовили настоящую выставку рисунков на тему «Золотые руки». Сейчас они расскажут тебе о них.
Индивидуальные рассказы детей о своих рисунках
Золотые руки – руки не из золота.
Золотые руки не боятся холода.
В ссадинах, в мозолях руки эти.
Самые нужные руки на свете.
В. Коркин
- Федя, ты понял, что умелые, работящие руки, ценятся так же высоко, как золото.
Федя: Кажется, начинаю понимать!
- Еще ребята знают песню, в которой тоже говорится о золотых руках. Послушай, Федя!
Дети поют песню, сопровождая её движениями
4. Подбор родственных слов
Федя: - Спасибо, ребята, я всё понял (исчезает, снимает с рук «золото», появляется с молотком в руках, молоток держит не за рукоятку, а за головку). Сейчас поработаю, всё вам тут починю и про мои руки скажут – «золотые». Тук-тук. Ой, что-то молоток из рук выскальзывает!?
- Федя, просто ты его неправильно держишь. Молоток надо держать не за головку, а за рукоятку.
Федя: - Правда? А где у молотка рукоятка?
- Серёжа, покажи Феде, как правильно нужно держать молоток.
Федя: - Спасибо, Серёжа! Вот придумают же такое непонятное слово!
- Очень даже понятное! Послушай его еще раз - «рукоятка». Ребята, какое другое слово спряталось в слове «рукоятка»? ( рука).
- Догадались, как можно назвать слова «рука» и «рукоятка»? (слова-друзья, слова-родственники)
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
Т.А.Ткаченко
На магнитной доске мелом нарисована кисть руки
- Слова-родственники похожи как пальцы руки. В каждом родственном слове есть общая часть. Данил, прочитай, как звучит общая часть в словах из семьи слова «рука» (рук- или руч-).
Прикрепляю над 1-ым пальцем картинку «рукоятка»
- В слове «рукоятка» есть частица «рук» (показываю рукой на надпись), а обозначает это слово часть предмета, которую держат в руке.
- У слова рука есть и другие родственники.
Федя: - А какие? Мне очень нужно знать, чтобы опять что-нибудь не перепутать!
- Федя, ребята помогут тебе их отыскать.
На наборном полотне появляется картинка с изображением Гулливера и лилипута.
- Эта иллюстрация из книги Джонатана Свифта. Кто на ней нарисован?
- Верно, ведь книга называется «Путешествие Гулливера».
- Какой Гулливер? (большая, огромная)
- Про большую ногу Гулливера можно сказать «ножища», а как назовём его руку? (ручища).
- Вслушайтесь в это слово, какая часть в нем слышится? (руч-) Что это слово обозначает? (оно обозначает большую, огромную руку)
- Подумайте, а какое слово точнее всего называет маленькую руку лилипута? (ручка).
- Мы нашли еще двух родственников слова «рука». Назовите их.
Прикрепляю следующую картинку к руке.
Федя (смотрит на свою руку): Понятно, значит у меня не рука, не ручища, а ручка.
- Ты все правильно понял, Федя.
Федя: Какие вы, ребята, сегодня нарядные. Я вот тоже хотел принарядиться, надеть вот эту рубашку. Я ее примерил, посмотрелся в зеркало, и мне показалось, что чего-то не хватает. Подскажите мне, в чём дело? (у рубашки не хватает рукава).
- Федя, можно я посмотрю?
Федя: Конечно!
- Вот он, твой рукав. Когда ты надевал рубашку, один рукав закатался.
Федя: Спасибо вам!
- Это тебе, Федя, спасибо, ты помог нам найти еще одного родственника слова «рука».
Прикрепляю картинку.
- Ребята, подумайте, почему эта часть одежды, называется «рукав»? (эта часть одежды называется рукав, потому что она закрывает руку)
- Вспомните и назовите одежду, у которой есть рукава.
Федя: Так вот почему у одежды, которую надевают на ноги, нет рукавов.
- Федя, ты сделал правильный вывод!
- Среди названий одежды прячется еще один родственник слова «рука».
- Послушайте стихотворение и подскажите мне последнее словечко:
Пусть мороз зимою злится,
Мы наденем… (рукавицы).
- Как вы думаете, почему «рукавицу» так назвали?
- Я читала, что в одной европейской стране - Словения есть слово «ногавица». Попробуйте догадаться, что оно обозначает?
Федя: Попрошу бабушку связать мне для ручек рукавицы, а для ножек - ногавицы.
Физминутка
- В Словении дети очень любят играть в игру «Шёл король по лесу…» Предлагаю и вам поиграть.
Шёл король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.
Федя: Весёлая игра!
- Федя, твоя бабушка умеет вязать?
Федя: да!
- Значит, она любит заниматься рукоделием.
- Я люблю вышивать крестиком. Посмотрите, какое рукоделие у меня получилось.
Демонстрирую вышивку
- Ребята со своими родителями, бабушками тоже не скучают. Их рукоделием ты, Федя, можешь полюбоваться на нашей выставке.
Федя: Я уже обратил внимание на эту красоту!
- Слово «рукоделие» образовалось сложением двух слов. Подумайте каких?
- Правильно, ведь «рукоделие» - это вещь, которую сделали своими руками. Прикрепляю картинку
Федя: - Теперь я понял, что обозначает слово «рукоятка», и даже узнал много других его родственников. Спасибо, ребята, вы меня здорово выручили!
- Пожалуйста, Федя. Ты сам не заметил, как только что сказал ещё одно слово из нашей семьи.
Федя: - Правда, а какое? Вы, ребята, его услышали?
если дети затрудняются, прошу Федю повторить.
Прикрепляю картинку
- Сема, прочитай, какая часть слова выделена зелёным цветом.
- Ребята, какими другими словами можно заменить слово «выручили»? (помогли, научили, подсказали).
- Выручите меня! Подскажите словечко, одно из родственников слова «рука»:
Наша мама – мастерица, Детям вяжет… (рукавицы). С детства к труду привыкаем, раз, два. С папой грядки копаем, засучив… (рукава). Рукам нашим не ведомо безделие. Вяжут и шьют, создают… (рукоделие). | Если беда, друг не будет скучать! Друг из беды поспешит… (выручать). У самой младшей бабушкиной внучки Еще не руки, а пока только… (ручки). |
Федя: Правильно, ручки. Я теперь знаю: слово «ручки» обозначает маленькие руки, такие же, как у меня.
5. Уточнение значения многозначного слова «ручка».
- Федя, ты прав, но не до конца. Дело в том, что слово «ручка» - многозначное.
Федя: Маргарита Сергеевна, ребята, это как? (у слова много значений).
- Действительно, ручки есть у многих предметов. Ручки одних, например чашки, помогают брать предмет, держать его и перемещать с места на место. Ручки других, например ручной тёрки, можно вращать и тем самым приводить механизм в движение.
- Оглянись вокруг, Феденька, и ты увидишь много ручек.
Федя оглядывается вокруг, смотрит на свои ручки: Вот они, мои родные ручки, а больше никаких я не вижу.
- Не расстраивайся. Ребята, помогите Феде увидеть ручки у привычных нам предметов. Пройдитесь по группе, найдите любую «ручку» и возьмитесь за неё рукой.
Дети ищут «ручки»
- Расскажите Феде, какие ручки вы нашли.
ответы детей: «У сахарницы есть ручка», «я нашел дверную ручку», «Федя, это ручка коляски».
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне!
Федя: Как много «ручек». Я должен всё это записать.
- Конечно, держи блокнот и ручку.
Федя: - Ребята, и я нашёл ручку!
6. Итог и оценивание работы детей
Федя: - Спасибо вам, ребята, за науку! Благодаря вам я узнал, что ручки бывают разные, что у слов есть родственники, и что не обязательно носить золотые украшения для того, чтобы твои руки назвали золотыми! А сейчас мне пора, меня уже бабушка с пирогами заждалась!
- Федя, тогда беги со всех ног, пока пирожки не остыли.
Федя: Со всех ног? Но у меня их только две…
- Так говорят, когда нужно торопиться. Федя, если тебе интересно, что означают выражения «со всех ног», «одна нога здесь, другая там», как можно «спать без задних ног», приходи к нам на следующей неделе, попробуем вместе разобраться.
Федя: Очень интересно, я обязательно приду снова. До встречи! (уходит).
- Ребята, я горжусь вами.
- Даша и Саша, вы молодцы, следили за правильным произношением сложного звука «р».
- Данил и Сережа, какие замечательные рассказы по своим рисункам вы составили!
- Илона, ты точно подбирала слова и раскрывала их значение.
- Варя, ты первая догадалась, что означает слово «ногавица».
- Данил, ты был сегодня очень выдержанным, выполнял все наши правила.
- С вами приятно было общаться!
Использованная литература
1. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999.
3. http://dob.1september.ru/article.php?ID=200800716 (Мини-хрестоматия для детей дошкольного возраста «Скажу тебе я — «далеко», а ты ответишь — «близко»!)
4. http://www.eduhmao.ru/info/1/3833/24628/ (Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов. А.А.Малышко, детский сад № 28, г. Благодарный Ставропольского края)
5. http://www.internat-gkan.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5014&hry=./24524/82793/82797
(Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами. Ипатьева И.В., учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г.Канаш)
6. Толковые словари:
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0
http://xn----8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательного мероприятия по художественно-эстетическому развитию аппликация «Золотая рыбка»
Конспект образовательного мероприятияпо художественно-эстетическому развитиюаппликация «Золотая рыбка»средняя группа Цель:Ø продолжить обучение детей нетрадиционным техник...
Конспект образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования Тема: «Путешествие золотой рыбки»
Занятие разработано для детей старшего возраста в ходе работы по теме«Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического комфорта»...
КОНСПЕКТ открытого мероприятия с детьми старше - подготовительной компенсирующей группы «Золотая рыбка» «Виват, Санкт-Петербург».
Конспект подразумевает собой сценарий праздничного открытого мероприятия с детьми старше- подготовительной группы,посвящённое дню рождения города. Вызвать у дошкольников интерес к истории и куль...
КОНСПЕКТ открытого мероприятия с детьми старше - подготовительной компенсирующей группы «Золотая рыбка» «Виват, Санкт-Петербург».
Конспект подразумевает собой сценарий праздничного открытого мероприятия с детьми старше- подготовительной группы,посвящённое дню рождения города. Вызвать у дошкольников интерес к истории и куль...
Конспект образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию Тема: «Золотая осень в гости к нам пришла» Подготовительная группа Воспитатель: Гладкова Л.И. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
Конспект образовательной деятельностипо познавательному и речевому развитиюТема: «Золотая осень в гости к нам пришла»Подготовительная группаВоспитатель: Гладкова Л.И.МАДОУ ЦРР – д/с №14г. Кропоткин...
Конспект образовательного мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием набора «Робомышь» Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»
Конспектобразовательного мероприятия с детьми 5-6 лет(образовательная область «Познавательное развитие»)с использованием набора «Робомышь»Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»Цель...
Конспект образовательного мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») тема: «Простейшие алгоритмы»
учить составлять и выполнять линейные алгоритмы с помощью указаний....