Конспект образовательного мероприятия по теме "Золотые руки - руки не из золота"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Епифанова Маргарита Сергеевна

Конспект  образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация»

в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией

Цель: формирование смысловой стороны речи.

Программное содержание

Образовательные задачи:

 

  1. Продолжать формировать у детей представление о родственных и многозначных словах.
  2. Уточнить значение и активизировать в словаре детей слова «рукоятка», «рукоделие», «рукавица», «ручища», «выручать».
  3. Уточнить значение фразеологического оборота «золотые руки». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ruki.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация»

в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией

(Мероприятие проведено на городском методическом объединении

учителей-логопедов и дефектологов ДОУ г. Лесного 10.04.2012 г.)

Разработан учителем-логопедом МБДОУ № 24

Епифановой М.С.

Тема: Золотые руки – руки не из золота

Цель: формирование смысловой стороны речи.

Программное содержание

Образовательные задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о родственных и многозначных словах.
  2. Уточнить значение и активизировать в словаре детей слова «рукоятка», «рукоделие», «рукавица», «ручища», «выручать».
  3. Уточнить значение фразеологического оборота «золотые руки».
  4. Совершенствовать грамматический строй речи (образование новых слов по аналогии, употребление сложносочиненных предложений с союзом потому что).

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое внимание, умение выделять общую часть в однокоренных словах.
  2. Совершенствовать координацию речи с движением.
  3. Развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к родному языку, желание узнать значение незнакомых слов и выражений.

  1. Продолжать воспитывать культуру общения, умение спокойно выслушивать ответы своих товарищей.

Предварительная работа

  1. Рисование на тему «Золотые руки» (совместно с воспитателем), составление рассказов по своим рисункам (совместно с логопедом).
  2. Организация выставки декоративно-прикладного творчества семей воспитанников «Наши рукодельники».
  3. Помещение в книжный уголок книги Д.Свифт «Путешествия Гулливера».

Индивидуальная работа

Даша, Саша. Серёжа К., Сема  – автоматизировать звук «р» (Даша – в словах, Саша, Серёжа К., Сёма – в словах и предложениях).

Серёжа С. – напоминать, что нужно поднять руку, если хочешь ответить.

Рита, Данил Б. - стимулировать активность на занятии, желание высказываться, отвечать на вопросы.

Оснащение

Для педагога –  ширма, кукла Федя, пиктограммы «Правила общения», золотые украшения, выставка работ детей «Золотые руки»,  игрушка молоточек, кукольная рубашечка на плечиках, пиктограмма «Родственные слова», картинка «Гулливер и лилипут», предметные картинки к родственным словам, вышивка, выставка работ детей и родителей «Рукоделие», шариковая ручка, чашка, ручная тёрка.

Ход занятия

  1. Приветствие, правила работы на занятии

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
 

Пусть доброе утро длится до вечера!

И.Романов

- Ребята, чтобы наше общение было приятно всем, я прошу вас выполнять простые правила. Давайте их вспомним! (1. Поднимать руку, когда хочешь ответить. 2. Не перебивать товарища. 3. Внимательно слушать других).

  1. Введение в тему

Приглашаю детей сесть на стулья

- Сегодня к нам в гости обещал придти Федя (слышится стук). А вот и он.

Федя: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Маргарита Сергеевна!

- Здравствуй, Федя! (дети приветствуют Федю)

- Как твои дела? Что нового узнал?

Федя: - Дела идут, а вчера я выучил новую загадку, хотите загадаю?

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут коврик хлопать.

За окошком ходит ночь,

Они так устали…

Правая и левая спят на одеяле.

Овсей Дриз

Федя: Правильно, а как вы так быстро догадались, что загадка о руках? (ответы детей).

3. Толкование значения фразеологического оборота «золотые руки»

- Действительно, как много умеют наши руки!

- А вы знаете, что умелые, работящие руки еще называют золотыми.

Федя: - Золотыми?! Сейчас я покажу вам, какие у меня золотые руки (исчезает, появляется, показывает руки, на них намотаны золотые цепочки).

Федя: - Посмотрите, сколько золота, настоящие золотые руки!

- Ребята, как вы думаете, можно ли Федины руки назвать золотыми?

Федя: Ну, если не у меня, то у кого же золотые руки?

- Федя, ребята вместе с Людмилой Александровной подготовили настоящую выставку рисунков на тему «Золотые руки». Сейчас они расскажут тебе о них.

Индивидуальные рассказы детей о своих рисунках

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

В ссадинах, в мозолях руки эти.

Самые нужные руки на свете.

В. Коркин

- Федя, ты понял, что  умелые, работящие руки, ценятся так же высоко, как золото.

Федя: Кажется, начинаю понимать!

- Еще ребята знают песню, в которой тоже говорится о золотых руках. Послушай, Федя!

Дети поют песню, сопровождая её движениями

4. Подбор родственных слов

Федя: - Спасибо, ребята, я всё понял (исчезает, снимает с рук «золото»,  появляется с молотком в руках, молоток держит не за рукоятку, а за головку). Сейчас поработаю, всё вам тут починю и про мои руки скажут – «золотые». Тук-тук. Ой, что-то молоток из рук выскальзывает!?

- Федя, просто ты его неправильно держишь. Молоток надо держать не за головку, а за рукоятку.

Федя: - Правда? А где у молотка рукоятка?

- Серёжа, покажи Феде, как правильно нужно держать молоток.

Федя: - Спасибо, Серёжа! Вот придумают же такое непонятное слово!

- Очень даже понятное! Послушай его еще раз - «рукоятка». Ребята, какое другое слово спряталось в слове «рукоятка»? ( рука). 

- Догадались, как можно назвать слова «рука» и «рукоятка»? (слова-друзья, слова-родственники)

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть,

Они об одном говорят.

Т.А.Ткаченко

На магнитной доске мелом нарисована кисть руки

- Слова-родственники похожи как пальцы руки. В каждом родственном слове есть общая часть. Данил, прочитай, как звучит общая часть в словах из семьи слова «рука» (рук- или руч-).

Прикрепляю над 1-ым пальцем картинку «рукоятка»

- В слове «рукоятка» есть частица «рук» (показываю рукой на надпись), а обозначает это слово часть предмета, которую держат в руке.

- У слова рука есть и другие родственники.

Федя: -  А какие? Мне очень нужно знать, чтобы опять что-нибудь не перепутать!

- Федя, ребята помогут тебе их отыскать.

На наборном полотне появляется картинка с изображением Гулливера и лилипута.

- Эта иллюстрация из книги Джонатана Свифта. Кто на ней нарисован?

- Верно, ведь книга называется «Путешествие Гулливера».

- Какой Гулливер? (большая, огромная)

- Про большую ногу Гулливера можно сказать «ножища», а как назовём его руку? (ручища).

- Вслушайтесь в это слово, какая часть в нем слышится? (руч-) Что это слово обозначает? (оно обозначает большую, огромную руку)

- Подумайте, а какое слово точнее всего называет маленькую руку лилипута? (ручка).

- Мы нашли еще двух  родственников слова «рука». Назовите их.

Прикрепляю следующую картинку к руке.

Федя (смотрит на свою руку): Понятно, значит у меня не рука, не ручища, а ручка.

- Ты все правильно понял, Федя.

Федя: Какие вы, ребята, сегодня нарядные. Я вот тоже хотел принарядиться, надеть вот эту рубашку. Я ее примерил, посмотрелся в зеркало, и мне показалось, что чего-то не хватает. Подскажите мне, в чём дело? (у рубашки не хватает рукава).

- Федя, можно я посмотрю?

Федя: Конечно!

- Вот он, твой рукав. Когда ты надевал рубашку, один рукав закатался.

Федя: Спасибо вам!

- Это тебе, Федя, спасибо, ты помог нам найти еще одного родственника слова «рука».

Прикрепляю картинку.

- Ребята, подумайте, почему эта часть одежды, называется «рукав»? (эта часть одежды называется рукав, потому что она закрывает руку)

- Вспомните и назовите одежду, у которой есть рукава.

Федя: Так вот почему у одежды, которую надевают на ноги, нет рукавов.

- Федя, ты сделал правильный вывод!

- Среди названий одежды прячется еще один родственник слова «рука».

- Послушайте стихотворение и подскажите мне последнее словечко:

Пусть мороз зимою злится,

Мы наденем…   (рукавицы).

- Как вы думаете, почему «рукавицу» так назвали?

- Я читала, что в одной европейской стране - Словения есть слово «ногавица». Попробуйте догадаться, что оно обозначает? 

Федя:  Попрошу бабушку связать мне для ручек рукавицы, а для ножек - ногавицы.

Физминутка

- В Словении дети  очень любят играть в игру «Шёл король по лесу…» Предлагаю и вам поиграть.

Шёл король по лесу, по лесу, 
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.
 

Федя: Весёлая игра!

- Федя, твоя бабушка умеет вязать?

Федя: да!

- Значит, она любит заниматься рукоделием.

- Я люблю вышивать крестиком. Посмотрите, какое рукоделие у меня получилось.

Демонстрирую вышивку

- Ребята со своими родителями, бабушками тоже не скучают. Их рукоделием ты, Федя, можешь полюбоваться на нашей выставке.

Федя: Я уже обратил внимание на эту красоту!

- Слово «рукоделие» образовалось сложением двух слов. Подумайте каких?

- Правильно, ведь «рукоделие» - это вещь, которую сделали своими руками. Прикрепляю картинку

Федя: - Теперь я понял, что обозначает слово «рукоятка», и даже узнал много других его родственников. Спасибо, ребята, вы меня здорово выручили!

- Пожалуйста, Федя. Ты сам не заметил, как только что сказал ещё одно слово из нашей семьи.

Федя: - Правда, а какое? Вы, ребята, его услышали?

если дети затрудняются, прошу Федю повторить.

Прикрепляю картинку

- Сема, прочитай, какая часть слова выделена зелёным цветом.

- Ребята, какими другими словами можно заменить слово «выручили»? (помогли, научили, подсказали).

- Выручите меня! Подскажите словечко, одно из родственников слова «рука»:

Наша мама – мастерица,

Детям вяжет… (рукавицы).

С детства к труду привыкаем, раз, два.

С папой грядки копаем, засучив… (рукава).

Рукам нашим не ведомо безделие.

Вяжут и шьют, создают… (рукоделие).

Если беда, друг не будет скучать!

Друг из беды поспешит… (выручать).

У самой младшей бабушкиной внучки

Еще не руки, а пока только… (ручки).

Федя: Правильно, ручки. Я теперь знаю: слово «ручки» обозначает маленькие руки, такие же, как у меня.

5. Уточнение значения многозначного слова «ручка».

 - Федя, ты прав, но не до конца. Дело в том, что слово «ручка» - многозначное.

Федя: Маргарита Сергеевна, ребята, это как? (у слова много значений).

- Действительно, ручки есть у многих предметов. Ручки одних, например чашки,  помогают брать предмет, держать его и перемещать с места на место. Ручки других, например ручной тёрки, можно вращать и тем самым приводить механизм в движение.

- Оглянись вокруг, Феденька, и ты увидишь много ручек.

Федя оглядывается вокруг, смотрит на свои ручки: Вот они, мои родные ручки, а больше никаких я не вижу.

- Не расстраивайся. Ребята, помогите Феде увидеть ручки у привычных нам предметов. Пройдитесь по группе, найдите любую «ручку» и возьмитесь за неё рукой.

Дети ищут «ручки»

- Расскажите Феде, какие ручки вы нашли.

ответы детей: «У сахарницы есть ручка», «я нашел дверную ручку», «Федя, это ручка коляски».

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне!

Федя: Как много «ручек». Я должен всё это записать.

- Конечно, держи блокнот и ручку.

Федя: - Ребята, и я нашёл ручку!

6. Итог и оценивание работы детей

Федя: - Спасибо вам, ребята, за науку! Благодаря вам я узнал, что ручки бывают разные, что у слов есть родственники, и что не обязательно носить золотые украшения для того, чтобы твои руки назвали золотыми! А сейчас мне пора, меня уже бабушка с пирогами заждалась!

- Федя, тогда беги со всех ног, пока пирожки не остыли.

Федя: Со всех ног? Но у меня их только две…

- Так говорят, когда нужно торопиться. Федя, если тебе интересно, что означают выражения «со всех ног», «одна нога здесь, другая там», как можно «спать без задних ног», приходи к нам на следующей неделе, попробуем вместе разобраться.

Федя: Очень интересно, я обязательно приду снова. До встречи! (уходит).

- Ребята, я горжусь вами.

- Даша и Саша, вы молодцы, следили за правильным произношением сложного звука «р».

- Данил и Сережа, какие замечательные рассказы по своим рисункам вы составили!

- Илона, ты точно подбирала слова и раскрывала их значение.

- Варя, ты первая догадалась, что означает слово «ногавица».

- Данил, ты был сегодня очень выдержанным, выполнял все наши правила.

- С вами приятно было общаться!

Использованная литература

1. Ткаченко Т. А. В первый класс -  без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999.

3. http://dob.1september.ru/article.php?ID=200800716 (Мини-хрестоматия для детей дошкольного возраста «Скажу тебе я — «далеко», а ты ответишь — «близко»!)

4. http://www.eduhmao.ru/info/1/3833/24628/ (Обучение старших дошкольников с нарушением речи употреблению синонимов. А.А.Малышко, детский сад № 28, г. Благодарный Ставропольского края)

5. http://www.internat-gkan.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5014&hry=./24524/82793/82797

 (Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами. Ипатьева И.В., учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г.Канаш)   

6. Толковые словари:

http://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0

http://xn----8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного мероприятия по художественно-эстетическому развитию аппликация «Золотая рыбка»

Конспект образовательного мероприятияпо художественно-эстетическому развитиюаппликация «Золотая рыбка»средняя группа Цель:Ø     продолжить обучение детей нетрадиционным техник...

Конспект образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования Тема: «Путешествие золотой рыбки»

Занятие разработано  для детей старшего возраста   в ходе работы по теме«Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического комфорта»...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия с детьми старше - подготовительной компенсирующей группы «Золотая рыбка» «Виват, Санкт-Петербург».

Конспект подразумевает собой сценарий праздничного открытого мероприятия с детьми старше- подготовительной группы,посвящённое дню рождения города. Вызвать  у дошкольников интерес к истории и куль...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия с детьми старше - подготовительной компенсирующей группы «Золотая рыбка» «Виват, Санкт-Петербург».

Конспект подразумевает собой сценарий праздничного открытого мероприятия с детьми старше- подготовительной группы,посвящённое дню рождения города. Вызвать  у дошкольников интерес к истории и куль...

Конспект образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию Тема: «Золотая осень в гости к нам пришла» Подготовительная группа Воспитатель: Гладкова Л.И. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельностипо познавательному и речевому развитиюТема: «Золотая осень в гости к нам пришла»Подготовительная группаВоспитатель: Гладкова Л.И.МАДОУ ЦРР – д/с №14г. Кропоткин...

Конспект образовательного мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием набора «Робомышь» Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»

Конспектобразовательного мероприятия с детьми 5-6 лет(образовательная область «Познавательное развитие»)с использованием набора «Робомышь»Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»Цель...