«Составление фантастической сказки о предмете с использованием МФО»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Жевага Светлана Николаевна

 Занятие по развитию речи в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие  по развитию речи в старшей группе

Тема : «Составление фантастической  сказки о предмете с использованием МФО»

Задачи:

  1. Развивать воссоздающее воображение, творческую фантазию на основе

     интеллектуальных    действий: анализа, синтеза, сравнения объекта.

      2. Учить составлять фантастические сказки о предмете используя метод фольклорных объектов

( МФО)

3. Закреплять навыки культурного поведения.
4. Формировать навыки связных речевых высказываний.
5. Воспитывать уважение к товарищу, дослушивая его до конца не перебивая, оказывать помощь, радоваться его успехам.

Ход занятий:
В. : Ребята, у нас сегодня очень интересное и необычное занятии.  Для того, чтобы вы хорошо занимались нам нужно провести «зарядку для ума». Я сейчас буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать и за каждый правильный ответ получите по конверту, который вам пригодиться немного позже.
Скажите кем или чем раньше были:
цыпленок-…(яйцом)
лошадь-…(жеребенком)
корова-…(теленком)

рыба-…(икринкой)

коза-…(козленком)

собака-…(щенком)

В.: Хорошо, молодцы. А теперь отгадайте загадку:
Гладишь - ласкаешь,
Дразнишь - кусается.

Кто это?
Д.: Собака.
В.: Хорошо, а где живет собака, как называется собачий дом?
Д.: Будка.
В.: Посмотрите, вот и будка, а в ней сидит собака. Она нас не пускает на занятия. Для того, чтобы пройти вам нужно получить «пропуск». У вас есть конверты, в них лежат карточки с предметами. Вам нужно доказать, что предметы на карточках похожи на хозяина будки, и рассказать, чем они похожи.

Карточки: вата- мягкая- собака мягкая;
       замок- охраняет- собака охраняет;

робот- выполняет команды- собака выполняет команды;
       мотор- рычит- собака рычит;

стол- четыре ноги- у собаки 4 ноги;
       зеленый листок- растет- из щенка выросла собака.

В.: Хорошо, теперь мы можем смело идти на занятие и собака тоже пойдет с нами, она будет принимать участие в занятии. Для этого давайте встанем в круг и поздороваемся с собакой, но сделаем это необычно, с разным настроением( весело, грустно, зло, обычно и т.д)
В.: Молодцы! А сейчас мы пройдем на ковер, сядем и поиграем в игру, которая называется «Аукцион». Мы будем подбирать определения к слову «собачка», отвечая на вопрос «какая?».
Собачка какая? (Воспитатель передает собачку первому ребенку, после того, как первый ребенок назвал определение, передает собачку другому).
Д: Мягкая- лохматая- теплая- игривая- и т.д.

В.: Хорошо, ребята! Вы назвали много хороших определений. И нашей собачке, думаю, они понравились.
Собаки, как и люди рождаются, растут, стареют. Давайте мы вспомним стихотворение  «Старый пес» и поиграем с пальчиками.( На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец. После двустишья- смена рук)
Старый пес сует свой нос,
В подошедший сна воз.
Сохло сено на лугу-

Много запахов в стогу:
Запах солнца, запах рос,
Красных листьев и стрекоз.

В.: Вот мы с вами выяснили,  какие бывают собаки. Мы много говорили о простых собаках, а теперь будем придумывать фантастические сказки о необычных фантастических собаках. А помогут нам в этом слова помощники, их вы узнаете, отгадав загадку.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего она не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)

Он тверд и бел,
Как будто мел,
И ты его,
Не мало съел.
(Сахар)

В.: Молодцы! Словами- помощниками будут: елка и сахар. К ним мы сейчас подберем определения, отвечающие на вопрос «какой?», «какая?»
В. : Ребята, а теперь давайте подберем самый подходящие на ваш взгляд определения: (Дети выбирают по 2-3 опр. К каждому слову-помощнику)
Ответы детей.
В.: А теперь мы будим подставлять эти определения  к слову «собачка» и составлять необычные фантастические сказки.
(На фланелеграфе выкладываются слова- помощники и изображение собачки)
В.: Наша собачка уже устала, мы ее посадили на стол воспитателя а сами будем работать( Дети составляют сказки).
В.: Ребята, я вам дала время, чтобы составить свою сказку. Кто хочет рассказать?
( 2-3 ответа детей.)
В.: Молодцы! Время занятий у нас ограниченно. Остальные ребята, кто не успел рассказать свою сказку, могут рассказать ее вечером.
Ребята, мы хорошо потрудились. У меня очень хорошее настроение! И мне хочется узнать, какое же настроение у вас. В этом нам помогут солнышко и тучка. Перед вами лежат карточки с изображением. Если у вас хорошее настроение, и вам понравилось занятие – возьмите солнышко, а если нет- возьмите тучку. И объясните свой выбор.

В.: Молодцы ребята! Мы очень хорошо поиграли с собачкой и она решила у нас остаться, вы согласны??


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей ориентировочных действий, направленных на выделение величины предметов, с использованием при этом накладывания и прикладывания как основных приемов;

Развитие у детей ориентировочных действий, направленных на выделение величины предметов, с использованием при этом накладывания и прикладывания как основных приемов...

Статья "Использование головоломок, как геометрического конструктора на составление плоскостных изображений предметов."

Развитие математических способностей у дошкольников имеет большое значение при подготовке их к школе. Реализовать свою познавательную творческую активность ребенок может только в практических видах де...

Конспект ноод в старшей группе по теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете» с использованием составления синквейна

Конспект ноодв старшей группепо теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете»с использованием составления синквейна...

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшегодошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формирова...

конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте на тему:"Составление рассказа о предметах посуды"

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, формируем умение составлять рассказ, происходит формиров...

Конспект ООД по развитию связной речи (составление описания предмета с использованием мнемотехники) в среднем возрасте.

Данное занятие проводится с группой детей среднего возраста. На занятии мы учим ребят описывать овощи и фрукты с использованием мнемотехники, развиваем аналитические способности, память и воображение,...

Конспект обобщающего итогового занятия по теме «Свойства предметов» с использованием элементов ТРИЗ «Мир маленьких человечков» в старшей группе

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, тема "Свойства предметов". Цель - закрепление представлений о свойствах веществ - жидких, твердых, газообразных....