Фронтальное логопедическое лексико – грамматическое занятие в старшей группе. Тема: Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Исаченко Лариса Ивановна

Цель:

- упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных;

- составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет»;

-  закрепление понимания и употребления предлога «у»;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- создание положительного эмоционального настроя в ходе занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frontalnoe.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Фронтальное

логопедическое лексико – грамматическое

занятие

в старшей группе № 5

(подгрупповое)

Логопед: Исаченко Л. И. 

                                               

Тема:

Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».

Цель:

- упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных;

- составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет»;

-  закрепление понимания и употребления предлога «у»;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- создание положительного эмоционального настроя в ходе занятия.

Оборудование:

- предметные картинки – деревья (дуб, клен, береза, ель, сосна, рябина), животные (медведь, лиса, белка, пчела, змея, зебра);

- сюжетные картинки – «Ваня в лесу», животные и их детеныши;

- натуральные объекты – листья (клен, береза, рябина), веточки (ель, сосна), ягоды (рябина), шишки (ель, сосна).

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Загадка: пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

- Кто это?

- Это осень.

- Какие листья осенью?

- Что делают листья осенью?

- Листья осенью желтые (красные, коричневые).


- Листья осенью опадают (летят, кружатся, шуршат, сохнут, вянут).

2. Игра «листопад» - упражнение в образовании единственного числа существительных в родительном падеже.

- Как сказать одним словом – «листья падают?» - листопад.

(Дети одевают шапочки с изображением листьев)

Мы листики осенние,

На ветках мы висели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

(Логопед поочередно поднимает детей).

- Какого дерева ты лист? – Я лист березы (дуба, клена и т. д.)

3. Игра «С какого дерева детки?» - закрепление употребления единственного числа существительных в родительном падеже.

- Что в корзинке? Давайте посмотрим, дети, хорошенько и запомним.

Дети проговаривают фразу:

«Это лист клена (шишка ели, шишка сосны, ягоды рябины, ветка ели, ветка сосны).

4. «Встреча с гномиком» и договаривание названий деревьев в родительном падеже в единственном числе с предлогом «у».

-Гномик любит гулять в осеннем лесу. Это он для нас приготовил корзину, чтобы мы могли ответить – «где Гномик нашел эти ягоды?»

- Гномик нашел эти ягоды

- Гномик нашел этот лист

- Гномик нашел эту шишку

- Гномик нашел эту шишку

- Гномик нашел эту веточку

- Гномик нашел эту веточку

- у рябины

- у клена (у березы)

- у ели

- у сосны

- у ели

- у сосны

(Дети поочередно подходят к доске и передвигают Гномика к называемому дереву).

5. Игра «Назови детенышей животных и их маму» - закрепление употребления родительного падежа единственного числа существительных с предлогом «у».

- В лесу много животных. Гномик дружит с ними и говорит, что к осени детеныши всех животных подросли.

Логопед дает образец:

Это волчата.

Это лисята.

Это зайчата.

Это бельчата.

Это лосенок.

Это козлята.

Это медвежата.

- Волчата у волчицы.

- Лисята у лисы.

- Зайчата у зайчихи.

- Бельчата у бельчихи.

- Лосенок у лосихи.

- Козлята у козы.

- Медвежата у медведицы.

6. Физминутка.

А сейчас и мы погуляем по лесу.

- Постоим у дуба, у березы, у ели, у тополя (дети изображают деревья).

- А теперь сделаем зарядку, которую любят делать детеныши животных:

Раз присядка, два подскок –

Это зайкина зарядка.

А лисята, как проснутся,

Очень любят потянуться.

И головкой покивать,

И хвостиком повилять.

А волчата – выгнуть спинку

И тихонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

Долго топчется на месте.

Делаем еще разок все вместе.

Слышите? Ау – ау

Кто – то нам кричит в лесу.












 (2 раза)

7. Игра «Что нашел Ваня?» - закрепление употребления родительного падежа единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».

                           Логопед:

Кто это?

Что у Вани?

Что делает Ваня?

Дети:

- Это Ваня.

- У Вани корзина.

- Ваня собирает грибы.

- Ребята! Помогите закончить предложения!

Ваня нашел подберезовик

Ваня нашел подосиновик

Ваня нашел боровик

Ваня нашел сыроежку

- у березы.

- у осины.

- у ели.

 - у сосны.

- А теперь подумайте и скажите:

У Вани есть мухомор? – У Вани нет мухомора.

У Вани есть поганка? – У Вани нет поганки.

- Почему у Вани нет мухомора и поганки? – Они ядовитые.

8. Игра «Кого испугался Ваня?» - закрепление употребления единственного числа существительных в винительном и родительном падежах.

Логопед: - Ваня в лесу встретил много животных и говорит, что испугался некоторых из них.

Дети полностью проговаривают предложения по образцу логопеда:

- Ваня увидел ворону. – Ваня испугался вороны.

(пчела, змея, мышка, белка, зебра, лиса – изображения животных демонстрируются поочередно).

Логопед:

- Подумайте, кого нет в лесу? – В лесу нет зебры.

- Почему в лесу нет зебры? – Она живет в жарких странах.

9. Игра с мячом «Эхо» - упражнение в составлении предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет».

Логопед:

В лесу береза.

В лесу ель.

В лесу дуб.

В лесу клен.

В лесу тополь.

В лесу сосна.

Дети:

- В лесу нет березы.

- В лесу нет ели.

- В лесу нет дуба.

- В лесу нет клена.

- В лесу нет тополя.

- В лесу нет сосны.

10. Подведение итогов.

Логопед: Мы хорошо погуляли в осеннем лесу. Осенью под деревьями можно найти много интересного.

Припомните, что у Гномика было в корзине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФН "Звуки С-Сь"

Конспект на закрепление правильного произношения звуков "С"-"Сь". На занятии решаются задачи развития фонематического слуха, совершенствования лексико-грамматического  строя речи....

Конспект фронтального логопедического занятия "Космос" (в старшей группе для детей ОНР)

Современные дети  очень интересуются космосом. Сформировать  азы Вселенной предстоит  педагогам. Тема космоса так необъятна, как и само мировозрение....

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Профессии в школе».

Приоритетная образовательная область: «Речевое  развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-к...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи

Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматических категорий речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР...