Речевые игры с детьми
методическая разработка по развитию речи по теме

Корж Лариса Александровна

Дидактические игры для развития речевого дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_s_detmi_.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ



РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ


   Приятный запах
 
Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.
 
Оборудование: Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).
 
Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: "Хорошо; очень хорошо; очень приятный запах; очень ароматный цветок (ароматное яблоко)" и т.д.

   Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они, в

зависимости от речевых возможностей, сами придумывают предложения.


   Придумай фразу
   Цель: Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.
 
Оборудование: Сюжетные картинки из лото "Что мы делаем".
 
Описание игры: Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.
 
Например, педагог говорит: «Таня играет». Ребенок повторяет предложение: «Таня играет» и добавляет «на улице». Следующий ребенок повторяет предложение: «Таня играет на улице» и добавляет «в песочнице».
  Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

 
Соседи
 
Цель: Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве.
 
Оборудование: Детские стульчики, бубен.
 
Описание игры: Детям дается задание: назвать своего соседа справа. Они по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.
При повторении игры ответы детей усложняются: «Я сижу с Вовой и Женей; я сижу рядом с Вовой и Женей; справа от меня — Вова, слева от меня — Женя; мой сосед справа — Вова, мой сосед слева — Женя».

 
Обгони
 
Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.
 
Оборудование: Детские стульчики (пенек, бревнышко или скамеечка на участке, в лесу).
 
Описание игры:
     
Вариант 1
  Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив, в 10—15 шагах, один стульчик (пенек). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

    Девочке на ручку
                                       Бабочка села.
                                       Девочка бабочку
                                      Поймать не успела.

   После слов "поймать не успела" водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.
   
Вариант 2

   Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением:

   Бабка сеяла горох,
  Уродился он неплох,
  Уродился он густой...
  Мы помчимся,  
  Ты постой.

   В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.

 
Волшебное зеркало
 
Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
 
Описание игры: Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

   Ну-ка, зеркальце, смотри!
  Все нам верно повтори!
  Встану я перед тобой,
  Повторяй-ка все за мной!

  Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

 
Дождик, дождик                    
 
Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.                                          
 
Оборудование: Детские стулья.
 
Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):        

   Дождик, дождик, что ты льешь?
  Погулять нам не даешь.

   После слов "погулять нам не даешь" дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

 
Палочка-выручалочка
   Цель: Та же, что и в предыдущей игре.
 
Оборудование: Палочка (толщина 3 — 4 см, длина 30 — 40 см).
 
Описание игры: Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

   Палочка-Выручалочка,
  Среди бела дня
  Выручай меня!
  За березу, за рябину —
  Далеко тебя закину.
  Кто за палкой гонится,
  От того хоронятся.

   После слов "от того хоронятся" ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

 
Песенка стрекозы                                   
   Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
 
Описание игры: Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

   Я летала, я летала,                                                                                
  Устали не знала.
  Дети плавно взмахивают руками.
  Села, посидела,
  Опять полетела.
  Опускаются на одно колено.
  Я подруг себе нашла,
  Весело нам было.

   Вновь делают «летательные» движения руками.

   Хоровод кругом вела,
  Солнышко светило.

   Берутся за руки и водят хоровод.
  Игра может быть использована для дифференциации звуков
с, с', р л. В этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.

 
Повар
   Цель: Та же, что и в предыдущей игре.
 
Оборудование: Поварской колпак.
 
Описание игры: Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

   Будем в повара играть,
 Никому нельзя зевать.

   Если повар будешь ты,
  То скорей кругом иди.

   После слов "скорей кругом иди" водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первым обойдет (не бежать!) круг, тот выигрывает.

 
Светофор
 
Цель: Закрепление представлений о правилах уличного движения.
 
Оборудование: Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, красный, желтый. Мел или палочка.
 
Описание игры: Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение "Светофор":

   Красный — ясно,
  Путь опасный.
                                       Желтый — тоже
                                       Подожди!
                                       А зеленый впереди —
                                       Проходи!

   Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется желтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И, наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки.
  Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: "Где ты был до сих пор?" Опоздавший отвечает: "Задержал светофор".


   Стайка (салочки)
   Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация словаря по теме "Птицы". Воспитание спортивной сноровки.
 
Описание игры: Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

   Пой-ка, подпевай-ка,
  Десять птичек — стайка:
  Эта птичка — соловей,
  Эта птичка — воробей,
  Эта птичка — совушка,
  Сонная головушка.
  Эта птичка — свиристель,
  Эта птичка — коростель.
  Эта птичка — скворушка,
  Серенькое перышко.
  Эта — зяблик,
  Эта — стриж,
  Эта — развеселый чиж.
  Ну, а эта — злой орлан.
  Птички, птички — по домам!

   Дети после этих слов разбегаются, а водящий ("злой орлан") старается кого-нибудь поймать.

 
Определи место игрушки
 
Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
 
Оборудование: Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.
 
Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: "Между какими игрушками стоит пирамида?" Ребенок должен дать полный ответ: "Пирамида стоит между машиной и мячом". После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.
   Методические указания: Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: "Мяч лежит между куклой и мишкой".

   Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

   Аист
   Цель: Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия "право-лево".
 
Оборудование: Шапочка аиста, корзиночка.
 
Описание игры: Один ребенок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребенок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребенок обращается к нему:

   Аист, аист длинноногий,
  Покажи домой дорогу.
  Аист отвечает:
  Топай правою ногой,
  Топай левою ногой,
  Снова — правою ногой,
  Снова — левою ногой,
  После — правою ногой,
  После — левою ногой,
  Вот тогда придешь домой!

   Ребенок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.






























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с детьми "Играем вместе" с 25.05.-31.05.20г.

Лексическая тема" Скоро лето" Программа "Мозаика"Скоро лето. Летние травы и цветы. Младшая средняя. старшая группы.Скоро лето . Реки и моря. Обитатели рыбы. Старшая, подготовительн...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"

Консультация для родителей  "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....