«Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям. Систематизировать знания о правилах поведения, упражнять детей в анализе своих поступков. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает»

Цели: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям. Систематизировать знания о правилах поведения, упражнять детей в анализе своих поступков.

Предварительная работа: необходимо подобрать пословицы, которые будут пополняться от занятия к занятию специальный ярко оформленный уголок в группе; выписать из толкового словаря названия черт характера и качеств личности, напечатать их на отдельных табличках, из которых к каждому занятию воспитатель будет выбирать подходящие по теме и размещать их на отдельном стенде вокруг нарисованных воспитанников (девочек и мальчиков); оформить уголок чтения, книги в котором будут меняться в зависимости от темы занятия; подобрать аудиозаписи детских песен и мультипликационные фильмы.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте позовем хорошее настроение. Для этого посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся.

     Тему нашего первого занятия вы узнаете, если правильно пройдете по лабиринту и соберете по пути все буквы. (Эту работу можно проводить как в парах, так и демонстрационно - у доски. Получается слово «вежливость».)

     Правильно. Сегодня мы поговорим о вежливости. Что такое вежливость? Какого человека можно назвать вежливым? Вы без труда ответите на эти вопросы, когда посмотрите небольшую сценку. (Дети представляют инсценировку стихотворения А. Л. Барто «Медвежонок невежа». Вариант: чтение стихотворения воспитателем или просмотр диафильма. После чего начинается работа с термином.)

     Кого же можно назвать вежливым?

Дети (отвечают по очереди): Вежливый – это тот, кто хорошо себя ведет, не балуется.

     А еще он говорит вежливые слова и не грубит.

     Вежливый человек помогает другим.

Воспитатель: Вежливость – это доброе поведение, соблюдение правил приличия. Слово это произошло от старинного «вежество», что означало учтивость, ученость.

Физкультминутка

     Представьте себе, что вы медвежата. Покажите, как медведи потягиваются. Как медведи отмахиваются от пчел? Как медведь лезет на дерево?

     А теперь я предлагаю вам разделиться на три группы. Для этого вытащите жетон из коробки и займите место за столом, где стоит флажок такого же цвета, как ваш жетон. Я предлагаю вам поиграть в игру «Так – не так».

     На столах лежат конверты с отрывками из стихотворения А. Барто. Прочтите их, обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи.

ЗАДАНИЕ

Для первой группы

Сыночек дисциплины

Совсем не признает!

Нашел он мед пчелиный –

И грязной лапой в мед!

Родители беседуют –

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

Взрослого медведя!

ЗАДАНИЕ

Для второй группы

Вот он примчался к дому

И первый влез в берлогу –

Медведю пожилому

Не уступил дорогу.

Он мать изводит просто.

Тут разве хватит сил?

Пришел сыночек в гости –

Хозяйку укусил.

ЗАДАНИЕ

Для третьей группы

Не знает он приличий –

Он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,

В общественных местах.

Вчера пропал куда-то,

Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый

Пришел домой сынок

И заявляет маме:

- А я валялся в яме!

(Воспитатель выслушивает ответы детей, оценивает работу.)

     Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь?

Дети: Медвежонку надо пойти в школу. Ему нужно научиться быть вежливым.

Воспитатель: Ребята, почему Агния Барто написала:

«Я знаю понаслышке,

                                                           и люди говорят,

Что такие мишки есть

                                                      среди ребят»?

Дети: Невоспитанными бывают не только медведи, но и ребята.

Воспитатель: Надеюсь, среди вас таких мишек нет и вы все люди воспитанные, умеете культурно себя вести и знаете все вежливые слова? Сейчас мы это и обговорим!

ИГРА

«Доскажи словечко»

Если встретится знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй.

А скажи погромче ... (здравствуй).

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу…(привет).

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

Если невежей прослыть

Не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу

Начните:

Будьте…(любезны),

Будьте…(добры).

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

Ну…(извините)!

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуты расставания

Всем скажите:…(До свидания!)

Когда я что-то подарю,

Мне говорят:…(Благодарю!)

Тебе подарят что-нибудь –

Благодарить не позабудь!

Если, словом или  делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить…(Спасибо!)

Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице-маме понурый пришел:

«…(Прости) меня, мама,

я  больше не буду».

Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.

(Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей инсценировать ситуацию.)

Задания:

  1. Мама послала тебя к соседку попросить немного муки. Как ты это сделаешь?
  2. Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?
  3. Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?

(После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.)

        Вы хорошо справились с заданием. Только ребята, помните, что сила «волшебных слов» зависит от того, как мы их говорим. Нужно говорить вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Нельзя разговаривать резким тоном, отвернувшись в сторону. Вежливый человек не бывает грубым.

Вот и подошло к концу наше занятие. Вспомните, о чем мы сегодня говорили? Какие советы давали Медвежонку?

Давайте вместе составим правила вежливого обращения.

(Учитель вывешивает плакат на доску.)

Правила вежливости

1.Пользуйся словами вежливого обращения:_________________________.

2.Будь приветлив и вежлив со всеми _______________________________.

3.Не ________________________ взрослых, не вмешивайся в их разговор.

4. Слушай старших__________, стой при этом спокойно, смотри в ______ собеседнику.

5. _______________________________________________________________. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай, не шуми, не капризничай.

Подумайте, всегда ли вы сами бываете вежливыми? Какие советы вы дадите сами себе?

Домашнее задание

  • Дома расскажите родителям о нашем занятии, прочтите рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Из бумаги, пластилина или природного материала сделайте медвежонка и принесите его в класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вежливость ничего не стоит, но приносит много"

Статья "Вежливость ничего не стоит, но приносит много"...

Вежливость ничего не стоит. но приносит много.

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка - невежи, который разладил отношения в семье, пода...

Презентация "Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял"

Воспитание у детей дошкольного возраста привычки к дзоровому образу жизнию...

Вежливость ничего не стоит, но приносит много

laquo;Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка - невежи, который разладил отношения в семье...

"Ласковые слова для самой любимой"

Слово-"МАМА" дорогое! Мамой надо дорожить! С ее лаской и заботой легче нам на свете жить!ССлово «Мама» — дорогое! Мамой надо дорожить. С ее лаской и заботой легче нам на ...

Консультация "Почему не стоит покупать детям много игрушек?"

Некоторые родители полагают, что большое количество игрушек поможет ребенку быстрее развивать необходимые навыки. На самом деле это не так. Консультация для родителей: "Почему не стоит покупать д...


 

Комментарии

Анастасия Александровна, Ваш конспект по развитию речи хороший материал, который можно добавить в педагогическую копилку педагога. В наше время мало уделяется внимание нравственному воспитанию детей. В данном конспекте занятия Вы затрагиваете саму главную проблему наших современных детей. Они не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Я надеюсь, что педагоги исправят все. Ведь будущее наших детей в руках грамотного педагога, который любит и хочет передать свой жизненный опыт подрастающему поколению.

Анастасия Александровна, прочитала Ваш конспект занятия. Примите только положительные отзывы о выбранной теме занятия. Надеюсь, что Ваш материал поможет многим педагогам в работе с детьми дошкольного возраста.