Занятие «Составление рассказов на темы стихотворений»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Данилюк Ольга Николаевна

Составление рассказов на темы стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie3.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Составление рассказов на темы стихотворений»

        Программные задачи:

  • связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;
  • словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
  • звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

Материалы:

  • плюшевый медведь, счетные палочки.

Ход занятия

Воспитатель (читает стихотворение Т. Волжиной)

Где чей дом?

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

  • Он у мамы под крылом.

Про что это стихотворение? Про чьи дома рассказывается?

        Да, про дом воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А еще говорится о домике пеночки. Пеночка — птичка, живет она в саду. Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши... во... (робушки).

Хоровые или индивидуальные договаривания.

В пруду домик лягушки и ля... (гушат). Домик цыпленка мамы под крылом. У курицы много цып... (лят).

Дети заканчивают слово.

А у пеночки птенцы называются так же — пеночки. Если один птенчик, то пеночка, если много — пе... (ночки).

Названия каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Ласточки, синички.)

Один птенчик — лас... точка, много — лас... точек; одна — си… ничка, много — си... ничек. Каких еще птиц и птенцов вы знаете?

Дети отвечают самостоятельно. За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку или фишку. Подводя итог, воспитатель и дети выясняют, у кого больше фишек и сколько их всего. Проводится физкультминутка.

Воспитатель (загадывает загадку)

Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ежик.)

Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это ежик?

Дети отвечают.

Какой знакомый вам звук есть в отгадке — [ж] или [ш]?

Дети отвечают.

Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].

Дети выполняют.

Отгадайте другую загадку.

Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живет в норке,

Любит корки.

(Мышка.)

Дети отгадывают. Почему вы думаете, что это мышка?

Дети отвечают.

Какой звук в этом слове — [ш] или [ж]?

Дети отвечают.

Произнесите этот звук в слове протяжно (мыш-ш-шка).

Дети выполняют.

Я прочту стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый вам звук. Слушайте внимательно, а потом скажите, какой звук де всего встречается.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит. прошивает двух-трех детей.)

Послушайте еще одно стихотворение.

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

Придумайте рассказ про жука. Как он упал? Что с ним случилось? Кто ему помог?

Дети отвечают.

Послушайте скороговорку: хорош пирожок, внутри творожок.

Воспитатель предлагает всем детям повторить скороговорку сначала медленно и громко, потом тихо. Затем несколько детей по одному произносят ее шепотом быстро.

Появляется мишка. Воспитатель говорит от его лица.

Мишка. Отгадайте, что я больше всего люблю.

Дети. Мед, малину.

Послушайте слово: ма-а-ал-и-и-ина-а-а. Сколько в ней частей?

Дети. Три.

Мишка. Давайте посчитаем вместе: ма-ли-на.

При произнесении каждого слога дети выкладывают перед собой счетную палочку.

Какая первая часть слова?

Дети отвечают.

Какая вторая?

Дети отвечают.

Какая третья?

Дети отвечают.

Всего три части.

Аналогично анализируются слова машина, Наташа.

Игра «Найди звук»        

Воспитатель. Послушайте слова: жук, шуба, шапка, жаба, забор цапля, цыпленок. Найдите слова с одним и двумя слогами.

Дети выполняют.

Сколько слогов в слове цыпленок?

Дети отвечают.

Какие слова начинаются с одинакового звука? Назовите эти звуки.

Дети отвечают.

Назовите овощи, фрукты и ягоды со звуками [р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [р'] (перец, репа, редька мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [л'] (малина, лимон, апельсин, слива).

Опишите ягоду или фрукт, который больше всего любите, а мы отгадаем. Например: он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... (помидор); он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... (гранат).

Дети выполняют.

Игра «Кто у кого?»

Дети рассматривают рисунки с изображениями животных с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака к щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

Воспитатель. Назовите животных и их детенышей.

Дети отвечают.

Подберите определения к названиям детенышей животных. Скажите какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

Дети отвечают.

Скажите, что делают животные и их детеныши?

Дети. Клюют, лакают, лают, мычат, скачут, крякают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...

Составление рассказов на тему стихотворения.

Составление рассказов на тему стихотворения....

Конспект НООД «Составление рассказов на темы стихотворений».

3 а д а ч и.Связная речь: учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика: Продолжать упражнять  в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном па...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворенияСоставила: Воспитатель-Рижко С.Г.-МДОУ «Детский сад «Сказка»п. Правохе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказов на тему стихотворений»

Программное содержание: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей в именительном и родительном падежах множественного числа...