Конспект занятия по развитию речи "Путишествие в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект

непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие в осенний лес»

Приоритетные образовательные области:

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Использование современной образовательной технологии:

Моделирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_v_osenniy_les.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Обучающие задачи:

Закреплять умение детей выделять  характерные признаки  трех периодов осени

Учить составлять сложно – подчинённые предложения передающие сравнение двух периодов осени

Активизировать словарь существительными,  прилагательными, глаголами отражающие  признаки осени.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.

Развивать умение красиво отражать свои мысли в длинных предложениях.

Воспитательные задачи:

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру,  умение любоваться красками осени.

Модели, используемые в непосредственной образовательной деятельности.

Схема - карточка: линька,  окраска, заготовка запасов, зимняя спячка, бодрствование.

Оборудование:

Аудио запись с пьесами П.И. Чайковского «Времена года»

Демонстрационная картина «Ранняя осень» из сборника иллюстраций

«Добро пожаловать в экологию» издательство «Детство – пресс», стихи

А.С. Пушкина «Осень» Е. Трутневой «Стало вдруг светлее» И.А. Бунина «Листопад»

Игра «Приметы осени» (мячик).

«Волшебный мешочек» (желудь, каштан, муляж грибка, орехи).  Небольшие картинки животных: лисы, волка, белки, медведя, лося, бобра.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Педагог выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень»

(Унылая пора, Очей очарованье!...) обращает внимание на красоту поэтического слога,  затем спрашивает, о каком времени года идёт речь в стихотворении.

Педагог. Правильно. Здесь говорится об осени. А какое сейчас время года?

Как вы догадались? ( Выслушивает и уточняет ответы детей) Ребята, давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как началась осень.

(Открывается демонстрационная  картина «Ранняя осень»). Проводится обсуждение картины по следующим вопросам:

  • Какой был лес в начале осени?
  • Что подсказывает вам, что осень уже наступила?
  • Какими дарами щедра ранняя осень? Вспомните дары леса, сада, огорода.

Педагог. Ребята, а как называется следующий период осени? (Открывается демонстрационная картина «Золотая осень»). Как называют пору осени, когда  все деревья, кустарники, трава окрашена в желтые, красные,

 оранжевые тона? (Ответы детей). Да, такое время называется золотая осень. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, художники – картины, композиторы  сочиняют музыку.

(Педагог читает стихи об осени Е Трутневой «Стало вдруг светлее ..», А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»и предлагает детям вспомнить и прочитать по памяти).

Педагог: Вспомните, дети, когда мы с вами гуляли в парке, вдруг подул ветер и на нас полил  желтый, золотой дождь, мы все  засмеялись, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? ( Листопад) Ребята, а какие виды деревьев особенно красивы осенью? ( Клён, берёза, лиственница и т.д.) А почему листья на дереве желтеют и опадают? ( Деревья  сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.) (Педагог читает стихотворение И. Бунина « Листопад»)

Педагог. Ребята. Давайте изобразим листопад. Пусть каждый на минутку станет ярким осенним листиком, который медленно, красиво и плавно кружится, падают на землю.  Звучит  пьеса П.И. Чайковского « Октябрь»,  (дети изображают движение листиков в воздухе)  

Открывается картина:  «Поздняя осень».

Педагог. А как выглядят сейчас наши лес, сады, поля, огороды? (Деревья сбросили листья, огороды и сады опустели, стало очень холодно, иногда идёт снег, многие звери уже устроились на зимнюю спячку, а перелётные птицы уже улетели.)  Как называется этот период осени? (Поздняя осень.)

Педагог. Что вы можете рассказать о жизни наших зверей осенью? Воспитатель  выкладывает на стол карточки с изображением животных, дети выбирают карточку животного. С помощью карточек - моделей, дети рассказывают об изменениях в жизни животных с наступлением холодов.   Примерный рассказ детей с использованием моделей. У лисы  шерсть становится гуще, меняется её цвет с серо - бурого на рыжий. Запасов лиса не делает, так  как зимою днём не спит.  Ночь проводит в своей норе. Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Волшебный мешочек». И узнаем с вами, кто сделал эти запасы на зиму.  (Воспитатель выкладывает картинки на стол.) Дети,  вынимая один предмет из мешочка, говорят, что это,  и  кто это заготовил.

Педагог. Сегодня мы с вами поговорили о трёх периодах осени. Они очень разные, но чем-то и похожи. А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? (Проводится игра «Приметы осени» воспитатель задаёт вопросы и бросает мячик ребёнку, ребёнок отвечает на вопрос и бросает мячик воспитателю.)

Педагог.  Какое время года перед осенью? Какое будет время после осени?

Какие времена года у вас самые любимые и почему? Воспитатель: Ребята, мы столько сказали прекрасных и красивых слов об осени, столько всего вспомнили, а давайте  в заключении нашего занятия пройдём по чудесной галереи наших картин и поделок из природного материала.

Непосредственно образовательная деятельность заканчивается на выставке осеннего пейзажа «Осень в лесу»  и на выставке «Что нам осень подарила?» (поделки детей из природного  материала), где дети обмениваются впечатлениями.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие в осенний лес»

Приоритетные образовательные области:

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Использование современной образовательной технологии:

Моделирование

Составила воспитатель:

Меньшикова М.О.

Проведено: 19 октября 2012 г.

Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Дары осени"

закрепить знания детей о грибах, овощах, фруктах и ягодах...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЕ РЕЧИ ТЕМА : "ОСЕНЬ".

1.ЦЕЛИ.2.ЗАДАЧИ.3.МАТЕРИАЛЫ.4.ХОД ЗАНЯТИЯ.5.ИТОГ ЗАНЯТИЯ....

Конспект занятия по развитию речи ТЕМА: «ОСЕНЬ»

Конспект занятия по развитию речиТЕМА: «ОСЕНЬ»(В подготовительной группе)Цели и задачи:• Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.• Обогащение активного словарного запа...

Конспект занятия по развитию речи "В осеннем лессу"

Конспект занятия по развитию речи "В осеннем лессу" для детей старшей группы...

Конспект занятия по развитию речи "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста

Уточнить представления детей об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах.Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительны...

Конспект занятия по развитию речи: "Золотая осень".

Цели:1.Познакомить детей с характерными признаками осени.2.Учить дифференцировать красный и желтый цвет.3.Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный вдох.4.Развива...

Конспект занятия по развитию речи "Поздняя осень"

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень»Задачи: Уточнить и расширить активный словарный запас. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова признаки. Учить детей пе...