Главные вкладки

    НОД воспитателя с детьми "Путешествие в осенний лес".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Антонова  Надежда Николаевна

    Занятие направленно для активизации словаря по теме :"Осень".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                   Тема: «Путешествие в осенний лес».

    Цели: - активизировать  словарь по данной теме;

                - развитие связной речи;

                - развитие мелкой моторики;

                - упражнять детей в образовании разных форм глаголов;

                - развивать у детей координацию движений с речью;

                - учить подбирать  слова – действия к названиям, синонимы к глаголам;

                 - учить составлять рассказы  об осени с опорой на карточки – схемы;

                 - развивать внимание, память, мышление;

                 - учить детей эмоционально воспринимать стихи.

    Развивающая среда: листья деревьев, карточки – схемы, игрушки: гриб, ёжик;

    Предшествующая работа.

    1. Разучивание стихотворений.
    2. Беседа по теме: «Осень».
    3. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение.

    Ход занятия.

    Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам  предлагаю послушать загадку и вы поймёте о чём пойдёт  речь.

         Если на деревьях листья пожелтели

         Если в край далёкий птицы улетели

         Если небо хмурое

         Если дождик льётся

         Это время года ( осенью) зовётся.

    - Правильно!

    - А почему вы так решили, что это время года осень? А может быть лето?

     - Назовите осенние месяцы?

    Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель. И сейчас я предлагаю отправиться  вам в осенний, сказочный лес. И посмотреть,  что происходит на лесной полянке.

          Ну, что ж, ребятки собирайтесь

          В путь дорогу  отправляйтесь.

          Путь дорога не легка

    Дети: да, да, да.

          Едем, едем на машине                   Дворики счищают капли

          Нажимаем на педаль,                    Вправо, влево. Чистота.

          Газ включаем, выключаем,          Мы – шофёры хоть куда.

         Смотрим пристально вдаль.

         Воспитатель. А вот и наша остановка. Но чтобы попасть в осенний лес нужно сказать следующие слова: «Я на ножке покручусь и в осеннем лесу окажусь».

    Вот мы и в лесу (развитие речевого дыхания).

    Давайте все вместе скажем: Ах, какая чудесная поляна!

    - Ах, какой чистый воздух!

    - Ах, как красиво!

    Воспитатель. Дети, на лесной поляне нас ждёт много сюрпризов. И вот первый. Он называется: «Осенние песенки язычка».

    Проходите на полянку, встаньте в круг. Давайте споём песенку язычка.

    Язычок любит петь песню водички

    С – с – с

    Са – Са – Са – так поёт оса.

    Су – су – су – я ловлю осу.

    А сейчас песенку комара

    З –з – з

    За – за – за на горе коза.

    Зу – зу – зу уведу козу.

    А теперь песенка ветра:

    Ш – ш –ш

    Ши – ши – ши мы не малыши.

    Ша – ша – ша – осень хороша.

    А сейчас песенка жука:

    Ж- ж – ж

    Жи – жи –жи – к нам пришли ежи.

    Жа – жа –жа – молочком пою ежа.

    Воспитатель. Молодцы, хорошо, чётко спели песенку язычка.

    Ребята, давайте рассмотрим,  что это такое? Это сказочный гриб. А в нём телеграмма. Читаю: «Дорогие, ребята! Меня зовут  осень. Я рада,  что вы пришли  в осенний лес. Думаю, что вы знаете много стихотворений обо мне».

    Воспитатель. Дети, а кто желает рассказать стихи об осени.

    (читают стихи).

    Воспитатель.  – Молодцы!

    - Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху: растения будут спать под снежным покрывалом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни, как летом, перелётные птицы улетают на юг.

    А ещё, ребята, осенью чаще дует ветер, и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он подарил мне вот этот волшебный мячик: «Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать? За правильный ответ я буду давать волшебный листок.

           Игра: « Скажи ласково»

    Лист, зонт, туча, дождь, лужа, ветер.

    Воспитатель.  У  вас в руках волшебные листочки и сейчас  каждый из вас должен придумать небольшой рассказ к своей картине (дети составляют рассказ).

     А сейчас мы все листочки соединим, и у нас получится большая книга, её положим в уголок природы и в дальнейшем сделаем книги о других временах года. Какие вы ещё времена года знаете?

    (звучит музыка).

    Ребята, у нас на поляне ещё один гость. Посмотрите – это ёжик. Весь в листьях и какая -  то записка (читаем).

    Нам осень прислала игры. Давайте поиграем  со словом: «Осенний»

        Небо осенью какое?              Сапоги какие?

        Ветер какой?                            Утро какое?

        День какой?                             Лес какой?

    А какая погода бывает осенью, если:  Идёт дождь?               Сыро?

                                                                            Дует ветер?                  Ясно?

                                                                            Пасмурно?                    Хмуро?

              Д/и: «Подбор слов – действий».

    Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

    Птицы – улетают, поют, перелетают.

    Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

    Ветер – тучки разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.

    Ребята, а скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья.

    Дети. Листопад.

    (Раздаю листья детям в руки).

    -Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, жёлтым, багряным, коричневым и т.д.)

    - Подберите много – много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они.

    (Красивые,  большие,  маленькие,  легкие,  разные,  прозрачные, красочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, сказочные, волшебные и  т. д)

    Воспитатель. Сейчас мы с вами превратимся в волшебные листочки.

          Мы листики осенние                  Ветер снова побежал

          На ветках мы сидели.                 И листочки все поднял.

          Дунул ветер – полетели            Закружились, полетели

          Мы летели, мы летели               И на землю тихо сели.

          И на землю тихо сели

    Воспитатель.

    - Соберём прекрасный  букет из осенних листьев и поставим в вазу, Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

    Воспитатель. Нам, дети, пора возвращаться в группу. Вспомним волшебные  слова: «Я на ножке покручусь и в своей группе окажусь».

    Итог занятия.

    - Что понравилось на занятии?

    Похвала  каждого ребёнка.

         

       

     



    Предварительный просмотр:

                                   Тема: «Путешествие в осенний лес».

    Цели: - активизировать  словарь по данной теме;

                - развитие связной речи;

                - развитие мелкой моторики;

                - упражнять детей в образовании разных форм глаголов;

                - развивать у детей координацию движений с речью;

                - учить подбирать  слова – действия к названиям, синонимы к глаголам;

                 - учить составлять рассказы  об осени с опорой на карточки – схемы;

                 - развивать внимание, память, мышление;

                 - учить детей эмоционально воспринимать стихи.

    Развивающая среда: листья деревьев, карточки – схемы, игрушки: гриб, ёжик;

    Предшествующая работа.

    1. Разучивание стихотворений.
    2. Беседа по теме: «Осень».
    3. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение.

    Ход занятия.

    Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам  предлагаю послушать загадку и вы поймёте о чём пойдёт  речь.

         Если на деревьях листья пожелтели

         Если в край далёкий птицы улетели

         Если небо хмурое

         Если дождик льётся

         Это время года ( осенью) зовётся.

    - Правильно!

    - А почему вы так решили, что это время года осень? А может быть лето?

     - Назовите осенние месяцы?

    Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель. И сейчас я предлагаю отправиться  вам в осенний, сказочный лес. И посмотреть,  что происходит на лесной полянке.

          Ну, что ж, ребятки собирайтесь

          В путь дорогу  отправляйтесь.

          Путь дорога не легка

    Дети: да, да, да.

          Едем, едем на машине                   Дворики счищают капли

          Нажимаем на педаль,                    Вправо, влево. Чистота.

          Газ включаем, выключаем,          Мы – шофёры хоть куда.

         Смотрим пристально вдаль.

         Воспитатель. А вот и наша остановка. Но чтобы попасть в осенний лес нужно сказать следующие слова: «Я на ножке покручусь и в осеннем лесу окажусь».

    Вот мы и в лесу (развитие речевого дыхания).

    Давайте все вместе скажем: Ах, какая чудесная поляна!

    - Ах, какой чистый воздух!

    - Ах, как красиво!

    Воспитатель. Дети, на лесной поляне нас ждёт много сюрпризов. И вот первый. Он называется: «Осенние песенки язычка».

    Проходите на полянку, встаньте в круг. Давайте споём песенку язычка.

    Язычок любит петь песню водички

    С – с – с

    Са – Са – Са – так поёт оса.

    Су – су – су – я ловлю осу.

    А сейчас песенку комара

    З –з – з

    За – за – за на горе коза.

    Зу – зу – зу уведу козу.

    А теперь песенка ветра:

    Ш – ш –ш

    Ши – ши – ши мы не малыши.

    Ша – ша – ша – осень хороша.

    А сейчас песенка жука:

    Ж- ж – ж

    Жи – жи –жи – к нам пришли ежи.

    Жа – жа –жа – молочком пою ежа.

    Воспитатель. Молодцы, хорошо, чётко спели песенку язычка.

    Ребята, давайте рассмотрим,  что это такое? Это сказочный гриб. А в нём телеграмма. Читаю: «Дорогие, ребята! Меня зовут  осень. Я рада,  что вы пришли  в осенний лес. Думаю, что вы знаете много стихотворений обо мне».

    Воспитатель. Дети, а кто желает рассказать стихи об осени.

    (читают стихи).

    Воспитатель.  – Молодцы!

    - Осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху: растения будут спать под снежным покрывалом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни, как летом, перелётные птицы улетают на юг.

    А ещё, ребята, осенью чаще дует ветер, и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он подарил мне вот этот волшебный мячик: «Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать? За правильный ответ я буду давать волшебный листок.

           Игра: « Скажи ласково»

    Лист, зонт, туча, дождь, лужа, ветер.

    Воспитатель.  У  вас в руках волшебные листочки и сейчас  каждый из вас должен придумать небольшой рассказ к своей картине (дети составляют рассказ).

     А сейчас мы все листочки соединим, и у нас получится большая книга, её положим в уголок природы и в дальнейшем сделаем книги о других временах года. Какие вы ещё времена года знаете?

    (звучит музыка).

    Ребята, у нас на поляне ещё один гость. Посмотрите – это ёжик. Весь в листьях и какая -  то записка (читаем).

    Нам осень прислала игры. Давайте поиграем  со словом: «Осенний»

        Небо осенью какое?              Сапоги какие?

        Ветер какой?                            Утро какое?

        День какой?                             Лес какой?

    А какая погода бывает осенью, если:  Идёт дождь?               Сыро?

                                                                            Дует ветер?                  Ясно?

                                                                            Пасмурно?                    Хмуро?

              Д/и: «Подбор слов – действий».

    Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

    Птицы – улетают, поют, перелетают.

    Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

    Ветер – тучки разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.

    Ребята, а скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья.

    Дети. Листопад.

    (Раздаю листья детям в руки).

    -Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, жёлтым, багряным, коричневым и т.д.)

    - Подберите много – много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они.

    (Красивые,  большие,  маленькие,  легкие,  разные,  прозрачные, красочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, сказочные, волшебные и  т. д)

    Воспитатель. Сейчас мы с вами превратимся в волшебные листочки.

          Мы листики осенние                  Ветер снова побежал

          На ветках мы сидели.                 И листочки все поднял.

          Дунул ветер – полетели            Закружились, полетели

          Мы летели, мы летели               И на землю тихо сели.

          И на землю тихо сели

    Воспитатель.

    - Соберём прекрасный  букет из осенних листьев и поставим в вазу, Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

    Воспитатель. Нам, дети, пора возвращаться в группу. Вспомним волшебные  слова: «Я на ножке покручусь и в своей группе окажусь».

    Итог занятия.

    - Что понравилось на занятии?

    Похвала  каждого ребёнка.

         

       

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для слушателей КПК воспитателей ДОУ РМ «Осень, осень в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам)

    Цель мастер-класса. Учить педагогов ДОУ решать коррекционно-развивающие задачи через непосред...

    фото "Дары Осени", посвященная празднику Осенняя ярмарка. выполнил: воспитатель 1категории Авилова Нина Валентиновна

    23.10.2014 я провела утренник в детском саду , в своей группе под названием "Покровская ярмарка". и к этому утреннику я подготоаила такую подделку....

    Конспект проведения занятия по развитию речи с элементами рисования «Осенние мелодии» Сравнительное рассматривание картин художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова» «Золотая осень» воспитателя подготовительной группы МДОУ № 7с Кухаривка Ивченко Н.А.

    Программное содержание:- Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художнико...

    Авторская разработка "Осенний праздник в группах старшего возраста «Осень-раскрасавица»". Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

    Ведущий выводит детей  Ведущий.  Листик желтый на ладони,Он когда-то был зеленым.К нам в окошко прилетел,От чего он пожелтел?У кого друзья не спросим –Все ответят…..Ведущий и дет...

    Встречаем осень в средней группе «Карлсон». Отчёт о проведении осенних мероприятий в рамках "Осеннего калейдоскопа" Воспитатель Версткина Елена Валентиновна. МАДОУ д/сад №125 г. Калининград 2016г.

    У многих осень – любимое время года. Медленно кружась в воздухе, падают и падаютс берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись  тонкиесеребристые нити лёгкой паутины. Ещё...

    Мастер-класс для воспитателей по теме «Макет осеннего дерева»

    Цель:- Создание из цветной бумаги макета осеннего дерева....