Консультация для воспитателей «Ознакомление детей с осенними явлениями природы»
консультация

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_detey_s_osennimi_yavleniyami_prirody.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Ознакомление детей с осенними явлениями природы»

Осень — одно из благоприятных времён года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит прослеживать связь между  ними. Знакомить детей с осенней природой важно  начинать с первых дней учебного года. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникновения некоторых явлений, с влиянием неживой природы на жизнь растений и животных, труд человека. Это становится возможным потому, что на шестом году жизни человек способен сравнивать, обобщать признаки наблюдаемых предметов и явлений, самостоятельно мыслить. Развивается любознательность.

Уровень развития познавательных процессов у старшего дошкольного возраста достаточен для усвоения ими систематизированных знаний о сезонных изменениях в природе. Ребёнку пяти - шести лет доступно и осознание последовательности природных явлений. Поэтому в старшей группе у детей формируют обобщенное представление о временах года.

Уже в самом начале осени воспитатель обращает внимание дошкольников на признаки наступления этого сезона. Систематически (из окна комнаты, на прогулках и экскурсиях на природу) с детьми ведутся наблюдения за осенней погодой.

Помимо уже привычных наблюдений (за длительностью светового дня, изменением температуры и активностью солнца), ведутся и новые. С помощью воспитателя дошкольники замечают, что в начале осени небо ясное с небольшими облачками, воздух прозрачный. В конце - небо серое, часто в тучах. Наблюдения ведутся до и после дождя, чтобы ребята четко осознавали его связь с тучами.

Вместе с педагогом дети ежедневно отмечают силу и направление ветра. Поздней осенью внимание воспитанников фиксируется на том, что, когда они просыпаются утром, за окном темно. Подведите их к выводу, что дни стали короче солнце всходит позднее,  а садится раньше).  Дети узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности погоды в данный сезон.

В   этом   возрасте   они   уже   могут   характеризовать   состояние   погоды: пасмурная,   дождливая,   холодная,   ветреная,   солнечная.   Благодаря   этим умениям, а также постоянным наблюдениям за погодой (утром и вечером заметно холоднее, чем днём; в середине и в конце осени холода усиливаются, лужи   замерзают,   крыши   покрываются   инеем)   у   детей   формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о его роли в жизни растений и животных, о том, что оно является источником света и тепла.

Воспитатель объясняет, что в зависимости от положения земли относительно солнца сменяются времена года. Лучше всего для этого использовать модель «Путь солнца».

В рассказе о пользе солнца для всего живого на земле поможет графическая модель «Кому нужно солнце».

Для познания причин смены сезонов нужно провести игру, в которой отражаются действия, моделирующие движение земли вокруг солнца: «Почему наступает другой сезон?». Дети самостоятельно определяют связь между расположением земли относительно солнца и сезоном. Для уточнения и пополнения знаний воспитанников о временах года необходимо читать художественную литературу: К.Д. Ушинского «Осень», Н.И. Сладков «Осень на пороге», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» и др. В этих целях хорошо зачитывать отрывки из соответствующих стихотворений и загадывать загадки.

Чтобы сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда существенно меняются условия жизни для живых существ,   можно   провести   занятие   «Осень»,   на  котором  дошкольникам предлагается объяснить пословицы, связанные с особенностями осенней природы.

Можно рассказать детям, что осенью один день бывает, равен ночи, и он называется днём осеннего равноденствия.

В это время года на вечерних прогулках уже видны звёзды и луна. Нужно объяснить воспитанникам, что они находятся на небе всегда, хотя днём их не видно. Иногда их не видно и вечером, дети должны уметь связать это с облаками.

В целом в старшой группе у дошкольников формируют представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, о некоторых метеорологических явлениях, влияющих на процессы в живой природе.

Как и в прошлом году, воспитатель обращает внимание детей на изменения в окраске листьев и листопад.

Педагог помогает ребятам установить связь между листопадом и первыми заморозками. Старшие дошкольники должны понимать значение листопада: опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывания веток во время сильных ветров и снегопадов. Кроме того, опавшие листья защищают корни деревьев: укрывая земли сплошным ковром, они оберегают их тем самым от морозов. Помимо защиты корневой системы от холодов листья, сгнивая, делают почву питательной. Ребята даже могут помочь этому процессу, собрав листья в кучу, перелопатить её и обильно полив. Таким образом, дошкольники узнают, что листья нужно убирать только с дорожек, а под деревьями их лучше оставить.

В это время года педагог старается доставить детям удовольствие от наблюдение    за    осенней    природой.     Поможет    в     этом    не    только непосредственное осязание красот осени, но и стихи, например «Листопад» И.А. Бунина.

Познание осенних изменений в растительном мире не ограничивается наблюдением за листьями деревьев. Воспитанникам можно показать различные семена и плоды: дуба (желуди), хвойных деревьев (дети с удовольствием сравнят разные шишки, найдут в них семена). С плодами и семенами можно поиграть в игру «С чьей ветки детки?» - дошкольники находят от того или иного дерева. Интерес вызовет и токая игра: плоды одного дерева кладут к листьям другого и предлагают детям устранить путаницу.

Поздней осенью нужно показать воспитанникам почки и рассказать, что они находятся в состоянии покоя и распустятся только весной.

В старшем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с осенними цветами. Они узнают, что есть однолетние и многолетние растения, собирают их семена и определять по семечку, что из него растёт. Полезно проводить дидактическую игру «В нашем цветнике» (ребёнок по семенам определяет растение).

В это время года дети могут наблюдать за посадкой в грунт луковиц тюльпанов, нарциссов, крокусов, как готовят почву под газон.

В последнем они и сами могут поучаствовать:

■   утеплять оставшиеся в грунте многолетники листьями и травой;

■    проводить   очистку   цветника,   удаляя   засохшие   стебли   и   корни однолетних растений;

■    перекапывать почву вместе с органическими удобрениями.

Не зимующие в грунте канны, георгины, гладиолусы, клубневые бегонии нужно перенести в помещение. Их хранят в сухом и теплом месте при температуре 5 - 7° С.

На прогулке следует отвести детей в сквер, где они смогут увидеть подготовку цветников к зиме взрослыми. Как и раньше, дошкольники продолжают участвуют в сборе урожая, однако в этом году гораздо активнее. Повышению интереса к выращиванию растений поспособствует праздник урожая с выставкой овощей, подготовленной детьми, а также привлечение детей к приготовлении овощных блюд - винегрета, салата, к засолке огурцов (для своей группы), квашению капусты и др.

В старшей группе значительно расширяется содержание работы, которая знакомит с сезонным трудом взрослых. Дошкольники наблюдают за выкапыванием картофеля, его сбором, закладкой на хранение. Организуются целевые прогулки в плодовый сад. Дети узнают, как взрослые утепляют деревья к зиме. В процессе таких прогулок они могут оказывать посильную помощь - поддерживать растение во время посадки, засыпать землёй, поливать. Нужно показать детям поздний сорт яблок -зелёную антоновку.

Продолжаются наблюдения за животными, в первую очередь за птицами. В этом возрасте дошкольники уже знают, что птицы делятся на зимующих и перелётных. Воспитатель может организовать наблюдения за сбором перелётных птиц (например, грачей) в стаи и отлётом. Во время прогулки к грачовнику целесообразно обратить внимание дошкольников на окружающую природу, вспомнить строчки из стихотворения Н. Некрасова: «Поздняя осень, грачи улетели. Лес обнажился, поля опустели...».

Дошкольники старшего возраста способны понимать более сложные причинно - следственные связи. Поэтому нужно объяснить им, что многие птицы улетают не от того, что им холодно. Ребята должны осознавать иную связь между падением температуры и отлетом пернатых в теплые края: похолодание - увядание растений - исчезновение насекомых - отлёт птиц.

Для лучшего усвоения информации об осени в целом и о птицах в частности, следует проводить соответствующие занятия. На них педагог еще раз  напоминает детям  о  необходимости заботится об оставшихся птицах, подробнее рассказывать   о правильном уходе за ними, уточняет знания воспитанников о той или иной птице.

В конце занятия надо предложить ребятам подумать о том, почему мы оберегаем птиц, какую пользу они приносят.

Воспитатель  рассказывает  детям,   что  для  того  чтобы   к  кормушкам постоянно прилетали птицы, их (кормушки) нужно всегда держать на одном и том же месте, а зимой втыкать рядом с ними в снег веники из сорных растений. Продолжается знакомство и с повадками животных в осенний период.

Воспитатель знакомит детей с сезонными особенностями образа жизни земноводных, связанными с условиями среды (например, лягушка в тепле бодрствует, а при наступлении холодов засыпает).

Педагог рассказывает о том, как ежи готовятся к зиме, какие запасы делают на зиму белки.

Неплохо рассказать о лосе: о том, что люди заботятся об этих животных.

Нужно систематически проверять знание детей о насекомых, а также то, насколько ясно ребята представляют себе причины исчезновения бабочек, жуков и т. д., показывать им оцепеневших насекомых в щелях.

Эти рассказы и наблюдения помогают формировать у дошкольников знания о приспособляемости диких животных к сезонным (зимним) условиям. Дети осознают цепочку связей: погодные условия - наличие (отсутствие) корма - образ жизни животного.

Для создания эмоционально-познавательной атмосферы среди детей, а также с целью помочь им более полно и осознанно усвоить знания об осени, можно провести досуг «Осень - перемен восемь». Ребята познакомятся с народными пословицами, поговорками, научатся отгадывать загадки об осени и, что самое главное, получат мотивацию к дальнейшим наблюдениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с осенними явлениями природы

Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за из­менениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит...

Презентация - консультация для родителей на тему: "Как знакомить детей с зимними явлениями природы".

В данной презентации даются советы и рекомендации для родителей о том как знакомить своих детей с зимними явлениями во время прогулки, за чем понаблюдать, на что обратить особое внимание....

Консультации для воспитателей Ознакомление детей с природой на занятиях.

Консультациидля воспитателей Ознакомление детей с природой на занятиях...

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей с природой родного края»

Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные...

Осенние явления природы

Обобщение знаний детей об осенних явлениях природы. Расширять представления детей о природных явлениях.Красоте осеннего пейзажа посвящен очередной тематический день. Используя сочную осеннюю палитру и...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с осенними явлениями природы»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....