"Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности"
консультация по развитию речи на тему

Хвостова Татьяна Ильинична

 «… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте». 
ПЛАТОН

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnaya_deyatelnost_i_razvitie_rechi.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                       

 «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. 
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 
/В.А.Сухомлинский/

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является функция слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.

Большую роль играет речь взрослого, она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь.

Важно помнить, что содержание вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать сопутствующей деятельности. Вопросы по существу данной деятельности способствуют решению изобразительных задач.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью....

Проект «Развитие речи дошкольников средствами театральной деятельности»

Цель: Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.Задачи:·         Формировать грамматически правильную речь.·...

«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, ...

Консультация на тему: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".

Развите речи дошкольников средствами театральной деятельности...

Презентация на тему: "Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности"

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везд...