Развитие способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности.
статья по рисованию

Добина Елена Юрьевна

Развитие детей старшего возраста средствами ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие способностей дошкольников

 средствами изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация) являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанного  с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух проблем:

  • Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям к жизни;
  • Сформировать у детей изобразительные навыки и умения.

В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются  наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного  и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Занятия по рисованию, аппликации являются частью многогранной работы детского сада  поэтому изобразительная деятельность должна быть тесна связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы( знакомство с окружающим миром, игры , чтение книг) в процессе которой дети получают разнообразные впечатления , знания.

Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей , чтобы предполагаемая тема была им знакома и вызывала положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить  и наклеивать.

Особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется  с одной стороны, общностью, которая существует между видами деятельности( отражение впечатлений окружающей жизни) , с другой стороны — спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыграть предметы и изображения.

Исходя из этого положения , целесообразно использовать различные формы связи с игрой: создавать рисунки, которые потом могут быть использованы в игре, вводить в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать детям отражать в своих работах  образы детских игр, сюжетно-ролевых, подвижных, игр-драматизаций.

 

Рисование, лепка, аппликация- любимые детские занятия. Процесс создания рисунка приближается у детей к игре. В начале они просто получают удовольствие от  своих действий, но потом начинают вкладывать конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластилине приобретают для него зрительное значение. Он способен создать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности.

Рисуя то ,что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.

Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых убедительно показали, что без целенаправленного  руководства , понимания и поощрения со стороны взрослых дети начинают ощущать творческую беспомощность и , становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.

  Что делать? Очевидно, что руководить развитием детей в изо.деятельности необходимо. Но при этом педагогам и родителям надо найти золотую середину между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изо.деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие.

Маленькому человеку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать , что он трудиться не напрасно: то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми игрушки или дождик?

К счастью такой мир есть! Это мир детской игры!

Объединяя игру с обучением, мы приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных , с точки зрения детей, учебных заданий.

Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности,в игровой форме руководить и оценивать работу, доставлять ребенку удовольствие от полученного результата и от возможности использовать его в игре по окончании занятия.

Хочется, чтобы каждая выполненная работа или рисунок , были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы. А это значит, что учить детей надо не впрок, как мы привыкли, а по мере необходимости , тому, в чем ребенок нуждается сейчас.

Личная практика, собственный опыт должны как бы опережать овладение теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них. Поэтому  занятия рисованием мы отводим роль источников фантазий , творчества и самостоятельности.

Выдающийся русский скульптор А Голубкина писала: « так как руки, глаза, чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может не быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего.

Раскованное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребенок раскрепощается, и появляется  в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника.»

Таким образом , рисование играем важную роль в общем психическом развитии ребенка. Самоценным является не сам продукт- ребенок, а развитие личности(формирование уверенности в себе и своих способностях , самоидентификации в творческой работе, целенаправленность деятельности и др.), перед педагогом стоит задача развития детей в этом направлении, которая заставляет по-новому  взглянуть на содержание, формы организации и руководство детской деятельностью.

Наиболее привлекательными из них являются:

  • обучение построенного не на учебном , а на детском содержании( интересным и эмоционально значимым для ребенка)
  • комбинированные формы организации обучения, при которым фронтальные занятия должны сочетаться с индивидуальным.
  • Новые подходы  к руководству детской деятельности, основанные на сотрудничестве( понимании, признании целей и задач самого ребенка, способности стать на его  позицию и вместе с ним добиться нужного результата).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности (1 младшая группа)

Занятия рисованием, лепкой, конструированием - одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников"...

"Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности"

Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, на мой взгляд,необходимо постоянно зажигать в детях огоньки творчества, поэтому свою задачу определяю следующим образом - стремитьс...

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников.

Роль педагога в организации изобразительной деятельности дошкольников....

НОД «Я рисую солнце» развития творческих способностей через изобразительную деятельность средний возраст

НОД «Я рисую солнце»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная деятельность», «Коммуникация», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Художественная литература».Цель: исп...

Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.

Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...