Конспект по развитию речи "составление рассказа по картине".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
«Детский сад №22 общеразвивающего вида» г.Печора.
КОНСПЕКТ
Непосредственно организованной образовательной деятельности
«Составим рассказ для Карлсона»
Подготовительная группа
Воспитатель: Печерина Наталия Анатольевна
2010 год.
Непосредственно организованная образовательная деятельность по разделу «Коммуникация»
«Составим рассказ для Карлсона» в подготовительной группе.
Задачи:
1. «Социализация». Закреплять навыки культуры поведения, доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать друг друга. Воспитывать добрые чувства к животным, бережное отношение к природе. Развивать воображение, творческое мышление, чувство эмпатии с помощью приемов ТРИЗ.
2. «Коммуникация». Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятно и развернуто отвечать на него, грамматически правильно строить предложения. Расширять и активизировать словарный запас детей , продолжать учить подбирать однокоренные слова, придумывать прилагательные к существительному. Развивать монологическую форму речи посредством составления описательного рассказа по картине, закреплять умение составлять рассказ с опорой на схему.
3. «Познание». Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, их влиянии на жизнь перелетных птиц. Уточнить знания детей об особенностях поведения, строения, питания журавлей.
4. «Здоровье». Создавать условия для укрепления здоровья детей, используя физкультминутки, пальчиковую гимнастику.
5. «Музыка». Развивать умение эмоционально воспринимать музыку, ритмично двигаться под нее.
6. «ЧХЛ». Развивать умение слушать стихи, эмоционально воспринимать их, понимать красоту
художественного слова.
Ход деятельности:
Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам в гости прилетел Карлсон ( мягкая игрушка). Он такой забавный – утверждает, что он птица, потому что умеет летать. Вы с ним согласны? (дети опровергают это утверждение , перечисляя характерные особенности птиц, которых нет у Карлсона).
- Карлсон принес нам свою любимую картину. Хотите узнать что на ней изображено? (да!)
- Это перелетная птица, она питается рыбой, лягушками, семенами растений. У нее длинные ноги и шея, тело покрыто серыми перьями, а на голове красное пятнышко. (журавль)
- Правильно! Это журавль! Молодцы, ребята !( открываем картину)
- Когда Карлсон летает в гости, ему хочется рассказать друзьям о своей любимой картине, а он не умеет. Поэтому Карлсон и прилетел к нам – он просит вас помочь ему – научить составлять рассказ по картине. Вы готовы помочь ему? (да!)
- Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину. Какое время года на ней изображено? ( осень)
- Почему вы так решили? ( дети перечисляют признаки осени, которые увидели на картине)
- Как вы думаете, где художник мог нарисовать эту картину? ( на болоте, в лесу, на берегу озера)
- Я хочу подарить вам стихотворение, которое очень подходит к этой картине. Это стихотворение К. Бальмонта «Осень».
Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
- Семью каких птиц мы видим на переднем плане картины? ( семью серых журавлей)
- Как выглядят серые журавли ? ( дети описывают внешний вид журавлей)
- Где живут журавли? (у берегов лесных водоемов- болот, озер, прудов, рек)
- Как вы думаете, что было бы, если бы лапы, шея и клюв журавля были короткими? ( журавль не мог бы ходить по болоту на коротких ногах, не мог бы доставать из воды добычу, если б у него были короткая шея и короткий клюв)
- Кого мы видим на картине слева? (мы видим взрослых журавлей - мать и отца журавлят)
- Опишите их. Какие они, что делают? (ответы - описания )
- Кого видим на картине справа? (видим молодых журавлей, журавлят)
- Опишите журавлят. Внешний вид, что они делают? (ответы-описания)
- Журавлям пора улетать в теплые края. Как вы думаете – есть ли у взрослых журавлей повод волноваться за своих журавликов? ( да, взрослые журавли могут волноваться за своих птенцов, т.к. те еще неокрепшие, неопытные, будут совершать перелет впервые- хватит ли у них сил, ведь их ждет долгая и трудная дорога)
- Журавли летят в теплые края много дней и ночей. Поэтому перед отлетом им нужно хорошо питаться, чтобы набраться сил для перелета. Давайте покажем Карлсону , как подкрепляются журавли.
Пальчиковая гимнастика
По болоту я хожу
Во все стороны гляжу
Часто нагибаюсь
Клюковкой питаюсь
Я схожу на ручеек
Заварю себе чаек
Буду пить – попивать
Красно лето вспоминать
- Когда журавли улетают на юг, они собираются в стаи и курлычат, как будто бы хотят нам что-то сказать. Как вы думаете, о чем они курлычат? ( о том, что им грустно покидать родные края, что весной они обязательно вернуться на Родину, о том, что будут скучать по своим родным местам)
- А что бы вы им ответили? ( До свидания, журавли ! Мы будем вас ждать и скучать! Прилетайте весной в родные края! Нам грустно, что вы улетаете! )
- Почему журавли возвращаются весной из жарких стран ? ( потому что здесь их Родина, потому что в родных краях они выводят и выращивают птенцов)
- Карлсон спрашивает, знаете ли вы однокоренные слова со словом «журавль» (знаем)
- Назовите их ( журавлиха , журавлик, журавушка, журавлиный и т.д.)
-Карлсону захотелось посмотреть поближе на лесную полянку и болото; он предлагает нам отправиться туда. Хотите побывать там? Полетели!
Физкультминутка (под музыку)
Мы летим под облаками,
А земля летит под нами :
Роща, поле, сад и речка,
И дома и человечки.
Мы летать устали что-то-
Приземлились на болото.
- Ребята, что вы увидели во время полета? ( речку, поле, дома, роща, сад, облака и т.д.)
- А теперь представьте, что мы оказались на полянке в нашей картине. Ведите себя тихо, чтобы не спугнуть журавлей.
- Что вы слышите? (шорох травы и листьев, журчание и плеск воды, пение птиц, жужжание комаров, шум ветра и т.д.)
- Что вы чувствуете? (как ветер обдувает лицо, как кусаются мошки и комары, как пригревает осеннее солнце, как замерзли руки от прохладного воздуха)
- Какие запахи вы ощущаете? (запах опавших листьев, запах хвои, запах свежести от воды, пахнет грибами )
- На болоте осенью прохладно, а мы легко одеты. Пора возвращаться в детский сад.
- Говорим волшебные слова - Я три раза повернусь - в детский сад перенесусь!
- Мы с вами и на болоте побывали, и полетали, а рассказ для Карлсона так и не составили, вот он и загрустил.
- Ребята, что мы можем сделать, чтобы Карлсону было проще запомнить рассказ? (составить схему)
- Сначала мы расскажем о времени года, опишем пейзаж – лес и болото и о том, что можно услышать, почувствовать, какие запахи ощутить на этой лесной поляне. (выставляется 1-ая картинка схемы)
- Потом мы расскажем о семье журавлей – какие они, чем заняты. (выставляется 2-ая картинка схемы)
- Далее мы расскажем об улетающих на юг птицах, о том, что журавлиная семья готовится к отлету, о чем волнуются мама - журавлиха и папа – журавль. (выставляется 3-я картинка схемы)
- Эта картина – рассказ художника о красоте осенней природы и о чудесных птицах - серых журавлях. Я предлагаю закончить рассказ описанием своего отношения к картине, какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на нее. (выставляется 4-ая картинка схемы)
Сначала рассказывают 4 ребенка по частям (цепочкой),с опорой на картинки схемы.
Затем индивидуальные ответы - рассказ полностью с опорой на схему.
- Ребята, смогли мы помочь Карлсону? (да)
- Удалось ли нам составить интересный и яркий рассказ? (да)
-Что нам помогло в составлении рассказа?( были внимательными, не отвлекались, дружными – помогали друг другу, не перебивали, слушали внимательно, хорошо рассмотрели картину, помогла схема)
- Возникали ли у вас затруднения? Какие? (ответы детей)
- Чей рассказ вам запомнился и понравился? Почему? ( ответы детей)
- Ребята, Карлсон вам очень благодарен, за то, что вы научили его составлять рассказ по картине. Теперь он сможет интересно и подробно рассказать о своей любимой картине всем своим друзьям. Ну а вам в подарок он принес угощение. ( Карлсон угощает детей яблоками)
-
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".
Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...
Конспект НОД по речевому развитию "Составление рассказа по картине"
Рассматривание картины, составление рассказа по ней....
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Конспект НОД по составлению рассказа по картине в старшей логопедической группе "Медведица с медвежатами"
Программные задачи: Образовательные:- формировать у детей умение составлять рассказ по картине;- уточнение слов по теме «Дикие животные»;- обогащение словаря лексикой;Раз...
Конспект НОД ОО "Речевое развитие" Составление рассказа по картине «Осень» в средней группе
Тема: Составление рассказа по картине «Осень»Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстет...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....