Развитие речевых умений и навыков через развивающие игры.
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Развитие речевых умений и навыков через развивающие игры.

Составила: Виноградова Елена Григорьевна, воспитатель Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 43.

2013 год.

Дошкольный возраст – это период усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития  всех сторон речи.

В статье затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В данной статье раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитие детей и т. д.

Цель исследования - изучение особенностей развития речи детей дошкольного возраста, в игровой деятельности.

Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста , в игровой деятельности.

Предмет исследования – развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В дошкольном возрасте речь ребенка приобретает новые  качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000-1200 слов у трехлетнего ребенка до 3000-4000 слов у старшего дошкольника) идет практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.

Развитие речи происходит в процессе общения ребенка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребенком знаниям  и  участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает  складываться в дошкольном возрасте.

Все это побуждает ребенка овладевать средствами языка, переходить к новым , более сложным формам словесных высказываний.

Язык и труд  (у детей - игры) организуют формы социальной жизни, а потому все педагогические мероприятия , клонящиеся к организации труда и игр детей к развитию их языка, соответствуют интересам и социальному воспитанию.

Собеседниками ребенка должны быть и дети , и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему была предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этим путем развивать свою речь.

Духовное и словесное общение детей со взрослыми никоим образом не может заменить товарищеское объединение самих детей, а ведь главным средством такого общения является язык.

Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру .Игра – первая ступень трудового воспитания . Игра и труд, протекающие в коллективе, предоставляют исключительно благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой.

Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ использованы в интересах развития речи детей.

С предметами ,представленными в игре ,ребенок приходит в частое  повторное общение,  вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования  деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им  в соответствующем отборе предметы,  выражения; игрушки, которые будут питать эту деятельность  и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитательницы в свободных играх детей не может ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитательница должна содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.

Играющий ребенок постоянно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки , значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него – живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, КТО НАБЛЮДАЛ  ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В КУКЛЫ. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь -  игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни.     Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой  жизнью, для них наиболее близкой и

понятной, навыков к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.

Мы уделяем недостаточно  внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры.

Особое значение для развития языка  имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие.

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению  правильному звукопроизношению , которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей.

Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводятся различные игры.

Грамотная, четкая и ритмическая речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям.

Правильное произношение звуков обеспечивается  хорошей подвижностью и диффиренционной работой органов  артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика, которую  я использую в работе с детьми.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,  становления и развития всех сторон речи.

Я считаю, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

Для ребенка игра – это жизнь, он не может без игры. Отсутствие игровой деятельности приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка.

Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются совместно с ними,  могут рыдать над неудачами любимого героя, постоянно готовы прийти ему на помощь.

Одна из важных задач – показать и объяснить родителям как помочь ребенку развить свой талант. Играя с детьми, мы тем самым тренируем память, мышление, развиваем диалогическую речь, обогащаем словарный запас  детей, развиваем связную речь. В игре ребенок не просто воспроизводит  предметы и действия взрослых , но и проявляет творчество.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила  и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова , учится правильно строить предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевых умений и навыков через развивающие игры.

Составила: Виноградова Елена Григорьевна, воспитатель Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 43.

2013 год.

Дошкольный возраст –это период усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития  всех сторон речи.

В статье затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В данной статье раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитие детей и т. д.

Цель исследования - изучение особенностей развития речи детей дошкольного возраста, в игровой деятельности.

Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста , в игровой деятельности.

Предмет исследования – развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

В дошкольном возрасте речь ребенка приобретает новые  качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000-1200 слов у трехлетнего ребенка до 3000-4000 слов у старшего дошкольника) идет практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.

Развитие речи происходит в процессе общения ребенка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребенком знаниям  и  участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает  складываться в дошкольном возрасте.

Все это побуждает ребенка овладевать средствами языка, переходить к новым , более сложным формам словесных высказываний.

Язык и труд  (у детей - игры) организуют формы социальной жизни, а потому все педагогические мероприятия , клонящиеся к организации труда и игр детей к развитию их языка, соответствуют интересам и социальному воспитанию.

Собеседниками ребенка должны быть и дети , и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему была предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этим путем развивать свою речь.

Духовное и словесное общение детей со взрослыми никоим образом не может заменить товарищеское объединение самих детей, а ведь главным средством такого общения является язык.

Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру .Игра – первая ступень трудового воспитания . Игра и труд, протекающие в коллективе, предоставляют исключительно благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой.

Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ использованы в интересах развития речи детей.

С предметами ,представленными в игре ,ребенок приходит в частое  повторное общение,  вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования  деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им  в соответствующем отборе предметы,  выражения; игрушки, которые будут питать эту деятельность  и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитательницы в свободных играх детей не может ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитательница должна содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке, своих положительных, лучших сторон.

Играющий ребенок постоянно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки , значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него – живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, КТО НАБЛЮДАЛ  ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В КУКЛЫ. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь -  игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни.     Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой  жизнью, для них наиболее близкой и

понятной, навыков к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.

Мы уделяем недостаточно  внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры.

Особое значение для развития языка  имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие.

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению  правильному звукопроизношению , которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей.

Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводятся различные игры.

Грамотная, четкая и ритмическая речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям.

Правильное произношение звуков обеспечивается  хорошей подвижностью и дифференционной работой органов  артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика, которую  я использую в работе с детьми.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,  становления и развития всех сторон речи.

Я считаю, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

Для ребенка игра – это жизнь, он не может без игры. Отсутствие игровой деятельности приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка.

Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются совместно с ними,  могут рыдать над неудачами любимого героя, постоянно готовы прийти ему на помощь.

Одна из важных задач – показать и объяснить родителям как помочь ребенку развить свой талант. Играя с детьми, мы тем самым тренируем память, мышление, развиваем диалогическую речь, обогащаем словарный запас  детей, развиваем связную речь. В игре ребенок не просто воспроизводит  предметы и действия взрослых , но и проявляет творчество.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила  и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова , учится правильно строить предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»

Сегодня подвижные игры –  это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи....

Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

Адаптация ребёнка в социуме посредством развития речевых умений и навыков. «Риторика для дошколят»

Ораторское искусство было в почёте во все времена, так как речь имеет огромное значение в становлении и существовании личности. Владеющий своей речью и голосом человек более уверен в себе, более артис...

"Использование риторики как средства развития речевых умений и навыков".Методические приёмы, используемые в работе с детьми.

Риторика – это наука об искусной, умной, красивой речи. Основная цель – обучение детей общению в речевых ситуациях, или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях....

Практикум "Развитие речевых и двигательных навыков через пальчиковые игры"

Развитие речевых и двигательных навыков детей дошкольного возраста...