«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Михайлова Светлана Зиновьевна

Сегодня подвижные игры –  это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»

«Подвижная игра – самое лучшее лекарство

                                                             для детей от двигательного голода»

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всём мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретённое в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе  ДОУ, призванные  заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.  Но для решения указанных задач в практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников – игры.

Я считаю, что сегодня подвижные игры –  это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи.  Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка, отвечает законам, заложенным самой природой  в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.

Общее значение  подвижных игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в этой категории игр ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие:  физическое, трудовое, психическое, умственное.

К сожалению, современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Педагоги всё более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.

Понимая важность проблемы: поверхностный  интерес у детей и родителей к подвижным играм  и к  внедрению их в свободную жизнь;     и проанализировав состояние физического развития детей, я определила цель своей работы:  

формировать потребность детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх. Для достижения цели  поставила перед собой следующие задачи:

  • сохранять и укреплять здоровье детей через формирование осмысленного ценностного отношения ребёнка и родителей к движению;
  • создать условия для разнообразной двигательной активности;
  • обогатить представления детей  и родителей  о разнообразии подвижных  игр;
  • повысить интерес детей к различным видам подвижных игр;
  • увеличить двигательную активность детей через внедрение подвижных игр в самостоятельной деятельности;
  • заинтересовать родителей в  практическом применении подвижных игр с детьми в совместной свободной деятельности

На начальном этапе работы по данной теме мной было проведено анкетирование родителей «Здоровье детей». Результаты диагностики были не утешительны. По анализу анкетирования было выявлено, что: 82% родителей частично знакомы со здоровым образом жизни,  18% стараются придерживаться здорового образа жизни в семье. Все родители знают, что ребёнку нужен режим дня, но соблюдают его только 12% опрошенных из числа родителей. Для прогулки в режиме дня ребёнка отводится от 1 часа до 15 минут или могут совсем не гулять. Ведущей деятельностью ребёнка дома является: 35% - компьютерные игры,  43% - просмотр телепередач, 12% - чтение книг, 7%  -  конструирование, 3% - настольные игры.  5% родителей назвали  3 подвижные игры, в которые они играют с детьми, 27% - 2 игры , 58% - 1 игру, остальные играют в игры предложенными ребёнком. В ходе анкетирования было выявлено, что большинство родителей не играют с детьми в подвижные игры по причине собственной неактивной позиции, а так же – незнание подвижных игр, в которые можно играть с детьми.

По результатам диагностики «Уровень развития подвижной игры» с детьми  старшего возраста было видно:  что запас игр невелик, нет соблюдения правил игры, нет разницы между физическими упражнениями  и подвижной игрой. Игры однообразны, бессюжетны, игровые навыки и умения не сформированы.  Организовывают игры только с бегом;  не играют в подвижные игры другой  направленности; не могут организовать игры с элементами соревнования (индивидуального или группового характера) и другие;  им не хватает самостоятельности,  сообразительности,  инициативы, активности, творчества при организации подвижных игр. У некоторых детей нет интереса к этому виду игровой деятельности.

 Чтобы привлечь детей к этой теме я рассказала  о своём детстве - о том, как, где, когда и с кем мы играли в игры.  По окончании своего рассказа  я задала им всего один вопрос: «А хотите, я вас научу играть в мои  игры детства?».  И  получила  положительный ответ. Именно это и стало началом нашего путешествия  по стране подвижных игр.

Родители оказались активные (только направляй), дети шустрые (только научи), поэтому и мне захотелось, чтобы жизнь в детском саду им запомнилась радостной, увлекательной, разнообразной.

Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно – оздоровительная среда: спортивный зал, бассейн, спортивная площадка, участок для прогулок, тропа здоровья. В группе: уголок здоровья со стандартным и нестандартным оборудованием, картотека подвижных игр разной направленности.

У моих  детей появилась прекрасная  возможность, играя, приобщиться к здоровому образу жизни, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

 Данная технология является интегрированной, т.к. знакомство и использование подвижной игры проходит во взаимосвязи с образовательными областями «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация» и др. Ежемесячно организовывала непосредственно образовательную деятельность, которая включала в себя:

- знакомство с русскими народными играми, играми разных народов мира;

- беседы и рисование по теме «Такие разные подвижные игры»;

-НОД оздоровительного цикла: «Хочу быть здоровым», «Закаляйся», «Встречи  с Гантелькиным», «Целебное лукошко» и др.;

- НОД по физической культуре «ФизкультУра!» - с использованием игр разной направленности;

- «Дни здоровья»,  в их  содержание входят физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проходят в течение дня: мини-поход, занятие-поход, игротеки,  развлечения, спортивный досуг, связанный с сезоном  года, праздники в ритме народного календаря;

- спортивные праздники «Малые Олимпийские игры», «В стране Спортландия» игровой направленности.   Они  включают   в себя: спортивные, подвижные, народные игры, эстафеты, аттракционы, музыкально-ритмические движения, музыкальные, танцевальные номера.

 В повседневной деятельности подвижные игры использовала:

- в разные режимные моменты (в утренние часы до завтрака, во время проведения утренней гимнастики, во время проведения НОД, на прогулках, в свободной деятельности);

Известно, что ни одну задачу нельзя успешно решить, без тесного сотрудничества с родителями. Построив свою систему работы, я достигла позитивных изменений во взаимоотношениях с родителями. Родители стали активно участвовать в воспитательно – образовательном процессе детей:

  • помогали организовывать походы «Вместе весело шагать»;
  • экскурсии;
  • «Дни здоровья»;
  • совместные физкультурно – оздоровительные праздники и развлечения «Если хочешь быть здоровым, то играй!», «Малые Олимпийские игры» и др. с использованием спортивных, народных, подвижных игр разной направленности, эстафет, музыкально – ритмических движений, танцевальных номеров и др.;
  • «Неделю Здоровья» (во время каникул – больше время уделялось активному отдыху, отменялись все виды НОД, увеличивалось время пребывания на воздухе, двигательной активности детей);
  • оформляли газеты – плакаты семейного опыта оздоровления  «Если хочешь быть здоровым»;
  • делились опытом семейного опыта проведения активного выходного дня  через групповую информационную газету «Солнышко»;
  • выполняли практическое домашнее задание «Родитель + ребёнок» (подвижные игры и спортивные упражнения для совместного проведения в выходные дни и праздничные дни);
  • разучивали вместе с детьми игры детства мам и пап.

Родители являлись активными помощниками в изготовлении  нетрадиционного оборудования для пополнения спортивного уголка – мягкие мячи, ориентиры для перепрыгивания и бега змейкой, сенсостаканы  для развития глазомера, силы броска, закрепления цвета и т.д.

В наглядно – информационной работе с родителями я использовала:

  • папки – передвижки «Играем дома» (содержат  список подвижных игр разной направленности  для дома, улицы, с мячом и т.д.);
  • консультационные папки – передвижки «Хочу быть здоровым», «Физкультура – это здорово!», «В какие игры играют дети», «Игры разных народов», «Игры моего детства», «Неболейка», «Советы Гантелькина» и др.

Работая с детьми и родителями по данной теме, я могу с уверенностью сказать, что я  достигла следующего  результата:

  • игра стала многообразной - родители и дети познакомились с разнообразными подвижными играми;
  • возросло желание родителей  играть с детьми;
  • наблюдалось  увлечённое применение детьми подвижных игр разной направленности в самостоятельной деятельности;
  • появилось умение управлять своим эмоциями, проявлять смекалку, выдержку, волю, стремление к победе;  
  • появилось умение объективно оценивать поступки других, умение быть  сильным, ловким, гибким, выносливым

Таким образом, несмотря на то, что многие игры придуманы сотни и тысячи лет назад, они остаются такими же увлекательными, веселыми, интересными и сегодня.  И чем больше игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее они смогут удовлетворить  жизненные потребности детей.

Играйте вместе с детьми! И Вы увидите,  как этот здорово!

Список литературы

  1. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4

2. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно./ А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981. - 144с

3. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». - М.: Айри-Дидактика, 2003

4. Панкеев, И.А. Русские народные игры /И.А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998. – 240с

5. Петров, В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей /В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: ТЦ "Сфера", 1998. – 144с

6. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазить, метать. Москва Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни посредством развития двигательной активности.

Мы часто повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности человека в движениях, от познания окружающего мира, от с...

"Формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательной активности"

   Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных инди...

Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков

Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает ...

"Формирование привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно - гигиенических навыков"

В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней...