Развитие творческих способностей детей через обучение сочинению сказок
материал (развитие речи, старшая группа) на тему

Федорина Наталья Валентиновна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта работы63 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК

Федорина Н.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 «Гусельки» комбинированного вида», г. Северодвинск

            Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.д. как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Мы должны научить детей жить в мире, который не знаем сами – в мире будущего.

            Наша задача – пробудить творческую активность детей, спекулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность, развивать фантазию.

            Атмосфера детского сада должна быть насыщена разнообразными игровыми ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребёнок, в соответствии со своими склонностями и интересами приобрёл опыт успешной творческой деятельности.

            В связи с этим была организована работа по развитию творческих способностей детей через обучение сочинению сказок, которая разрабатывалась на основе волшебных сказок.

            Почему именно сказки? Сказки вызывают у ребёнка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, к необычайным событиям, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Благодаря сказкам у ребёнка воспитывается способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которых человек – не человек. Ибо цель сказочника, по - мнению К.И. Чуковского, «…воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою». Н. Менегетти заметил, что дети очень любят сказки потому, что «…в них естественное пространство их безграничного потенциала, в них компенсируется недостаток действий в реальной жизни, в них запрограммирована их взрослая жизнь».

            Однако хочется отметить, что в работе с дошкольниками некорректно говорить о том, что они учатся сочинять сказки. Дети ухватывают лишь внешние признаки ее: необычность героев, их поступков, выразительные средства. Но суть сказки – тема с жизненными правилами и моралью -  не может быть раскрыта ими в полной мере. Мы скорее учим детей, создавать  тексты сказочного содержания с помощью моделей.

            Итак, в первую очередь мною были поставлены следующие задачи:

  • дать детям знания о сказке;
  • научить воспринимать сказочное произведение;
  • научить сочинительству сказок.

На основе поставленных задач были выделены три основных этапа работы:

  1. этап – ознакомительный
  2. этап – этап восприятия
  3. этап – этап сочинительства.

На первом этапе происходило знакомство детей со сказкой:

- учились узнавать сказочных героев (кто? какой? где живёт? какого социального положения?);

- учились определять характер героя (положительный, отрицательный, сильный, трудолюбивый);

- познакомила детей с названиями сказочных функций. В книге В. Проппа «Морфология волшебной сказки» выделены 30 сказочных функций. Но в работе с детьми дошкольного возраста достаточно использовать 12 основных и важных: запрет, нарушение запрета, отлучка из дома, зло или вредительство, погоня, бой или битва, даритель, награждение, возвращение домой, свадьба. Кроме этого необходимо было научить детей определять последовательность этих функций в сказке;

- здесь же на данном этапе познакомила детей с композиционными особенностями сказки (присказка, зачин, действия, развязка, концовка).

           Основными приёмами обучения детей являлись:

  • чтение сказок
  • рассматривание и обсуждение внешнего вида и характера героев сказок с использованием иллюстраций, книжек – раскрасок
  • сравнение героев по их роли в сказке (например, падчерица и родная дочь).

Активно использовала в своей работе игры и игровые упражнения:

  • «Герои сказки». Цель: - учить группировать персонажей по заданному признаку.
  • «Перечислили действия героев». Цель: - учить перечислять все действия сказочных героев, находить аналогичные действия героев из других сказок.
  • Подобрать синонимы (антонимы) к словам, обозначающим черты характера персонажа.
  • Взрослый называет действие, а ребёнок – черту характера персонажа.
  • Изобразить персонажей и их действия с помощью схем.
  • Восстановить последовательность действия героя на основе схематического изображения.

На втором этапе работы акцент был сделан на то, чтобы научить детей воспринимать сказочное произведение, наделять героев сказки эпитетами и выражениями, выделять средства выразительности в сказке.

Основными задачами данного этапа были задачи:

- научить соотносить фрагменты сказки со сказочными функциями;

- учить видеть и называть основные элементы композиции.

Игры и игровые упражнения, используемые в работе:

  • «Волшебные слова» Цель: - учить детей подбирать слова и словосочетания по заданному признаку.
  • «Добрым молодцам урок». Цель: - учить выделять в сказочных текстах мораль, жизненные правила.
  • «В гости к волшебникам». Цель: - учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

Третий этап предполагал переход к собственно сочинительству сказок. Задачи, которые были поставлены в ходе работы на этом этапе, заключались в следующем:

-     научить детей выбирать героя для собственной сказки;

- научить наделять выбранных героев характеристиками, используя средства выразительности;

-     научить выбирать для развития сюжета необходимую функцию;

-     научить развертывать связные высказывания с учетом порядка следующей функции;

-     учить выполнять высказывания по законам композиции.

             Применяемые игры и игровые упражнения в процессе работы на данном этапе:

  • «Веселый гном», Цель: - учить детей фантазировать по находящимся в мешочке предметам.
  • «Сочиняем сказку». Цель: - придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов.
  • «Чудесные превращения». Цель: -  учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей.
  • «Строим музей сказки».

            По итогам работы удалось выявить положительные моменты, которые показали, что сказки дают большой спектр для развития познавательного интереса у детей, творческого воображения, логического мышления, психических процессов.

            Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии. И для того чтобы их раскрыть необходимо создать определенные условия.

            Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребенка главное – чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых (воспитателей и родителей), научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной.

Библиографический список

  1. Большева Т.В., Учимся сказке.
  2. Ворошнена Л.В., Обучение творческому рассказыванию / Дощкольное воспитание – 1992г., № 2.2-10.
  3. Дж. Родари, Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания истории, М.: Прогресс. 1990.
  4. Зинкевич – Евстигнеева Г.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкатерапии. СПб. 1998.
  5. Журнал. Ребенок в детском саду. 2006. № 2-7

                     

Заявка на участие в региональной научно-практической конференции «Развитие способностей у детей дошкольного возраста: опыт и инновации»

Фамилия

Федорина

Имя

Наталья

Отчество

Валентиновна

Учёная степень (если есть)

-

Учёное звание (если есть)

-

Город

Северодвинск

Полное название представляемой организации

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 «Гусельки» комбинированного вида», г. Северодвинск

Должность

Воспитатель

Номер и название секции

№3 Развитие общих способностей у дошкольников.

Название доклада

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через обучение сочинению сказок

Форма участия (очная или заочная)

заочная

Полный адрес с почтовым индексом (для отправки сборника участникам)

164521 г. Северодвинск ул. Ломоносова  д.11а

E-mail (если есть)

Elena.Leontiewa@gmail.com

Контактные телефоны

+7-921-470-39-53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»

Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа

Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...

«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционную форму обучения рассказыванию.»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике пластилинография «Пластилиновое чудо»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯпо развитию творческих способностей детей через обучение технике пластилинография«Пластилиновое чудо»            ...