Беседа-игра: ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПУГОВИЦЫ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Арефьева Ирина Валентиновна

Беседа-игра о происхождении пуговицы. В беседе-игре использовано много художественного слова, теоретический и практический материал.

                   Конспект непосредственно-образовательной деятельности

                                                по теме:

           Беседа-игра: ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПУГОВИЦЫ

                            (в подготовительной к школе группе 6-7лет)

                          МБДОУ "Детский сад №72"город  Энгельс 2013год.

                         Составила воспитатель: Арефьева Ирина Валентиновна.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с историей происхождения знакомых и привычных вещей;

- развить интерес к изучаемому предмету и образное мышление при помощи загадок и игр;

- расширить представление детей в области использования пуговиц;

- выработать эстетическое понятие о различных элементах одежды, воспитать аккуратность, внимание к мелочам;

-развивать творческое воображение.

Интеграция образовательных областей: "Социализация", "Познание", "Коммуникация","Чтение художественной литературы",  "Физическая культура", "Безопасность",  "Художественное творчество", "Музыка","Труд".

Предшествующая работа: Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В Алешина, О.В. Дыбина Что было до…..(Игры путешествия в прошлое предметов).

Словарная работа: Фибула-металлическая  застежка из бронзы (английская булавка), камзол.

Материал: коллекция  пуговиц, "английская булавка", "молния", "липучка", кнопки,  лист-ватман, альбомы, фломастеры.

                                                     ХОД

-Сегодня мы с вами познакомимся  с историей происхождения знакомых и привычных вещей. Сотни вещей окружают нас,  и мы никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Именно о таких вещах мы сегодня поговорим.

-Отгадайте загадку, о  нужном  в нашей  жизни предмете:

                         1. Эту нужную вещицу на одежде ты найдешь.

                           Если нет ее на месте ты неряхой, прослывешь.

 

                             2.Одеваться соберёшься –

                             Без меня не обойдёшься.

                             Знают взрослые и дети –

                             Застегну я всё на свете. Что это?

                             (Дети отгадывают загадку.)

-Конечно – это ПУГОВИЦА. Вот о ней и пойдет разговор.

-Посмотрите, какие они разные.

                 (ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ)

   Зачитывается стихотворение Р. Сефа "Пуговица".

                            Висит, скучает пуговица,

                            Спокойно ей живется.

                            Не замечают пуговицу,

                            Пока не оторвется.

- Представьте себе, пожалуйста, что на всей  Земле исчезли пуговицы. Что делать людям?  Чем можно заменить  пуговицы? (ответы  детей).

-С этим вы быстро справились, молодцы; все подойдет – и липучки, и шнурки, и деревяшки, и булавки.

-Как все-таки хорошо, что они есть. Еще лучше, когда их много, полная шкатулка.

-Перед вами пуговицы, и у меня пуговицы,  пуговицы в шкатулках.

В каждой шкатулке они лежат в определенном порядке.

-На счет "раз-два-три" я показываю вам свою шкатулку с пуговицами, затем вы по памяти выкладываете свои пуговицы в том же порядке, что и у меня.

(У детей набор картонных  кругов: 2 красных, 2 желтых, 1 зеленый).  У педагога карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают, расположение кругов, педагог убирает карточки, дети выкладывают по памяти круги.  (Игра "Огоньки").

 - Как вы думаете, для чего нужны пуговицы? Всегда ли они были такими  как сейчас?                                                                

Послушайте необычайно-занимательную историю "пуговицы".

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций, предметов по теме)

               Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя?! Шкура накидывалась на плечи и,  что бы она не сползала, ее придерживали руками. Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда: что бы  готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта. Поэтому на одежде и появились застежки. Первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.

  -  Пользуемся ли мы застежками, придуманными  первобытным человеком?   (Ответы детей).                                                                                 

    - Правильно, из глубины веков нам достался такой способ застежки, как пояс и ремень. Конечно он сильно отличается от своего пра- пра- пра- собрата и теперь играет роль скорее декоративного элемента.

       Древние  римляне и греки  использовали фибулы - металлические застежки из бронзы похожие на современную английскую булавку.

        В 12 веке появляются и находят широкое  распространение кожаные, металлические, и костяные застежки. Их носили только богатые люди, и стоили  такие застежки дороже, чем сама одежда. Простые люди пользовались веревочными завязками.  Привычная для нас пуговица появилась гораздо позже, в 16 веке, т.е. более 400 лет тому назад. Причем женщинам пуговицы не сразу понравились,  а вот мужчинам они очень понравились.

         К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без нее. Делали пуговицы из драгоценных камней, передавали по наследству. Пуговицы вошли в моду, и в Европе началась «пуговичная эпидемия». Чем больше пуговиц, тем знатнее господин. Уважающий себя дворянин нашивал на камзол  около  40 пуговиц.

В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.

   -  А вы знаете, что на женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа.

- Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда ответьте на вопросы:

-    Из какого материала делали пуговицы в старину?

( из драгоценных  металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек)

-  Какой материал для изготовления пуговиц используют сейчас?

-Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые тканью или кожей.

-Все могут пришивать пуговицы? Нет? Сейчас мы поучимся.

На доске нарисована пуговица с четырьмя дырочками.  Дети должны придумать  как можно больше вариантов "пришивания" пуговицы.  (Они рисуют пуговицы у себя в альбомах).

 

                   Конспект непосредственно-образовательной деятельности

                                                по теме:

           Беседа-игра: ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПУГОВИЦЫ

                            (в подготовительной к школе группе 6-7лет)

                          МБДОУ "Детский сад №72"город  Энгельс 2013год.

                         Составила воспитатель: Арефьева Ирина Валентиновна.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с историей происхождения знакомых и привычных вещей;

- развить интерес к изучаемому предмету и образное мышление при помощи загадок и игр;

- расширить представление детей в области использования пуговиц;

- выработать эстетическое понятие о различных элементах одежды, воспитать аккуратность, внимание к мелочам;

-развивать творческое воображение.

Интеграция образовательных областей: "Социализация", "Познание", "Коммуникация","Чтение художественной литературы",  "Физическая культура", "Безопасность",  "Художественное творчество", "Музыка","Труд".

Предшествующая работа: Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В Алешина, О.В. Дыбина Что было до…..(Игры путешествия в прошлое предметов).

Словарная работа: Фибула-металлическая  застежка из бронзы (английская булавка), камзол.

Материал: коллекция  пуговиц, "английская булавка", "молния", "липучка", кнопки,  лист-ватман, альбомы, фломастеры.

                                                     ХОД

-Сегодня мы с вами познакомимся  с историей происхождения знакомых и привычных вещей. Сотни вещей окружают нас,  и мы никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Именно о таких вещах мы сегодня поговорим.

-Отгадайте загадку, о  нужном  в нашей  жизни предмете:

                         1. Эту нужную вещицу на одежде ты найдешь.

                           Если нет ее на месте ты неряхой, прослывешь.

 

                             2.Одеваться соберёшься –

                             Без меня не обойдёшься.

                             Знают взрослые и дети –

                             Застегну я всё на свете. Что это?

                             (Дети отгадывают загадку.)

-Конечно – это ПУГОВИЦА. Вот о ней и пойдет разговор.

-Посмотрите, какие они разные.

                 (ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ)

   Зачитывается стихотворение Р. Сефа "Пуговица".

                            Висит, скучает пуговица,

                            Спокойно ей живется.

                            Не замечают пуговицу,

                            Пока не оторвется.

- Представьте себе, пожалуйста, что на всей  Земле исчезли пуговицы. Что делать людям?  Чем можно заменить  пуговицы? (ответы  детей).

-С этим вы быстро справились, молодцы; все подойдет – и липучки, и шнурки, и деревяшки, и булавки.

-Как все-таки хорошо, что они есть. Еще лучше, когда их много, полная шкатулка.

-Перед вами пуговицы, и у меня пуговицы,  пуговицы в шкатулках.

В каждой шкатулке они лежат в определенном порядке.

-На счет "раз-два-три" я показываю вам свою шкатулку с пуговицами, затем вы по памяти выкладываете свои пуговицы в том же порядке, что и у меня.

(У детей набор картонных  кругов: 2 красных, 2 желтых, 1 зеленый).  У педагога карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают, расположение кругов, педагог убирает карточки, дети выкладывают по памяти круги.  (Игра "Огоньки").

 - Как вы думаете, для чего нужны пуговицы? Всегда ли они были такими  как сейчас?                                                                

Послушайте необычайно-занимательную историю "пуговицы".

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций, предметов по теме)

               Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя?! Шкура накидывалась на плечи и,  что бы она не сползала, ее придерживали руками. Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда: что бы  готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта. Поэтому на одежде и появились застежки. Первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.

  -  Пользуемся ли мы застежками, придуманными  первобытным человеком?   (Ответы детей).                                                                                 

    - Правильно, из глубины веков нам достался такой способ застежки, как пояс и ремень. Конечно он сильно отличается от своего пра- пра- пра- собрата и теперь играет роль скорее декоративного элемента.

       Древние  римляне и греки  использовали фибулы - металлические застежки из бронзы похожие на современную английскую булавку.

        В 12 веке появляются и находят широкое  распространение кожаные, металлические, и костяные застежки. Их носили только богатые люди, и стоили  такие застежки дороже, чем сама одежда. Простые люди пользовались веревочными завязками.  Привычная для нас пуговица появилась гораздо позже, в 16 веке, т.е. более 400 лет тому назад. Причем женщинам пуговицы не сразу понравились,  а вот мужчинам они очень понравились.

         К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без нее. Делали пуговицы из драгоценных камней, передавали по наследству. Пуговицы вошли в моду, и в Европе началась «пуговичная эпидемия». Чем больше пуговиц, тем знатнее господин. Уважающий себя дворянин нашивал на камзол  около  40 пуговиц.

В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.

   -  А вы знаете, что на женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа.

- Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда ответьте на вопросы:

-    Из какого материала делали пуговицы в старину?

( из драгоценных  металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек)

-  Какой материал для изготовления пуговиц используют сейчас?

-Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые тканью или кожей.

-Все могут пришивать пуговицы? Нет? Сейчас мы поучимся.

На доске нарисована пуговица с четырьмя дырочками.  Дети должны придумать  как можно больше вариантов "пришивания" пуговицы.  (Они рисуют пуговицы у себя в альбомах).

Description: D:\семейный портрет1.jpg

 

 

-Вы устали? Теперь немного подвигаемся (звучит ритмичная  музыка)

     Физминутка:

  Вот мы руки развели,

 Словно удивились.

 И друг другу до земли

 В пояс поклонились!

 Наклонились, выпрямились,

 Наклонились, выпрямились.

 Ниже, ниже, не ленись,

 Поклонись и улыбнись.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. (Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

-А теперь обратите внимание на форму пуговиц, размеры.

  (ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ).

- Какие из этих пуговиц можно пришить на пальто?

 - Какие подойдут к нарядному платью? Почему?

- Какие  виды застежек  кроме пуговиц вы знаете? (Ответы детей)

-Правильно, это «молния», кнопки, «липучка». И каждая из этих застежек имеет свою историю. Замок «молния»,  например,  изобрел шведский инженер Гидеон Сенбека около сотни лет тому назад. Сначала она была тяжелой, металлической и громоздкой и стоила она очень дорого. Теперь эта застежка стала легкой и удобной, ее можно увидеть везде: на куртках, сапогах, сумках…

  - Не следует гнаться за самыми модными, дорогими застежками. Нужно помнить, что главное в одежде не самая модная застежка, а аккуратность. Очень красивые и дорогие пуговицы не украсят одежду, если она застегнута на протертые, рваные петли. И самая скромная пуговица, на аккуратно поглаженной одежде смотрится красиво и эстетично.

-И еще ребята, можно придумывать различные игры с пуговицами.

Играя с пуговкой, твори

И непременно – говори!

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговиц собрать

                                                   И мелкую моторику успешно развивать.

 

 

А еще послушайте русские пословицы о пуговицах (из словаря Даля):

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница — что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
Застёгнут на все пуговицы.
Прост, как пуговица. 
Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица) 
На чужой рот пуговицы не нашить.

- Теперь давайте  представим себя на пять минут художниками. Вам поступил срочный заказ: нарисовать картину "Веселая лужайка". А ваш волшебный карандаш вдруг стал рисовать  только пуговицы.

-Попробуйте и заказ выполнить, и карандаш не обидеть.

(На большом листе-ватмане дети рисуют лужайку пуговицами  – изображение нестандартными средствами – цветы из пуговиц,  а если учесть, что пуговицы бывают разной формы, то получится очень интересная картина.  Дети  работают под спокойную музыку).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

-И так какую пользу мы вынесли из сегодняшней  беседы?

Узнали историю появления пуговицы. Поговорили о пуговице, ее внешнем виде, назначении, роли в эстетическом оформлении одежды. Давайте же будем  следить за своими пуговками.  Чтобы всегда они были у нас пришитыми.

                                                      Пуговка, пуговка, крепче держись

                                                      Не потеряйся, не оторвись!                                                                            

                                                      На платьице нашем ты так хороша

                                                      В наряде порядок - ликует душа!

 

Литература: Умные занятия.  Из серии "Через игру – к совершенству". Е.Синицина.

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н.В. Алешина

"Что было бы до…" Игры-путешествия в прошлое предметов.  О.В.Дыбина .

"Поделки из ткани, ниток и пуговиц". А.А. Анистратова, Н. И. Гришина.

Выдержки из словаря  В. И. Даля.

Интернет-сайт.

 

 

 

 

 

-Вы устали? Теперь немного подвигаемся (звучит ритмичная  музыка)

     Физминутка:

  Вот мы руки развели,

 Словно удивились.

 И друг другу до земли

 В пояс поклонились!

 Наклонились, выпрямились,

 Наклонились, выпрямились.

 Ниже, ниже, не ленись,

 Поклонись и улыбнись.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. (Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

-А теперь обратите внимание на форму пуговиц, размеры.

  (ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ).

- Какие из этих пуговиц можно пришить на пальто?

 - Какие подойдут к нарядному платью? Почему?

- Какие  виды застежек  кроме пуговиц вы знаете? (Ответы детей)

-Правильно, это «молния», кнопки, «липучка». И каждая из этих застежек имеет свою историю. Замок «молния»,  например,  изобрел шведский инженер Гидеон Сенбека около сотни лет тому назад. Сначала она была тяжелой, металлической и громоздкой и стоила она очень дорого. Теперь эта застежка стала легкой и удобной, ее можно увидеть везде: на куртках, сапогах, сумках…

  - Не следует гнаться за самыми модными, дорогими застежками. Нужно помнить, что главное в одежде не самая модная застежка, а аккуратность. Очень красивые и дорогие пуговицы не украсят одежду, если она застегнута на протертые, рваные петли. И самая скромная пуговица, на аккуратно поглаженной одежде смотрится красиво и эстетично.

-И еще ребята, можно придумывать различные игры с пуговицами.

Играя с пуговкой, твори

И непременно – говори!

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговиц собрать

                                                   И мелкую моторику успешно развивать.

 

 

А еще послушайте русские пословицы о пуговицах (из словаря Даля):

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница — что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
Застёгнут на все пуговицы.
Прост, как пуговица. 
Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица) 
На чужой рот пуговицы не нашить.

- Теперь давайте  представим себя на пять минут художниками. Вам поступил срочный заказ: нарисовать картину "Веселая лужайка". А ваш волшебный карандаш вдруг стал рисовать  только пуговицы.

-Попробуйте и заказ выполнить, и карандаш не обидеть.

(На большом листе-ватмане дети рисуют лужайку пуговицами  – изображение нестандартными средствами – цветы из пуговиц,  а если учесть, что пуговицы бывают разной формы, то получится очень интересная картина.  Дети  работают под спокойную музыку).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

-И так какую пользу мы вынесли из сегодняшней  беседы?

Узнали историю появления пуговицы. Поговорили о пуговице, ее внешнем виде, назначении, роли в эстетическом оформлении одежды. Давайте же будем  следить за своими пуговками.  Чтобы всегда они были у нас пришитыми.

                                                      Пуговка, пуговка, крепче держись

                                                      Не потеряйся, не оторвись!                                                                            

                                                      На платьице нашем ты так хороша

                                                      В наряде порядок - ликует душа!

 

Литература: Умные занятия.  Из серии "Через игру – к совершенству". Е.Синицина.

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н.В. Алешина

"Что было бы до…" Игры-путешествия в прошлое предметов.  О.В.Дыбина .

"Поделки из ткани, ниток и пуговиц". А.А. Анистратова, Н. И. Гришина.

Выдержки из словаря  В. И. Даля.

Интернет-сайт.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории происхождения музыкальных инструментов

Материал для информационного стенда...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...

История происхождения матрёшки

История происхожденияКогда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народног...

Беседа в средней группе: знакомство с историей происхождения сказочных персонажей — Деда Мороза и Снегурочки

Образовательная область: «Познавательно – речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие»Цель:  Познакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказат...

История происхождения Деда Мороза.

Деда Мороза — добродушного и веселого волшебника — любят все. Малыши пишут ему трогательные письма с подробно изложенными пожеланиями о подарках. Юные скептики-подростки пытаются испортить им рад...

История происхождения мебели.

Познакомить детей с историей происхождения мебели....

Дед Мороз. История происхождения

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее — совсем не так. Иногда ошибочно п...