Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Козлова Наталия Юрьевна

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельности дошкольника. Структура занятия состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Цели и задачи соответствуют требованиям примерной общеобразовательной программы "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"  по образовательной области "Познание" и возрастным возможностям детей. Интеграция с образовательными областями "Коммуникация", "Физическая культура", "Художественное творчество". В вводной части используются такие активные методы обучения, как игровые для настроя детей на эффективную работу в течение образовательной деятельности. Дети погружаются в прошлое. Они видят мир глазами человека иного времени, представляют себя первобытным человеком и решают в связи с этим проблемные вопросы. Создание игровых ситуаций, игровых проблем и внедрение компьютерных технологий способствует повышению познавательного интереса и поддержанию активности детей на протяжении всей образовательной деятельности. В основной части применяются игровые приемы для объяснения предстоящей работы, создание проблемной ситуации. Методика проведения данной образовательной деятельности направлена не только на познавательное развитие и развитие мышления, но и на эстетическое развитие. В процессе данного мероприятия для достижения поставленной цели дошкольники используют такие умственные операции как синтез, анализ, мозговой штурм, сравнение и обобщение, а также применяется генетический подход в формировании линии развития объекта. Это позволяет детям системно размышлять, выделять особенности рассматриваемого объекта в соответствии с эпохой его времени, а также возможности его преобразования. Образовательная деятельность построена на основе личностно-ориентированных и гуманно-личностных подходах, что способствует ощущению каждого равноправным субъектом познавательного процесса. Материал подобран по принципу от простого к сложному, деятельность детей организовывается на умении добывать и применять знания. В заключительной части используется интеграция с продуктивной деятельностью: нетрадиционное рисование по принципу наскальной живописи, направленное на развитие креативности мышления. Для придания эмоционально-психологической яркости образовательной деятельности используются музыкальное и мультимедийное сопровождение. В ходе подведения итогов используется прием обыгрывания выполненного изображения и обмен впечатлениями. таким образом, для достижения поставленной цели и решения задач используются социоигровые подходы, технология сотрудничества, икт-технологии, интеграция видов деятельности, здоровьесберегающие технологии, а также соблюдается принцип психологической комфортности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_vospitatel_goda_2014.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе

Тема «Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека»

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательного интереса

Задачи:

  • Обучающие:        формирование элементарных представлений об эволюции Земли, месте человека в природном и социальном мире; об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (наскальная живопись), игру и продуктивную деятельность.
  • Развивающие:

- развитие связной речи, словотворчество (придумывание имен первобытных людей);

- развитие воображения, фантазии и логического мышления путем создания проблемной ситуации;

- развитие причинно-следственного мышления, ретроспективного взгляда на развитие человека.

  • Воспитывающие:

- воспитание экологической культуры;

- воспитание наблюдательности за изменением явлений и событий окружающей жизни.

Форма: игра-путешествие

Методы:

  • Мозговой штурм
  • Морфологический анализ
  • Игровые методы
  • Метод проблемных ситуаций
  • Психолого-педагогические методы

Средства обучения:

  • ИКТ-технологии
  • Морфотаблица
  • Сравнительное моделирование

Предварительная работа: чтение сказки Р. Киплинга «Кот, который гулял где хотел», просмотр мультфильма, рассматривание энциклопедии для дошкольников по теме «Начало жизни: зарождение жизни, динозавры, время теплокровных, предки человека, первобытный человек, каменный век, ознакомление с историческим временем посредством тематической экскурсии в детскую библиотеку.

Интеграция с другими образовательными областями:

Алгоритм проведения НОД:

I. Вводная часть – организационный момент:

- психологический настрой – ритуал начала деятельности (игра «Давайте познакомимся», игра «Дружба начинается с улыбки»)

-  игровая мотивация – предложение отправиться в путешествие по реке времени (разгадывание кодового слова)

- игровой прием - перемещение (погружение) в прошлое

II. Основная часть – организованная деятельность:

  •  знакомство с человекоподобной обезьяной:

- просмотр слайдов

- игровой прием – игра «Угадай движение» или «Пляшущие человечки»

- заполнение сравнительной таблицы – анализ;

  • Знакомство с человеком – умелым:

- просмотр слайдов

- проблемная ситуация – задание с разрезными картинками «Пещера»

- работа с таблицей – анализ;

  • Знакомство с человеком – разумным:

- просмотр слайдов

- проблемная ситуация – опыт «Добывание огня первобытным способом»

- здоровьесберегающие технологии – физкультминутка, подвижная игра «Собери урожай», игровое упражнение «Меткие охотники»

- игровой прием – загадывание загадок о домашних животных

- социоигровой прием «Придумай свое имя»

- продуктивная деятельность – нетрадиционное рисование «Наскальные» рисунки

- заполнение таблицы – сравнение, обобщение

III. Заключительная часть:

- рефлексия – анализ познавательной деятельности

- поощрения – вручение амулетов или «подарков»

- анализ эмпатии – выбор звездочки, ссответствующей настроению в процессе познавательной деятельности, игра «Подари настроение»

- ритуал окончания деятельности – игра «Встретимся опять»

Материал и оборудование:

Технические средства: ноутбук, экран, проектор, планшет, звуковое сопровождение

Наглядно-практические средства: слайды, массажный мячик, магнитный мольберт, магнитики, карточки с буквами Ч, Е, Л, О, В, Е, К, схематичное изображение человечков в движении, сравнительная таблица на ½ части ватмана, разрезные картинки с изображением шалаша, сухая трава, деревянные палочки по количеству детей, фигурки домашних животных: кошка, собака, корова, конь, свинья; круги красного, оранжевого, розового, малинового цвета, средний обруч, мягкие мячики или пластмассовые, амулеты, звездочки из блестящей бумаги белого и черного цвета, указка, фломастер.

Изобразительные средства: белая бумага или декоративный камень, уголь или угольные карандаши, влажные салфетки

ХОД

Ритуал начала занятия: игра «Давайте познакомимся»

Дети встают в кург

Воспитатель: Ребята, давайте с вами познакомимся. Передавая мяч друг другу, назовите четко и громко своё имя. Начали! Меня зовут Наталия Юрьевна (передает мяч соседу справа).

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Воспитатель: А теперь, взялись за руки, посмотрели соседу в глаза и улыбнулись друг другу. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем?

Дети: Настоящее

Воспитатель: А как будет называться время о прошлых событиях?

Дети: Прошлое

Воспитатель: Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.

Воспитатель: Правльно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по  волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас ждут удивительные приключения. Но, чтобы наше путшетсвие началось, нужно знать код – зашифрованное слово, которое нужно разгадать, и тогда мы с вами попадем в прошлое и узнаем, кто нас встретит там. Дети садятся на стульчики.

Морфотаблица «Кодовое слово» (по ходу ответов детей воспитатель открывает отгаданные буквы на мольберте)

1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в слове ЧАСЫ

2 буква будет та, какой звук слышится после звука Р в слове ВРЕМЯ

3 буква та, которая слышится после звука М в слове ЗЕМЛЯ

4 буква- это тот звук, который стоит на последнем месте в слове ЛИЦО

5 буква та, какой звук стоит на первом месте в слове ВОЗРАСТ

6 буква та, какой звук слышится после звука В в слове ВЕК

7 буква в этом слове та, какой звук стоит вторым в слове СКЕЛЕТ

Воспитатель: Какое слово у нас получилось?

Дети: ЧЕЛОВЕК

Воспитатель: Правильно, значит нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК, но это будут наши предки, первые люди. А теперь закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени отправились в путь (звучит таинственная музыка)

Слайд с изображением древнего леса

Воспитатель (рассказывает): Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился. Мы с вами оказались на опушке густого, непроходимого леса. Вдруг из леса выходят странные существа. Посмотрите на них.

Слайд с изображением человекоподобной обезьяны

Воспитатель: Как они выглядят? ?

Дети (высказывания): Тело покрыто шерстью, похожи на обезьян, передвигаются на двух ногах)

Воспитатель: У этого существа не было острых зубов, когтей, но он был ловок и быстр. На кого похоже это существо?

Дети (рассуждения): На обезьяну и на человека

Воспитатель: А на кого больше? (на обезьяну). Значит это все-таки обезьяна, которая похожа на человека. Такую обезьяну ученые назвали ЧЕЛОВЕКОПОДОБНАЯ. Она была тем самым предком, от которого произошел человек. Они были первыми, поэтому их назвали ПЕРВОБЫТНЫМИ. Они не строили себе жилье, а устраивали ночлег в зарослях кустарников и на ветках деревьев. Как вы думаете, а одежда им была нужна? (рассуждение детей)

Слайд с изображением стада человекоподобных обезьян

Воспитатель: А чем они могли питаться? (рассуждение детей). Питались они тем, что давала им природа – растениями и ягодами, иногда остатками добычи хищных животных.  Орудий труда у них тоже не было. Они жили стадами. И был у них свой ВОЖДЬ – самый главный, а также СТАРЕЙШИНЫ- старые и мудрые, которые обучали молодых, как собирать плоды и другим навыкам. А как они общались между собой? (рассуждение детей)

Воспитатель: Они общались с помощью разных звуков и жестов. Давайте и мы с вами попробуем пообщаться без слов с помощью жестов.

Игра «Угадай движение» или «Пляшущие человечки»

(ребенок показывает жестами какое-либо движение, остальные угадывают и повторяют, или показывать схематичное изображение человечков в движении на планшете, дети угадывают и повторяют)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте отметим в таблице, что мы узнали о человекоподобной обезьяне. Знак «плюс» ставим, если первобытный человек это умел делать и знак «минус», если не умел (работа с таблицей).

Жильё

Одежда

Орудия труда

речь

Речь

Человекоподобная обезьяна

_

_

_

_

Человек-умелый

+

-

+

-

Человек-разумный

+

+

+

+

Воспитатель (рассказывает): Климат постепенно менялся, становилось холодно, изменялся и сам человек. Растительной пищи стало не хватать. Человекоподобные обезьяны стали голодать. Тогда они стали думать, размышлять и сумели с помощью камня расколоть кость. Затем они стали искать камни поострее. Как вы думаете, зачем они это делали? (рассуждения детей).

Слайд с изображением первобытного человека с камнем

Воспитатель: Так, ребята появились первые орудия труда – РУБИЛА – заостренные с двух сторон осколки камня. А человекоподобная обезьяна превратилась в ЧЕЛОВЕКА-УМЕЛОГО.

Слайд с изображением человека-умелого

Воспитатель: А раз климат изменился – стал более холодным, то что было необходимо для человека-умелого, чтобы выжить в усложнившихся условиях? (высказывания детей)

Воспитатель: Да, им стало необходимо жильё. А из чего они могли построить себе жильё?

Дети (рассуждения): Из веток и стеблей растений или устраивали жильё в пещерах.        

Слайд с изображением пещеры или шалаша

Воспитатель: Давайте попробуем собрать из частей изображение пещеры для первобытного человека.

Разрезные картинки «Пещера»        

(дети собирают на паласе плоскостное изображение пещеры)

Воспитатель: Жили они также стадами, общались с помощью звуков и жестов. Заполним нашу таблицу (работа с таблицей). Итак, мы с вами уже познакомились с двумя видами первых людей на земле Как их называли ученые?

Дети: человекоподобная обезьяна и человек-умелый.

Воспитатель (рассказывает): Время шло, на планете становилось все холоднее. Как вы думаете, что было еще необходимо человеку, чтобы сражаться с холодом? (высказывания детей).

Воспитатель: Правильно, им была необходима одежда и огонь. Человеку пришлось много учиться, размышлять и на смену человеку-умелому пришел ЧЕЛОВЕК-РАЗУМНЫЙ.

Слайд с изображением человека-разумного

Воспитатель (рассказывает): Они стали умелыми охотниками, научились делать много новых орудий труда из камня, дерева, костей животных, а также оружие, которое облегчало им охоту: наконечники из камня, костяные иглы, каменный топор.

Слайд с изображением орудий труда

Воспитатель: А как вы думаете, из чего они шили себе одежду? (рассуждения детей)

Воспитатель: Да, правильно, из шкур животных.

Слайд с изображением одежды первобытного человека из шкур

Воспитатель: Научились они добывать и огонь. Сначала после грозы они собирали тлеющие угольки, приносили в жилище и с их помощью разводили огонь и грелись возле него. Чтобы огонь не погас, день и ночь дежурили по очереди, подкладывая сухие ветки и сучья в костер. Однажды после грозы, попробывав обожженые плоды и обгоревшие тела животных, они поняли, что поджаренные мясо намного мягче и вкуснее, чем сырое. Так они узнали ещё одно полезное свойство огня – готовить еду. Потом они научились добывать огонь с помощью камней. Набирали сухую траву, сильно и долго стучали над ней камнем о камень, пока не выскочит искра.

Слайд с изображением добычи огня с помощью камня и палочки

Воспитатель: А в тех местах, где не было камней, люди пользовались деревянными палочками (показывает на слайде). Они точно также накладывали сухую траву, веточки, на них ставили палочку и очень быстро крутили её между ладоней (рассказ сопровождается демонстрацией). Палочка нагревалась, трава загоралась. Хотите попробывать? (Дети пробуют крутить палочки между ладонями).

Воспитатель: Да, нелегко было добыть огонь – нужно долго тренироваться. Устали? Давайте отдохнем.

Физкультминутка

Чтобы нам добыть огонь,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится.

Два хлопка над голой,

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

Воспитатель: Однажды древние люди заметили, что к их жилью без боязни подходят некоторые животные. Люди начали их подкармливать и приручили. Я загадаю загадки, а вы их отгадаете и узнаете каких животных приручили первобытные люди. (По ходу отгадывания загадок выставлются фигурки животных)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(Собака)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не занется

                (Кошка)

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

(Корова)

Цокают копытца

Мой приятель мчится!

Знает, что овес

Я ему принес!

(Конь)

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спинке – щетинка.

(Свинья)

Воспитатель: Молодцы! А какую пользу приносили эти животные человеку? (высказывания детей).

 

Слайд с изображением саблезубового тигра и пещерного медведя

Воспитатель: Но были и опасные дикие животные, которые нападали на людей. Им приходилось защищаться от этих животных с помощью оружия из дерева и камня, которые мы уже видели. При помощи оружия люди не только защищались от диких зверей, но и охотились. Как вы думаете, на кого они охотились? (ответы детей). Правильно, на мамонтов.

Слайд с изображением сцены охоты на мамонта

Воспитатель: Охотились и ловили рыбу мужчины, а собирательством ягод, растений занимались женщины. Давайте посмотрим, кто из наших девочек окажется самой быстрой и соберет богатый урожай ягод.

Игра с девочками «Собери урожай»

Воспитатель: Молодцы, девочки! На охоту и рыбалку ходили самые смелые, сильные, ловкие, быстрые, меткие мужчины. Вот и мы с вами проверим, кто из наших мальчиков окажется таким. Потренируемся в метании.

Игровое упражнение с мальчиками «Меткие стрелки»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Человек-разумный придумал и свой язык. Они общались уже не с помощью жестов, а с помощью слов. Придумывали себе имена, например, «Зоркий глаз», «Быстрый ветер». Раз мы с вами путешествуем по прошлому, то давайте представим себя в роли человека того времени и придумаем себе имена.

Игра «Придумай свое имя»

Воспитатель: Вернемся к нашей таблице и заполним её. (Работа с таблицей: сравнение, обощение).

Слайд с изображением наскальных рисунков

Воспитатель: Ребята, древние люди были и первыми художниками. Они не умели писать, ещё не придумали бумагу, крандаши, краски, фломастеры, поэтому рисовали они углем и жидкой глиной, а также сочными корешками и стеблями растений, а также острым камнем выцарапывали фигурки на стенах скал и пещер. Как вы думаете, что они изображали на своих рисунках? (высказывания детей)

Воспитатель: Да, чаще всего в рисунках изображались сражения, охота, животные, люди и другие события из жизни племени. Я предлагаю вам попробывать самим создать «наскальные» картины, побыть первобытными художниками. Присаживайтесь за столы. И хотя мы будем рисовать на современном материале – бумаге, но углем, как древние люди. Представьте, что вы первобытные люди, что бы вы нарисовали на стенах своей пещеры?

Индивидуальная творческая деятельность детей

 (дети рисуют углем на белом листе бумаги, затем каждый показывает свой рисунок и поясняет, что он изобразил)

Воспитатель (читает стихотворение):

Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес,

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В гухой пещере пожить.

Огонь они раздобыли,

На нем стали пищу варить.

А ели они руками

И пили воду с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкурой прикрыты слегка.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. Река времени вернет нас обратно. Закройте глаза (звучит таинственная музыка).

Воспитатель: Вот мы с вами  вернулись в настоящее. Понравилось вам путешествие в далекое прошлое? Что вы узнали нового? Что было самым интересным? (высказывания детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, река времени принесла нам подарки – амулеты, которые в древние времена носили самые достойные люди. Глядя на эти амулеты, вы будете вспоминать это путешествие (вручаются амулеты). А сейчас выберете звездочку, которая соответствует тому настроению, которое было у вас во время нашего путешествия: белая звезлочка – настроение веселое, было интересно, черная звездочка – настроение грустное, было неинтересно. (Дети подходят к столу и выбирают звезды).

Воспитатель: Судя по количеству белых звезд у вас хорошее настроение. Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (дети сдувают настроение с ладошек).

Ритуал окончания деятельности: игра «Встретимся опять»

(Дети становятся в плотный круг лицом, протягивают левую руку вперед «от сердца, от души», образуя пирамиду из ладошек и говорят «Раз, два, четыре, пять – встретимся опять»).

Воспитатель благодарит детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию в подготовительной к школе группе"Мы дружные ребята"

Методическая разработа непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию направлена на формирование социальных навыков ребёнка, представлений о нормах и правилах общения ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе «Родословное древо семьи»

Данный коспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы, будет полезен педагогам для совместной работы с семьями воспитанников....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...