Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кирильцева Мария Владимировна

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_puteshestvie_po_reke_vremeni.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности.

Тема: «Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека»

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательного интереса

Задачи:

Обучающие:        формирование элементарных представлений об эволюции Земли, месте человека в природном и социальном мире; об истории человечества через игру и продуктивную деятельность.

Развивающие:

- развитие связной речи, словотворчество (придумывание имен первобытных людей);

- развитие воображения, фантазии и логического мышления путем создания проблемной ситуации;

- развитие причинно-следственного мышления, ретроспективного взгляда на развитие человека.

Воспитывающие:

- воспитание экологической культуры;

- воспитание наблюдательности за изменением явлений и событий окружающей жизни.

Форма: игра-путешествие

Методы:

- Мозговой штурм

- Морфологический анализ

- Игровые методы

- Метод проблемных ситуаций

Средства обучения:

- ИКТ-технологии

- Морфотаблица

- Сравнительное моделирование

Предварительная работа: чтение сказки Р. Киплинга «Кот, который гулял, где хотел», просмотр мультфильма, рассматривание энциклопедии для дошкольников по теме «Начало жизни: зарождение жизни, динозавры, время теплокровных, предки человека, первобытный человек, каменный век, ознакомление с историческим временем посредством тематической экскурсии в детскую библиотеку.

Материал и оборудование:

Технические средства: телевизор, звуковое сопровождение

Наглядно-практические средства: слайды, массажный мячик, магнитный мольберт, магнитики, карточки с буквами Ч, Е, Л, О, В, Е, К, схематичное изображение человечков в движении, сравнительная таблица на ½ части ватмана, разрезные картинки с изображением шалаша, сухая трава, деревянные палочки по количеству детей, фигурки домашних животных: кошка, собака, корова, конь, свинья; круги красного, оранжевого, розового, малинового цвета, средний обруч, мягкие мячики или пластмассовые, амулеты, звездочки из блестящей бумаги белого и черного цвета, указка, фломастер.

Изобразительные средства: белая бумага или декоративный камень, уголь или угольные карандаши, влажные салфетки

Ход.

Социоигра «Знакомство»

Дети встают в круг

Воспитатель: Меня зовут Мария Владимировна (передает мяч соседу справа).

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Воспитатель: Возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и улыбнитесь друг другу. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем?

Дети: Настоящее

Воспитатель: Как будет называться время о прошлых событиях?

Дети: Прошлое

Воспитатель: Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.

Воспитатель: Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое - далекое прошлое на несколько веков назад. Нас ждут удивительные приключения. Но, чтобы наше путешетствие началось, нужно знать код – зашифрованное слово, которое нужно разгадать, и тогда мы с вами попадем в прошлое и узнаем, кто нас встретит там. Дети садятся на стульчики.

Морфотаблица «Кодовое слово» (по ходу ответов детей воспитатель открывает отгаданные буквы на мольберте)

1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в слове ЧАСЫ

2 буква будет та, какой звук слышится после звука Р в слове ВРЕМЯ

3 буква та, которая слышится после звука М в слове ЗЕМЛЯ

4 буква - это тот звук, который стоит на последнем месте в слове ЛИЦО

5 буква та, какой звук стоит на первом месте в слове ВОЗРАСТ

6 буква та, какой звук слышится после звука В в слове ВЕК

7 буква в этом слове та, какой звук стоит вторым в слове СКЕЛЕТ

Воспитатель: Какое слово у нас получилось?

Дети: ЧЕЛОВЕК

Воспитатель: Правильно, значит нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК, но это будут наши предки, первые люди. А теперь закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени отправились в путь (звучит таинственная музыка)

Слайд с изображением древнего леса

Воспитатель (рассказывает): Давным - давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился. Мы с вами оказались на опушке густого, непроходимого леса. Вдруг из леса выходят странные существа. Посмотрите на них.

Слайд с изображением человекоподобной обезьяны

Воспитатель: Как они выглядят?

Дети (высказывания): Тело покрыто шерстью, похожи на обезьян, передвигаются на двух ногах)

Воспитатель: У этого существа не было острых зубов, когтей, но он был ловок и быстр. На кого похоже это существо?

Дети (рассуждения): На обезьяну и на человека

Воспитатель: На кого больше? (на обезьяну). Значит это все-таки обезьяна, которая похожа на человека. Такую обезьяну ученые назвали ЧЕЛОВЕКОПОДОБНАЯ. Она была тем самым предком, от которого произошел человек. Они были первыми, поэтому их назвали ПЕРВОБЫТНЫМИ. Они не строили себе жилье, а устраивали ночлег в зарослях кустарников и на ветках деревьев. Как вы думаете, а одежда им была нужна? (рассуждение детей)

Картина с изображением стада человекоподобных обезьян

Воспитатель: Чем они могли питаться? (рассуждение детей). Питались они тем, что давала им природа – растениями и ягодами, иногда остатками добычи хищных животных.  Орудий труда у них тоже не было. Они жили стадами. И был у них свой ВОЖДЬ – самый главный, а также СТАРЕЙШИНЫ - старые и мудрые, которые обучали молодых, как собирать плоды и другим навыкам. А как они общались между собой? (рассуждение детей)

Воспитатель: Они общались с помощью разных звуков и жестов. Давайте и мы с вами попробуем пообщаться без слов с помощью жестов.

Игра «Угадай движение» или «Пляшущие человечки»

(ребенок показывает жестами какое-либо движение, остальные угадывают и повторяют, или показывать схематичное изображение человечков в движении на планшете, дети угадывают и повторяют)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отметим в таблице, что мы узнали о человекоподобной обезьяне. Знак «плюс» ставим, если первобытный человек это умел делать и знак «минус», если не умел (работа с таблицей).

Жильё

Одежда

Орудия труда

Речь

Человекоподобная обезьяна

_

_

_

_

Человек-умелый

+

-

+

-

Человек-разумный

+

+

+

+

Воспитатель (рассказывает): Климат постепенно менялся, становилось холодно, изменялся и сам человек. Растительной пищи стало не хватать. Человекоподобные обезьяны стали голодать. Тогда они стали думать, размышлять и сумели с помощью камня расколоть кость. Затем они стали искать камни поострее. Как вы думаете, зачем они это делали? (рассуждения детей).

Слайд с изображением первобытного человека с камнем

Воспитатель: Так, ребята появились первые орудия труда – РУБИЛА – заостренные с двух сторон осколки камня. А человекоподобная обезьяна превратилась в ЧЕЛОВЕКА-УМЕЛОГО.

Слайд с изображением человека-умелого

Воспитатель: Ребята, раз климат изменился – стал более холодным, то, что было необходимо для человека-умелого, чтобы выжить в усложнившихся условиях? (высказывания детей)

Воспитатель: Да, им стало необходимо жильё. А из чего они могли построить себе жильё?

Дети (рассуждения): Из веток и стеблей растений или устраивали жильё в пещерах.        

Слайд с изображением пещеры или шалаша

Воспитатель: Предлагаю вам, попробовать собрать из частей изображение пещеры для первобытного человека.

Разрезные картинки «Пещера»        

(дети собирают плоскостное изображение пещеры)

Воспитатель: Жили они также стадами, общались с помощью звуков и жестов. Заполним нашу таблицу (работа с таблицей). Итак, мы с вами уже познакомились с двумя видами первых людей на земле. Как их называли ученые?

Дети: человекоподобная обезьяна и человек-умелый.

Воспитатель (рассказывает): Время шло, на планете становилось все холоднее. Как вы думаете, что было еще необходимо человеку, чтобы сражаться с холодом? (высказывания детей).

Воспитатель: Правильно, им была необходима одежда и огонь. Человеку пришлось много учиться, размышлять и на смену человеку-умелому пришел ЧЕЛОВЕК-РАЗУМНЫЙ.

Слайд с изображением человека-разумного

Воспитатель (рассказывает): Они стали умелыми охотниками, научились делать много новых орудий труда из камня, дерева, костей животных, а также оружие, которое облегчало им охоту: наконечники из камня, костяные иглы, каменный топор.

Слайд с изображением орудий труда

Воспитатель: Как вы думаете, из чего они шили себе одежду? (рассуждения детей)

Воспитатель: Да, правильно, из шкур животных.

Слайд с изображением одежды первобытного человека из шкур

Воспитатель: Научились они добывать и огонь. Сначала после грозы они собирали тлеющие угольки, приносили в жилище и с их помощью разводили огонь и грелись возле него. Чтобы огонь не погас, день и ночь дежурили по очереди, подкладывая сухие ветки и сучья в костер. Однажды после грозы, попробовав обожженые плоды и обгоревшие тела животных, они поняли, что поджаренное мясо намного мягче и вкуснее, чем сырое. Так они узнали ещё одно полезное свойство огня – готовить еду. Потом они научились добывать огонь с помощью камней. Набирали сухую траву, сильно и долго стучали над ней камнем о камень, пока не выскочит искра.

Слайд с изображением добычи огня с помощью камня и палочки

Воспитатель: В тех местах, где не было камней, люди пользовались деревянными палочками (показывает на слайде). Они точно также накладывали сухую траву, веточки, на них ставили палочку и очень быстро крутили её между ладоней (рассказ сопровождается демонстрацией). Палочка нагревалась, трава загоралась. Хотите попробовать? (Дети пробуют крутить палочки между ладонями).

Воспитатель: Да, нелегко было добыть огонь – нужно долго тренироваться. Устали? Давайте отдохнем.

Физкультминутка

Чтобы нам добыть огонь,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится.

Два хлопка над голой,

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

Воспитатель: Однажды древние люди заметили, что к их жилью без боязни подходят некоторые животные. Люди начали их подкармливать и приручили. Я загадаю загадки, а вы их отгадаете и узнаете каких животных приручили первобытные люди. (По ходу отгадывания загадок выставляются фигурки животных)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком (Собака)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается (Кошка)

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди – вилы,

Сзади – метла (Корова)

Цокают копытца

Мой приятель мчится!

Знает, что овес

Я ему принес! (Конь)

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спинке – щетинка (Свинья)

Воспитатель: Молодцы! А какую пользу приносили эти животные человеку? (высказывания детей).

 

Слайд с изображением саблезубового тигра и пещерного медведя

Воспитатель: Но были и опасные дикие животные, которые нападали на людей. Им приходилось защищаться от этих животных с помощью оружия из дерева и камня, которые мы уже видели. При помощи оружия люди не только защищались от диких зверей, но и охотились. Как вы думаете, на кого они охотились? (ответы детей). Правильно, на мамонтов.

Слайд с изображением сцены охоты на мамонта

Воспитатель: Охотились и ловили рыбу мужчины, а собирательством ягод, растений занимались женщины. Давайте посмотрим, кто из наших девочек окажется самой быстрой и соберет богатый урожай ягод.

Игра с девочками «Собери урожай»

Воспитатель: Молодцы, девочки! На охоту и рыбалку ходили самые смелые, сильные, ловкие, быстрые, меткие мужчины. Вот и мы с вами проверим, кто из наших мальчиков окажется таким. Потренируемся в метании.

Игровое упражнение с мальчиками «Меткие стрелки»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Человек-разумный придумал и свой язык. Они общались уже не с помощью жестов, а с помощью слов. Придумывали себе имена, например, «Зоркий глаз», «Быстрый ветер». Раз мы с вами путешествуем по прошлому, то представим себя в роли человека того времени и придумаем себе имена.

Игра «Придумай свое имя»

Воспитатель: Вернемся к нашей таблице и заполним её. (Работа с таблицей: сравнение, обобщение).

Слайд с изображением наскальных рисунков

Воспитатель: Ребята, древние люди были и первыми художниками. Они не умели писать, ещё не придумали бумагу, карандаши, краски, фломастеры, поэтому рисовали они углем и жидкой глиной, а также сочными корешками и стеблями растений, а также острым камнем выцарапывали фигурки на стенах скал и пещер. Как вы думаете, что они изображали на своих рисунках? (высказывания детей)

Воспитатель: Да, чаще всего в рисунках изображались сражения, охота, животные, люди и другие события из жизни племени. Я предлагаю вам попробовать самим создать «наскальные» картины, побыть первобытными художниками. Присаживайтесь за столы. И хотя мы будем рисовать на современном материале – бумаге, но углем, как древние люди. Представьте, что вы первобытные люди, что бы вы нарисовали на стенах своей пещеры?

Индивидуальная творческая деятельность детей

 (дети рисуют углем на белом листе бумаги, затем каждый показывает свой рисунок и поясняет, что он изобразил)

Воспитатель (читает стихотворение):

Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес,

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить.

Огонь они раздобыли,

На нем стали пищу варить.

А ели они руками

И пили воду с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкурой прикрыты слегка.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. Река времени вернет нас обратно. Закройте глаза (звучит таинственная музыка).

Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в настоящее. Понравилось вам путешествие в далекое прошлое? Что вы узнали нового? Что было самым интересным? (высказывания детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, река времени принесла нам подарки – амулеты, которые в древние времена носили самые достойные люди. Глядя на эти амулеты, вы будете вспоминать это путешествие (вручаются амулеты). А сейчас выберете звездочку, которая соответствует тому настроению, которое было у вас во время нашего путешествия: белая звездочка – настроение веселое, было интересно, черная звездочка – настроение грустное, было неинтересно. (Дети подходят к столу и выбирают звезды).

Воспитатель: Судя по количеству белых звезд у вас хорошее настроение. Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (дети сдувают настроение с ладошек).

Ритуал окончания деятельности: игра «Встретимся опять»

(Дети становятся в плотный круг лицом, протягивают левую руку вперед «от сердца, от души», образуя пирамиду из ладошек и говорят: «Раз, два, четыре, пять – встретимся опять»).

Воспитатель благодарит детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Новая жизнь ненужных вещей».

Цель: Знакомство детей с принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, разумным использованием отходов при изготовлении игрушек....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "Красная книга России"

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе №7  "Красная книга России"...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени".

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени"....