Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Протяни руку помощи».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Формирование толерантного поведения к людям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Задачи:
- дать представления о сложностях жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями;
- познакомить детей с восприятием окружающего мира людьми с ограниченными возможностями и средствами их реабилитации;
- продолжать расширять представления об органах чувств: слух, зрение и опорно-двигательном аппарате;
- пополнять лексический словарь по теме:
- обогащать сенсомотороный опыт детей;
- содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.78 КБ | |
| 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69» г. Ухты
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Тема: «Протяни руку помощи».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа 6-7 лет
Воспитатель: Бородулина Светлана Сергеевна,
Подберёзная Юлия Васильевна
Цель: Формирование толерантного поведения к людям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Задачи:
- дать представления о сложностях жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями;
- познакомить детей с восприятием окружающего мира людьми с ограниченными возможностями и средствами их реабилитации;
- продолжать расширять представления об органах чувств: слух, зрение и опорно-двигательном аппарате;
- пополнять лексический словарь по теме:
- обогащать сенсомотороный опыт детей;
- содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ОВЗ.
Оборудование и материалы:
- желтые круги;
- повязки для глаз;
- наушники;
- рукавицы;
- настольные игры (пазлы, шнуровка, танграм и др.);
- игрушки (по количеству детей);
- телевизор;
- ноутбук;
- медиа-презентация.
Предварительная работа: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», былин об Илье Муромце. Д/и: «Что в мешочке?», «Объясни без слов», «Догадайся по губам». П/и: «Жмурки», «Стрелка», «На одной ноге», «С какой стороны позвали?». Беседы и ситуативные разговоры: «Бабушка с палочкой», «Очкарики. Смешно ли это?», «Ребенок в инвалидной коляске».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, в нашей группе появилось что-то необычное. Я знаю, что вы очень наблюдательные и заметите, что же изменилось? (Дети ищут желтый круг на стеклянной двери)
Дети: У нас на двери появился желтый круг.
Воспитатель: Действительно у нас на двери появился желтый круг. Скажите, пожалуйста, может кто-нибудь из вас видел где-то такие круги.
Дети: (предполагаемые ответы) Не видели, где-то видели, видели в детской поликлинике, в магазине.
Воспитатель: А может быть кто-нибудь знает для чего они нужны?
Дети: Не знаем. Для тех, кто плохо видит.
Воспитатель: Молодцы, кто знает. А для тех, кто не знает, я сейчас расскажу. Эти круги на стеклянных дверях нужны для людей с очень плохим зрением.
С помощью компьютера я могу вам показать, как видят такие люди. Присаживайтесь на стульчики.
Слайд №2 (Картинка с размытым изображением). Вы видите, что там изображено?
Дети: ничего не понятно, что там нарисовано. Все нечетко.
Воспитатель: А вот так видим мы. Слайд №3 (Картинка с четким изображением)
Воспитатель спрашивает детей, которые носят очки: А как видите вы, когда снимаете очки?
Дети (с плохим зрением): Мы видим лучше чем на Слайде 1, но хуже, чем на Слайде 2.
Воспитатель: есть люди, которые видят еще хуже, таких людей называют слабовидящими. И для таких людей, чтобы они не врезались в стеклянную прозрачную дверь, приклеивают такие знаки.
А еще есть люди, которые не видят совсем. Подскажите, как называют таких людей?
Дети: Слепые.
Воспитатель: совершенно, верно. Такие люди не видят с рождения или из-за какой-то травмы. Мы можем с вами представить, как трудно им приходится в жизни.
Воспитатель проводит тренинг. Для этого нам достаточно одеть на глаза повязку. Попробуйте отгадать, что за игрушку я дала вам в руки .
Дети высказывают свои предположения (кукла, мишка, машинка, др.).
Воспитатель: А можете ли вы назвать цвет игрушки?
Дети: Цвет назвать не можем.
Воспитатель: А теперь, не снимая повязки, подойдите ко мне и положите игрушки в корзинку, которую я держу.
Снимайте повязку, расскажите, что вы чувствовали, когда пытались узнать игрушку?
Дети: Было сложно узнать. Хотелось снять повязку, подглядеть.
Воспитатель: А как вы дошли до меня?
Дети: Приходилось щупать руками.
Воспитатель: А как вы думаете, как справляются такие люди?
Воспитатель: На самом деле, таким людям очень тяжело без помощи. Им не видно, куда нужно идти. Они не могут смотреть телевизор, читать обыкновенные книжки.
Как вы думаете, что могло бы помочь им в жизни?
Дети: ?
Воспитатель: Молодцы у вас есть интересные версии. В помощь таким людям придуманы специальные средства. Давайте рассмотрим их на слайдах. Слайд 4 . Те места, где есть помощь для таких людей обозначаются вот таким значком (черные очки)
Слайд 5.
- Уже знакомый нам желтый кружок на прозрачных поверхностях для слабовидящих людей.
- Края ступенек отмечают яркой желтой полосой. Слайд 6.
- Звуковые сигналы светофора. Слайд 7
- Если слепой человек передвигается по городу один, то он берет с собой белую тросточку, ею он ощупывает преграды на своем пути. Окружающие, видя человека с белой тростью, понимают, что ему может понадобиться помощь на сложных участках дороги. Слайд8
- Так же для таких людей есть специально обученные собаки-поводыри, которые сопровождают своих невидящих хозяев.
- А для того, чтобы эти люди могли читать придумали азбуку Брайля. Буквы, которой можно потрогать пальчиками. Слайд9
Что из этих средств вы могли увидеть в нашем городе?
Дети: Звуковые светофоры, желтые круги на дверях, таблички с азбукой Брайля в детской поликлинике. Слайд10
Воспитатель: Молодцы, что вы такие наблюдательные. А скажите мне, пожалуйста, когда ребенок появляется на свет, что самое первое он слышит?
Дети: Голос мамы. Слайд пустой11
Воспитатель: Вы правы! Мамы поют своим малышам колыбельные, песенки-потешки. Но бывает, что из-за проблем со здоровьем малыш не может слышать звуки или слышит очень плохо. Как говорят про человека, который не может слышать.
Дети: Глухой.
Воспитатель: Действительно, это слабослышащие или глухие люди. А если, при этом еще человек не может разговаривать – это глухонемой человек. Таким людям тоже непросто в жизни. Мы с вами можем это почувствовать. Для этого нам понадобятся наушники. Но так как, наушников у нас мало. Нам надо как-то определиться кому они достанутся. Подскажите как мы можем это сделать?
Дети: Можно по считалочке. Можно вытянуть жребий.
Воспитатель: Вытяните, пожалуйста жребий. Кому достанутся картинки с наушниками, подойдите, возьмите их в руки и выслушайте задание.
Воспитатель проводит тренинг. Вы оденете наушники, а я буду петь песню. Попробуйте услышать, что это будет за песня.
Воспитатель поет колыбельную, после чего просит снять наушники. Спрашивает ребят, которые были без наушников. Пожалуйста, наберитесь терпения и не подсказывайте. Понравилась вам песенка?
Дети: Да. Вы слышали, что это была за песня?
Воспитатель спрашивает детей, которые не слышали: Что вы чувствовали, когда видели, как я пою, но не могли услышать.
Дети: Нам хотелось послушать, узнать, что за песня.
Воспитатель обращается к детям, которые слышали: Вы знаете, что за песня, но представьте, что не можете сейчас рассказать ребятам, потому что, на две минуты разучились разговаривать. Подумайте, как можно объяснить без слов.
Дети: Изображают пантомиму, пробуют нарисовать. Другие отгадывают колыбельную.
Воспитатель: Вы можете предположить, что испытывают глухонемые люди?
Дети: Им хочется услышать.
Воспитатель: Я думаю, вы поняли что, детям и взрослым с такими проблемами тоже непросто. Они не слышат просьбы и не могут высказать свои желания. Передачи, мультфильмы по телевизору они смотрят без звука. А как вы думаете, чем можно помочь слабослышащим и глухонемым людям.
Дети: Нужно громко говорить, писать, рисовать на бумажке.
Воспитатель: Давайте посмотрим на слайде, что же придумано для таких людей. Слайд12
- Слуховые аппараты для слабослышащих людей.
- Громкоговорители, микрофоны.
- Язык жестов Дактиль.
- Сурдопереводчики, которые объясняют передачи, мультфильмы с помощью специальных жестов. Слайд13 (Фрагмент мультфильма с сурдопереводом).
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какая проблема была у мальчика Вити из известной нам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»? Слайд14 (фрагмент из м/ф).
Дети: Он не мог ходить.
Воспитатель: А знаете ли вы еще героев, у которых была такая болезнь?
Дети: Илья Муромец.
Воспитатель: Верно. Много лет он не мог пошевелить ни рукой, ни ногой.
А могут ли быть такие люди вокруг нас, у которых плохо действуют ноги и руки или совсем отсутствуют?
Дети: Могут.
Воспитатель: Как вы думаете, как им приходится в жизни?
Дети: Трудно.
Воспитатель: Таким людям труднее всего. Чаще всего они не могут справляться со своими делами без посторонней помощи. Мы можем почувствовать, как сложно играть детям, которым трудно управлять своими руками и ногами, телом.
Воспитатель проводит тренинг. Предлагаю надеть рукавички и попробовать поиграть в простые настольные игры, полистать книги.
Дети: Играют в настольные игры в рукавицах.
Воспитатель: После игры воспитатель спрашивает: Получилось у вас?
Дети: Не очень. Было неудобно.
Воспитатель: Что вы чувствовали?
Дети: Было трудно, хотелось снять рукавицы. Испытывали злость, расстройство, от того, что что-то не получается.
Воспитатель: Таким детям и взрослым приходится очень трудно. Давайте подумаем, что может облегчить их жизнь
Дети: Инвалидные коляски, пандусы, помощь людей и т.д.
Воспитатель: Давайте посмотрим на слайды. Слайд 15 Вот таким значком обозначаются места помощи инвалидам.
- инвалидные коляски Слайд 16
- ходунки, костыли
- пандусы
- кнопки вызова помощи
- специальные лифты подъемники Слайд 17
- специальный автотранспорт
- протезы рук и ног. Слайд 18
Вы видели что-нибудь из этого в нашем городе?
Дети: Пандусы, кнопки вызова и др.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, а как девочка Женя помогла Вите?
Дети: Она оторвала волшебный лепесток, сказала волшебные слова и загадала, чтобы Витя стал здоровым.
Воспитатель: Правильно. Но мы с вами знаем, что волшебство бывает только где?
Дети: В сказке.
Воспитатель: А мы с вами можем как-то помогать людям с ограниченными возможностями?
Дети: Можем помочь перейти через дорогу, зайти в магазин, позвать на помощь взрослых.
Воспитатель: Давайте вспомним какие средства помощи есть для людей с ограниченными возможностями? Я выкладываю на мольберт знаки, а вы подбираете, что может помочь слепым и слабовидящим людям, глухим и глухонемым людям и людям с проблемами движения.
Дети: Выполняют дидактическую игру.
Воспитатели: Молодцы! А к нам в садик может прийти ребенок с проблемой, о которых мы с вами разговаривали?
Дети: Может.
Воспитатель. Как мы должны будем себя вести? Что нам надо будет изменить в садике?
Дети: Помогать ему и играть с ним. Нельзя смеяться, если что-нибудь не получается. Нужно сделать пандусы и др.
Воспитатель: Слайд 19 Да, такие дети тоже хотят общаться и играть. Мне очень приятно, что вы растете добрыми, внимательными и заботливыми детьми. Давайте вспомним, с чего началось наше занятие?
Дети: Мы увидели желтые круги на двери.
Воспитатель: А как вы думаете, у нас везде в садике есть такие желтые круги на дверях?
Дети: Нет.
Воспитатель: А мы можем с вами вырезать такие круги и рассказать другим ребятам для чего это надо?
Дети: Можем!
Воспитатель: Давайте так и поступим в свободное время. А сейчас скажем нашим гостям: «До свидания!»
Дети: Прощаются.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастная группа : старшая, подготовительная к школе группы 5-7 лет Краткие рекомендации по применению презентации: к презентации прилагается подробный конспект с нумерацией слайдов в соответствии с текстом (Приложение )
Спасибо за внимание!
https://www.youtube.com/@ElinDvorik Протез Стоковые фотографии, картинки, все без лицензионных отчислений - Envato Elements https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Ftorontovka.com%2Fforum%2Ftopic%2F116650&psig=AOvVaw2vBbvmAIlqN38 https://detkisuper.ru/ukladyvaem-malysa-spat-poem-kolybelnuu-ukacivaem-delaem-massaz/ Список источников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Новая жизнь ненужных вещей».
Цель: Знакомство детей с принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, разумным использованием отходов при изготовлении игрушек....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Ны выставке кожаных изделий"...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "Красная книга России"
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе №7 "Красная книга России"...

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени".
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Заповедники и национальные парки Алтайского края»
Тема занятия «Заповедники и национальные парки Алтайского края» ...
