Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Протяни руку помощи».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Подберёзная Юлия Васильевна

Цель: Формирование толерантного поведения к людям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Задачи:

  • дать представления о сложностях жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями;
  • познакомить детей с восприятием окружающего мира людьми с ограниченными возможностями и средствами их реабилитации;
  • продолжать расширять представления об органах чувств: слух, зрение и опорно-двигательном аппарате;
  • пополнять лексический словарь по теме:
  • обогащать сенсомотороный опыт детей;
  • содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 69» г. Ухты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема: «Протяни руку помощи».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа  6-7 лет

Воспитатель: Бородулина Светлана Сергеевна,

                         Подберёзная Юлия Васильевна  

Цель: Формирование толерантного поведения к людям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Задачи:

  • дать представления о сложностях жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями;
  • познакомить детей с восприятием окружающего мира людьми с ограниченными возможностями и средствами их реабилитации;
  • продолжать расширять представления об органах чувств: слух, зрение и опорно-двигательном аппарате;
  • пополнять лексический словарь по теме:
  • обогащать сенсомотороный опыт детей;
  • содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ОВЗ.

Оборудование и материалы: 

  • желтые круги;
  • повязки для глаз;
  • наушники;
  • рукавицы;
  • настольные игры (пазлы, шнуровка, танграм и др.);
  • игрушки (по количеству детей);
  • телевизор;
  • ноутбук;
  • медиа-презентация.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», былин об Илье Муромце. Д/и: «Что в мешочке?», «Объясни без слов», «Догадайся по губам».  П/и: «Жмурки», «Стрелка», «На одной ноге», «С какой стороны позвали?». Беседы и ситуативные разговоры: «Бабушка с палочкой», «Очкарики. Смешно ли это?», «Ребенок в инвалидной коляске».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,  в нашей группе появилось что-то необычное. Я знаю, что  вы очень наблюдательные и заметите, что же изменилось? (Дети ищут желтый круг на стеклянной двери)

Дети: У нас на двери появился желтый круг.

Воспитатель: Действительно у нас на двери появился желтый круг. Скажите, пожалуйста, может кто-нибудь из вас видел где-то такие круги.

Дети: (предполагаемые ответы) Не видели, где-то видели, видели в детской поликлинике, в магазине.

Воспитатель: А может быть кто-нибудь знает для чего они нужны?

Дети: Не знаем. Для тех, кто плохо видит.

Воспитатель: Молодцы, кто знает.  А для тех, кто не знает, я сейчас расскажу. Эти круги на стеклянных дверях нужны для людей с очень плохим зрением.

С помощью компьютера я могу вам показать, как видят такие люди. Присаживайтесь на стульчики.

Слайд №2 (Картинка с размытым изображением). Вы видите, что там изображено? 

Дети: ничего не понятно, что там нарисовано. Все нечетко.

Воспитатель: А вот так видим мы. Слайд №3 (Картинка с четким изображением)

Воспитатель спрашивает детей, которые носят очки: А как видите вы, когда снимаете очки?

Дети (с плохим зрением): Мы видим лучше чем на Слайде 1, но хуже, чем на Слайде 2.

Воспитатель: есть люди, которые видят еще хуже, таких людей называют слабовидящими. И для таких людей, чтобы они не врезались в стеклянную прозрачную дверь, приклеивают такие знаки.

А еще есть люди, которые не видят совсем. Подскажите, как называют таких людей?

Дети: Слепые.

Воспитатель: совершенно, верно. Такие люди не видят с рождения или из-за какой-то травмы. Мы можем с вами представить, как трудно им приходится в жизни.

Воспитатель проводит тренинг. Для этого нам достаточно одеть на глаза повязку. Попробуйте отгадать, что за игрушку я дала вам в руки .

Дети высказывают свои предположения (кукла, мишка, машинка, др.).

Воспитатель: А можете ли вы назвать цвет игрушки?

Дети: Цвет назвать не можем.

Воспитатель: А теперь, не снимая повязки, подойдите ко мне и положите игрушки в корзинку, которую я держу.

Снимайте повязку, расскажите, что вы чувствовали, когда пытались узнать игрушку?

Дети: Было сложно узнать. Хотелось снять повязку, подглядеть.

Воспитатель: А как вы дошли до меня?

Дети: Приходилось щупать руками.

Воспитатель: А как вы думаете, как справляются такие люди?

Воспитатель: На самом деле, таким людям очень тяжело без помощи. Им не видно, куда нужно идти. Они не могут смотреть телевизор, читать обыкновенные книжки.

Как вы думаете, что могло бы помочь им в жизни?

Дети: ?

Воспитатель: Молодцы у вас есть интересные версии. В помощь таким людям придуманы специальные средства. Давайте рассмотрим их на слайдах. Слайд 4 . Те места, где есть помощь для таких людей обозначаются вот таким значком (черные очки)

Слайд 5.

  1. Уже знакомый нам желтый кружок на прозрачных поверхностях для слабовидящих людей.
  2. Края ступенек отмечают яркой желтой полосой. Слайд 6.
  3. Звуковые сигналы светофора. Слайд 7  
  4. Если слепой человек передвигается по городу один, то он берет с собой белую тросточку, ею он ощупывает преграды на своем пути. Окружающие, видя человека с белой тростью, понимают, что ему может понадобиться помощь на сложных участках дороги. Слайд8
  5. Так же для таких людей есть специально обученные собаки-поводыри, которые сопровождают своих невидящих хозяев.
  6. А для того, чтобы эти люди могли читать придумали азбуку Брайля. Буквы, которой можно потрогать пальчиками. Слайд9

Что из этих средств вы могли увидеть в нашем городе?

Дети: Звуковые светофоры, желтые круги на дверях, таблички с азбукой Брайля в детской поликлинике. Слайд10

Воспитатель: Молодцы, что вы такие наблюдательные. А скажите мне, пожалуйста, когда ребенок появляется на свет, что самое первое он слышит?

Дети: Голос мамы. Слайд пустой11

Воспитатель: Вы правы! Мамы поют своим малышам колыбельные, песенки-потешки. Но бывает, что из-за проблем со здоровьем малыш не может слышать звуки или слышит очень плохо. Как говорят про человека, который не может слышать.

Дети: Глухой.

Воспитатель: Действительно, это слабослышащие или глухие люди. А если, при этом еще человек не может разговаривать – это глухонемой человек. Таким людям тоже непросто в жизни. Мы с вами можем это почувствовать. Для этого нам понадобятся наушники. Но так как, наушников у нас мало. Нам надо как-то определиться кому они достанутся. Подскажите как мы можем это сделать?

Дети: Можно по считалочке. Можно вытянуть жребий.

Воспитатель:  Вытяните, пожалуйста жребий. Кому достанутся картинки  с наушниками, подойдите, возьмите их в руки и выслушайте задание.

Воспитатель проводит тренинг. Вы оденете наушники, а я буду петь песню.   Попробуйте услышать, что это будет за песня.

Воспитатель поет колыбельную, после чего просит снять наушники. Спрашивает ребят, которые были без наушников. Пожалуйста, наберитесь терпения и не подсказывайте. Понравилась вам песенка?

Дети: Да. Вы слышали, что это была за песня?

Воспитатель спрашивает детей, которые не слышали: Что вы чувствовали, когда видели, как я пою, но не могли услышать.

Дети: Нам хотелось послушать, узнать, что за песня.

Воспитатель обращается к детям, которые слышали: Вы знаете, что за песня, но представьте, что не можете сейчас рассказать ребятам, потому что, на две минуты разучились разговаривать. Подумайте, как можно объяснить без слов.

Дети: Изображают пантомиму, пробуют нарисовать. Другие отгадывают колыбельную.

Воспитатель: Вы можете предположить, что испытывают глухонемые люди?

Дети: Им хочется услышать.

Воспитатель: Я думаю, вы поняли что, детям и взрослым с такими проблемами тоже непросто. Они не слышат просьбы и не могут высказать свои желания. Передачи, мультфильмы  по телевизору они смотрят без звука. А как вы думаете, чем можно помочь слабослышащим и глухонемым людям.

Дети: Нужно громко говорить, писать, рисовать на бумажке.

Воспитатель: Давайте посмотрим на слайде, что же придумано для таких людей. Слайд12 

- Слуховые аппараты для слабослышащих людей.

- Громкоговорители, микрофоны.

- Язык жестов Дактиль.

- Сурдопереводчики, которые объясняют передачи, мультфильмы с помощью специальных жестов.  Слайд13 (Фрагмент мультфильма с сурдопереводом).

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какая проблема была у мальчика Вити из известной нам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»? Слайд14 (фрагмент из м/ф).

Дети: Он не мог ходить.

Воспитатель: А знаете ли вы еще героев, у которых была такая болезнь?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: Верно. Много лет он не мог пошевелить ни рукой, ни ногой.

А могут ли быть такие люди вокруг нас, у которых плохо действуют ноги и руки или совсем отсутствуют?

Дети: Могут.

Воспитатель: Как вы думаете, как им приходится в жизни?

Дети: Трудно.

Воспитатель: Таким людям труднее всего. Чаще всего они не могут справляться со своими делами без посторонней помощи. Мы можем почувствовать, как сложно играть детям, которым трудно управлять своими руками и ногами, телом.

Воспитатель проводит тренинг. Предлагаю надеть рукавички и попробовать поиграть в простые настольные игры, полистать книги.

Дети: Играют в настольные игры в рукавицах.  

Воспитатель: После игры воспитатель спрашивает: Получилось у вас?

Дети: Не очень. Было неудобно.

Воспитатель: Что вы чувствовали?

Дети: Было трудно, хотелось снять рукавицы. Испытывали злость, расстройство, от того, что что-то не получается.

Воспитатель: Таким детям и взрослым приходится очень трудно. Давайте подумаем, что может облегчить их жизнь

Дети: Инвалидные коляски, пандусы, помощь людей и т.д.

Воспитатель: Давайте посмотрим на слайды. Слайд 15 Вот таким значком обозначаются места помощи инвалидам.

 -  инвалидные коляски   Слайд 16        

 -  ходунки, костыли

 -  пандусы

 -  кнопки вызова помощи

 -  специальные лифты подъемники   Слайд 17    

 -  специальный автотранспорт

 -  протезы рук и ног.  Слайд 18      

Вы видели что-нибудь из этого в нашем городе?

Дети: Пандусы, кнопки вызова и др.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, а как девочка Женя помогла Вите?

Дети: Она оторвала волшебный лепесток, сказала волшебные слова и загадала, чтобы Витя стал здоровым.

Воспитатель: Правильно. Но мы с вами знаем, что волшебство бывает только где?

Дети: В сказке.

Воспитатель: А мы с вами можем как-то помогать людям с ограниченными возможностями?

Дети: Можем помочь перейти через дорогу, зайти в магазин, позвать на помощь взрослых.

Воспитатель: Давайте вспомним какие средства помощи есть для людей с ограниченными возможностями? Я выкладываю на мольберт знаки, а вы подбираете, что может помочь слепым и слабовидящим людям, глухим и глухонемым людям  и людям с проблемами движения.

Дети: Выполняют дидактическую игру.

Воспитатели: Молодцы! А к нам в садик может прийти ребенок с проблемой, о которых мы с вами разговаривали?

Дети: Может.

Воспитатель. Как мы должны будем себя вести? Что нам надо будет изменить в садике? 

Дети: Помогать ему и играть с ним. Нельзя смеяться, если что-нибудь не получается. Нужно сделать пандусы и др.

Воспитатель: Слайд 19 Да, такие дети тоже хотят общаться и играть. Мне очень приятно, что вы растете добрыми, внимательными и заботливыми детьми. Давайте вспомним, с чего началось наше занятие?

Дети: Мы увидели желтые круги на двери.

Воспитатель: А как вы думаете, у нас везде в садике есть такие желтые круги на дверях?

Дети: Нет.

Воспитатель: А мы можем с вами вырезать такие круги и рассказать другим ребятам для чего это надо?

Дети: Можем!

Воспитатель: Давайте так и поступим в свободное время. А сейчас скажем нашим гостям: «До свидания!»

Дети: Прощаются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69 комбинированного вида» г. Ухты Духовно-нравственное воспитание ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ТЕМА: «ПРОТЯНИ РУКУ ПОМОЩИ» Авторы: Бородулина Светлана Сергеевна, воспитатель Подберёзная Юлия Васильевна, воспитатель Город Ухта.

Слайд 2

Возрастная группа : старшая, подготовительная к школе группы 5-7 лет Краткие рекомендации по применению презентации: к презентации прилагается подробный конспект с нумерацией слайдов в соответствии с текстом (Приложение )

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Слайд 23

https://www.youtube.com/@ElinDvorik Протез Стоковые фотографии, картинки, все без лицензионных отчислений - Envato Elements https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Ftorontovka.com%2Fforum%2Ftopic%2F116650&psig=AOvVaw2vBbvmAIlqN38 https://detkisuper.ru/ukladyvaem-malysa-spat-poem-kolybelnuu-ukacivaem-delaem-massaz/ Список источников:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Новая жизнь ненужных вещей».

Цель: Знакомство детей с принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, разумным использованием отходов при изготовлении игрушек....

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "Красная книга России"

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе №7  "Красная книга России"...

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени".

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени"....