Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рева Ольга Сергеевна

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения чернил (ручки)"

Тема: «Путешествие по реке времени: история происхождения чернил»

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательного интереса.

*Цель: узнают предметы на ощупь по перечисленным признакам.

Задачи:

Обучающие:

- Систематизировать знания о предметах письма людей в древности, прошлом и настоящем, сформировать представления детей об их разнообразии.

- Обогащать словарный запас детей

- Учить составлять хронологическую последовательность истории предметов письма на панно «Река времени»

 

Развивающие:

- Развивать логическое мышление и сообразительность

- Развивать познавательную инициативу детей в процессе работы в команде.

 

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.

Форма: игра-путешествие 

Средства обучения:

          - ИКТ-технологии

Наглядные.

Материалы - картинки с изображением предметов письма в древности, прошлом и настоящем

Демонстрационный материал – панно «Река времени», уголь, палочки, перья, перьевые ручки, чернила, чернильницы, бумага , шариковые ручки.

ИКТ-технологии: компьютерная презентация «История ручки», звуковые эффекты

 Предварительная работа: чтение сказки Даниил Хармс «О том, как старушка чернила покупала», просмотр мультфильма, рассматривание энциклопедии для дошкольников.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.

Ход занятия:

Социоигра «Знакомство»

Дети встают в круг

Воспитатель: Меня зовут Ольга Сергеевна (передает мяч соседу справа).

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Воспитатель: Ребята, какой праздник был в выходные дни?

Дети: День матери.

Воспитатель: А мы будем поздравлять наших мам завтра, у нас есть приглашения, давайте допишем их. Проходите за столы. Перед вами лежат приглашения, в которых надо обвести буквы ручкой.

Дети берут ручки, начинают обводить. У некоторых детей не получается.

Дети: Ручка не пишет.

Воспитатель: Не пишет? Как вы думаете почему?

Дети: Закончились чернила.

Воспитатель: Да, ребята все дело в чернилах. А вам интересно узнать, где и когда появились чернила?

Дети: Интересно.

Воспитатель: Тогда надо отправиться в путешествие в Прошлое. А как мы путешествуем в прошлое предметов?

Дети: По реке времени.

Воспитатель: Да, а сегодня мы сможем туда попасть, если построим ворота Времени. Вот и модули, из которых будем строить ворота Времени, и схема есть. Приступаем.

Воспитатель: Вы настоящие строители! Ворота Времени построены, можно проходить. Друг друга за руки возьмем и через ворота Времени пройдем.

Звучит загадочная музыка, воспитатель и дети змейкой проходят через ворота и встают вокруг столов полукругом.

Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в далеком-далеком прошлом в древности. О-о-о смотрите, деревянные палочки , уголь. Древние люди еще не умели разговаривать и общались с помощью рисунков. Они рисовали палочками на земле, углем на камне. Палочка-это и была первая ручка, которая называлась стиль. Давайте попробуем писать как древние люди.

Дети пробуют писать палочкой по песку и углем по камню.

Воспитатель: Вам удобно писать? Как вы думаете, такие записи надолго сохранятся?

Дети: Нет ненадолго.

Воспитатель: Почему? Докажите.

Дети: Записи стираются, ветер раздувает, вода смывает. 

Воспитатель: Да, они не долговечны.

*Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

Воспитатель: перечисляет признаки предметов.

Дети: находят предмет, называют его.

Воспитатель: А вам интересно узнать, на чем же еще писали древние люди?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: А где, откуда мы можем узнать?

Дети: Из журналов, из энциклопедий.

Воспитатель: Согласна, а ещё можно узнать в справочном бюро.

Физминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели-вновь за дело.

Показ презентации (наскальные рисунки, глиняные таблички)

Воспитатель: Ребята, в этом времени в древности были чернила?

Дети: Нет, чернил не было.

Воспитатель: Тогда нужно отправляться дальше. Друг друга за руки возьмем и через ворота Времени пройдем.

Звучит загадочная музыка, воспитатель с детьми проходит через ворота времени к столам.

Воспитатель: Ребята мы с вами переместились в старину. Вы догадались, чем писали люди в старину?

Дети: Перьями птиц.

Воспитатель: Какие вы догадливые, перья использовались гусиные, лебединые. Люди обмакивали острый кончик пера в чернильницу с чернилами и писали на бумаге. Слово «чернила» произошло от слова «чёрный», потому что самые первые чернила делали из угля или сажи, и они действительно имели черный цвет. Чтобы перо быстро не стиралось, придумали железные наконечники и стали одевать их на деревянную палочку. Так появилась перьевая ручка. Давайте попробуем обмакивать перья в чернила и писать.

Дети пробуют писать перьями.

Воспитатель: А так удобно писать?

Дети: Нет. Перья гнутся, остаются кляксы, рвется бумага, постоянно надо обмакивать перо в чернила, мараются руки.

Воспитатель: Ребята, давайте обратимся снова к справочному бюро, и посмотрим, а как же люди писали перьями в старину.

Показ презентации (А.С.Пушкин)

Воспитатель: Ну вот, мы и нашли чернила, а они нам подойдут? Мы сможем заправить ручки?

Дети: Нет, они жидкие, будут вытекать из ручки.

Воспитатель: Вы правы и люди захотели еще усовершенствовать перьевую ручку, и придумали шариковую ручку. Шариковую ручку уже изобрели в настоящее время - время, в котором мы живем. Давайте вернемся обратно в современность и посмотрим ,как устроена шариковая ручка. Друг друга за руки возьмем и через ворота Времени пройдем.

Звучит загадочная музыка, воспитатель и дети проходят через ворота времени.

Воспитатель: Давайте пройдем к столам и присядем. Ребята как называется ручка, которой мы пишем?

Дети: Шариковая.

Воспитатель: А почему она так называется? Давайте разберем наши ручки и увидим, как они устроены внутри.

Дети разбирают ручки.

Воспитатель: Из чего состоит шариковая ручка?

Дети: Корпус, колпачок, стержень , шарик.

Воспитатель: На конце шариковой ручки есть крошечный шарик, еле-еле заметный. Шарик крутится, обмакивает в пасту то один бок, то другой бок и оставляет следы на бумаге. Давайте возьмем лупы и его рассмотрим.

Дети берут лупы и рассматривают шарик.

Воспитатель: Шариковые ручки бывают разные. Есть ручки, у которых 2,3,4 стержня - это авторучки, гелиевые ручки, деревянные, сувенирные. В стержень уже заправлены не чернила, а паста. Раньше паста была только фиолетовая, а позже изобрели зеленую, черную, красную

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Чем нарисована картина?». Перед вами лежат картины, постарайтесь отгадать, чем они нарисована.(фломастерами, красками, мелками, ручками).

Проводится игра. «Что сначала, что потом?»

Воспитатель: Ребята, на столах лежат картинки, на которых изображены предметы для письма в разное время. Вы такие внимательные, я уверена, что вы вспомните, к какому времени они относятся, и разместите их на реке времени. Давайте возьмем по картинке и подойдем к реке времени. А мальчики, как настоящие рыцари уступят девочкам первыми приклеить картинки.

Дети размещают картинки на панно «Река времени».

Вот какой долгий исторический путь прошла шариковая ручка. А мы будем смотреть на реку времени и вспоминать о нашем путешествии в прошлое.

Итог занятия:

Воспитатель:

- Чем же вам больше всего понравилось писать?

- А удобней всего чем? Почему?

-* Чем писали люди сначала? (Софья А., Влад П.)

- *Что появилось потом?

- А чем пишут сейчас?

 А сейчас давайте заменим стержни и допишем приглашения нашим мамам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группе. Тема: "Спасем Радугу"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать стремление оказать помощь, добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу....

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Новая жизнь ненужных вещей».

Цель: Знакомство детей с принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, разумным использованием отходов при изготовлении игрушек....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "Красная книга России"

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе №7  "Красная книга России"...

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...