Статья "Создание развивающей среды совместными усилиями детей, родителей и педагогов"
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Рачеева Наталья Всеволодовна

Эта статья о том, как совместными усилиями педагогов, родителей и детей можно создавать развивающую среду в логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Создание развивающей среды21.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     ГБДОУ детский сад№70 Кировского района

«Создание развивающей среды совместными усилиями детей, родителей, педагогов»

                                                                              Рачеева Наталья Всеволодовна

                                                                             

                                                                                                                    воспитатель

      Уже 15 лет я работаю в коррекционной группе детского сада с детьми с диагнозом ОНР.

     Эти дети особенные, требующие повышенного внимания, индивидуального подхода со стороны педагога. У таких детей бывают проблемы с произвольным вниманием, памятью, связной речью. Детям с диагнозом ОНР очень сложно выделять свойства и качества предметов, сравнивать и группировать предметы по определенным признакам. Достаточно плохо развита мелкая моторика рук, общая моторика, проблемы с координацией движений.

     Правильно организованная развивающая среда в группе играет огромную роль в развитии детей с такими проблемами.

     Каждый день, приходя утром в группу, ребенок оглядывается и выбирает игру или занятие для себя, исходя из сиюминутного интереса, часто возникающего спонтанно. Чем больше интересного и занимательного окружает ребенка, тем больше возможностей предоставляется ему для личностного проявления, для исследовательской и экспериментальной деятельности.

      Развивающая среда в нашей группе создана с учетом возрастных и гендерных особенностей детей, с учетом уровня развития интересов и способностей каждого ребенка. В группе используем принцип гибкого зонирования, который позволяет детям находить занятия по интересам, избегая нежелательного вмешательства в деятельность других детей, увлеченных чем-то иным.

     Многолетний опыт подсказывает, что ничто не способно развить ребенка более стремительно, чем то, что ребенок создает своими руками, а затем превращает «задумку» в «результат». Создавая что-то, ребенок воображает, фантазирует и реализует множество других своих качеств и способностей. А если к организации развивающего пространства «приложит руку», в прямом смысле, и его семья; то процесс развития ребенка пойдет еще быстрее. Поэтому мы стали работать с каждой семьей и в этом направлении.         Учитывая, что необходимо развивать мелкую моторику рук детей, мы предложили родителям совместно с детьми изготовить застежки, которые используются в нашей группе и по сей день. Необходимо было и реализовать нашу основную задачу по развитию связной речи, поэтому дети должны были вместе с родителями составить загадку или рассказ о своей поделке. Затем мы устроили выставку застежек, и выпустили газету «Ловкие пальчики».

     Дети очень любят играть в театр. Вот мы и решили, не сделать ли нам кукол из одиноких перчаток. Родители вместе с детьми тоже были подключены к этой работе, а мы помогли им выбрать персонажей, отобрать материал. Когда «Перчаточный театр» был готов, дети разучили стихи о своих героях. Теперь эти забавные куклы-перчатки помогают детям разыгрывать диалоги, показывать сказки, тем самым участвуют в развитии наших детей.

      Знакомя детей с истоками русской культуры, мы читали детям много народных сказок. Показывать иллюстрации было не очень удобно. Родилась идея! Можно же сделать сказки на ковролине. Обратились к детям и их родителям. Получили согласие на проведение конкурса «Семейная сказка». Дети выбрали сказки. Дома с родителями, рисовали, вырезывали, клеили… Представляя свою сказку другим детям, каждый ребенок испытывал гордость за себя и за свою семью. Каждый научился выразительно пересказывать свою сказку. Картотека сказок служит нам «верой и правдой».

     Изучая старинные игрушки, обратили внимание на тряпичных куколок. Сначала девочки, а потом и мальчики изъявили желание сделать своими руками таких же кукол, как на картинке. Провела мастер-класс и результатом стали куколки с которыми дети играют. Дети научились обследовать ткани, освоили последовательность действий при изготовлении кукол.

      У нас в группе есть куклы, которые помогают нам на занятиях, «учат» ребят или сами «учатся». Это - Знайка, Страшила, Поваренок, Незнайка, Мойдодыр.  Они сделаны руками  родителей при посильной помощи детей.

       Наши дети очень любят свой родной город, Санкт-Петербург и многое знают о нем. Дети с удовольствием изготовили вместе с нами игру «Сложи картинку». Каждый изготовил несколько разрезных картинок «Виды и достопримечательности  Санкт-Петербурга».  Эта игра помогает детям быстрее и лучше запоминать названия многих достопримечательностей города, их внешний вид, характерные особенности. Приобщили детей к изготовлению игры «Зашифрованные реки». Эта игра помогает запомнить забавные названия рек и речушек, протекающих в Санкт-Петербурге.

        Атрибуты к сюжетно-ролевым играм приходиться часто обновлять, добавлять новые. Дети сами изготавливают поделки-атрибуты: макароны (нарезанные полоски бумаги), яичница (наклеенные желтые круги на белые).

Организовываем совместную деятельность с детьми «Испечем и поиграем».

Дети из соленого теста лепят хлебобулочные изделия: бублики, батоны, плюшки, баранки. Играть в «Булочную» теперь интересно.

       Перед Новым годом организовали выставку елочных игрушек. В организации выставки активное участие приняли родители наших воспитанников. Потом дети попробовали сделать игрушки из соленого теста. Проявили свою фантазию, творческое воображение. Игрушки получились интересные и разнообразные. После того, как игрушки подсохли, дети расписали их. Эти работы заняли свое место на новогодней елке в нашей группе и на елках дома у детей.

       Одним из направлений нашей работы является организация и проведение «кулинарных занятий». Выпечка печенья, жаворонков, кексов, приготовление фруктового салата и винегрета. Мы не смогли бы все это организовать без активного участия наших родителей, заинтересованных в развитии своих детей. Родители сшили детям фартуки, косынки и банданы, приобрели своим детям разделочные доски и пластмассовые ножи, изготовили деревянные скалочки. Теперь каждый ребенок отлично знает, для чего нужна скалка, печенье выпекают на противене, а режут овощи на разделочной доске.

       Все это и многое другое позволяет освоить детям наша развивающая среда, которая создаётся не только руками и усилиями педагогов, но и с помощью самих детей и их родителей.

       Содержание предметно-развивающей среды постоянно варьируется, изменяется. Рождаются новые идеи – появляются новые предметы. Мы стараемся все делать для того, чтобы каждый ребенок мог реализоваться в различных видах деятельности – игровой, двигательной, творческой, театрализованной, экспериментальной.

                                               Санкт-Петербург, 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Мой человек родной - МАМА всегда со мной!" Совместное мероприятие детей, родителей и педагогов, посвященное Дню Матери.

Цель проекта: привлечение родителей к совместному мероприятию для установления хороших, доверительных отношений с ребёнком. Задачи: 1. Систематизировать знания детей о любви, нежности и уважении к сам...

Статья "Совместное воспитание детей родителями и педагогами"

В статье даются рекомендации и советы как вырасти здоровых и крепких детей, если детский сад будет работать в тесном контакте с семьёй....

Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."

"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...

«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов»

Опыт работы педагогов группы по организации совместной деятельности детей ,родителей и педагогов....

Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »

Методическая разработка «Нетрадиционные  формы  работы, применяемые  при организации  совместной  деятельности  детей, родителей  и  педагогов, способству...

Образовательное событие «Творческий сбор» как новая интерактивная форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов

Основная идея образовательного события «Творческий сбор» в нашем детском саду – это совместное творческое воплощение идей детьми, их родителями и педагогами. Каждый творческий сбор направлен на решени...