Конспект интегрированного занятия по осознанному восприятию и заучиванию стихотворения И.Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мамасуева Наталья Владимировна

Конспект интегрированного занятия по осознанному восприятию и заучиванию стихотворения И.Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zauchivanie_stikh.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Владимировна Мамасуева,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка»

Конспект интегрированного занятия

по осознанному восприятию и заучиванию стихотворения

И.Токмаковой «Рыбка, где ты спишь?»

Цель:Закрепление умения осознанно воспринимать и заучивать стихотворение на основе символьно- схематичных опор.

Интеграция областей: «Художественная литература», «Познание», «Художественный труд», «Коммуникация».

Задачи:

Образовательные:        

1. Продолжать знакомить детей с творчеством детской поэтессыИ.Токмаковой

2. Продолжать учить детей анализировать мыслеобразы, возникающие в процессе ознакомления со стихотворным текстом, зарисовывая символы к стихотворным строчкам.

3. Продолжать учить детей актуализировать стихотворный текст с опорой на наглядно-действенный план и результат художественного творчества.

4. Активизировать, уточнять знания детей по теме «Рыбы» на основе работы со стихотворным текстом.

5.Продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи.

6. Продолжать учить детей рассуждать, используя доказательную речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность у детей.
  2. Развивать свободное общение со сверстниками и взрослым в ходе непосредственно образовательной деятельности.
  3. Развивать у детей восприятие, внимание, память, мышление.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе художественного творчества.
  5. Развивать умение воспринимать и заучивать стихотворение на основе символьно- схематичных опор.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к заучиванию стихотворения.
  2. Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
  3. Воспитыватьаккуратность при выполнении работы.
  4. Воспитывать у детей эстетический вкус на основе словесного искусства и художественного творчества.

Словарная работа: водоросли,  грунт, раковины,  зарисовка символов, писатели, поэты, речная рыба, рогоз, камыш, стрелолист.

                                           Ход занятия

Воспитатель вместе  с подгруппой детей сидят за столом, на котором размещены портреты знакомых писателей, поэтов.

 Ребята мы сейчас будем играть  в игру « Угадай-ка». Подходите,будем играть вместе. Сейчас я буду читать отрывки из произведений, а вы попробуйте,отгадать  кому из этих писателей и поэтов принадлежат эти строчки.

- 1 отрывок:        

-  «Вы в танкисты не годитесь, в танке вы не поместитесь

    И в пехоту негодны, из окопа вы видны…

  - Я на флот служить пойду, если ростом подойду!»

Конечно это Сергей Михалков «Дядя Степа». А что еще он написал?  - Стихи для гимна России, « На прививку» (найдите его портрет).

- 2 отрывок: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять…»

Правильно. Это Корней Иванович Чуковский. А какие сказки он еще написал? (найдите портрет К. И.Чуковского)

 Посмотрите  это портрет Ирины Токмаковой  - это  поэтесса, которая пишет стихи для детей. Соня, ты запомнила, как зовут поэтессу. Я приглашаю вас в творческую мастерскую Ирины Токмаковой, где мы  познакомимся с одним из стихотворений. Присаживайтесь.  (дети проходят за столы).

Стихотворение  называется «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» послушайте его внимательно.

(чтение стихотворения воспитателем)

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин  к дырочке в  полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень. Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Беседа по стих.

-Ребята, к какому виду рыб относится рыбка, о которой говорится в стихотворении? ДОКАЖИТЕ  строчками из стихотворения. ( «Жаль, что в речке на воде . Нет следов твоих нигде»).

(рыба о которой рассказывается в стихотворении относится к виду речных рыб)

-Как вы думаете,  куда может спрятаться рыбка? Где может спать?

 ( Рыбы могу спрятаться в  грунт, под камушки, в ракушки междуводорослями и т.д)

-Ребята, а что такое водоросли? ( Водоросли –это трава ,которая растет в воде). Название, каких водорослей вы знаете? (рогоз, камыш, стрелолист)

-Для чего нужны рыбам водоросли?   (Роль растении в водоемах велика. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Рыбам нужны водоросли не только как убежища но и, для того чтобы дышать, а так же они служат и  кормом для рыб. В водорослях рыбы мечут икру.

Давайте выучим это стихотворение. А для того, чтобы его было легче запомнить, составим схему с помощью символов. Вы знаете, что  символы можно составлять в ряд и столбик. Выберите для себя удобную форму. Вы зарисовывайте то, что удобно вам, а я буду выставлять символы, которые удобны для меня.

- Какие символы мы можем зарисовать к строчке

«Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

( на эти строчки мы можем зарисовать: звезды,  луну,   подушку, хвост рыбки.чешую, вопросительный знак)

- Зарисуйте  символ у  себя на листке.

Дети зарисовывают у себя на листочках, воспитатель выставляет символы на доске.

Послушайте следующие строчки из стихотворения

«Лисий след ведет к норе,

 След собачий – к конуре»

Как можно обозначить эти строчки(лисий след, нору, лисий хвост,  собачий след, конуру. )  Зарисуйте символы.

 Внимание следующие строчки        

«Белкин след ведет  к дуплу.

Мышкин -  к дырочке в полу.»

Какие предложения есть у вас для обозначения этих строчек (след белки, ушки , хвост белки, дерево с дуплом, след, хвост мыши)

«Жаль, что  в речке на воде

Нет следов твоих нигде.»

Давайте подумаем, как можно обозначить эти строки

( можно обозначить символами: речка, следы перечеркнуть)

«Только темень .Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

 ( ребята , последние строчки стихотворения повторяются, поэтому можно использовать те же символы)

Посмотрите, какую мы составили схему для этого стихотворения. У каждого она своя. И сейчас я предлагаю всем вместе рассказать это стихотворение. Каждый из вас будет опираться на свои символы, которые он зарисовал.

(чтение стихотворения с опорой на символы)

Ребята, кто из вас хотел бы попробовать рассказать самостоятельно стихотворение Ирины Токмаковой. Слушайте внимательно, будем помогать. (чтение стихотворения детьми  по желанию).

Мини итог: Молодцы. Вы были очень внимательны, составили такую схему, которая помогла запомнить и рассказать стихотворение.

3 часть практическая:

-  Ребята,  мы с вами  начали работу над макетом дома для аквариумных рыб.Я предлагаю продолжить нашу работу и заселить  аквариум  разными рыбами. У нас будет возможность наглядно ответить на вопрос «Рыбка, рыбка, где ты спишь?». Пройдите к столу и выберите любой шаблон рыбы. Техника выполнения уже вам знакома, приступайте к работе.

- Кто готов, может заселить  аквариум своими рыбками, расскажут стихотворение и ответят на вопрос где спит рыбка.

- Ребята,  кто не успел закончить работу ,у вас будет возможность продолжить эту работу. Каждый из вас  сможет заселить аквариум своими рыбками.

-Наша работа в творческой мастерской подошла к концу. Большое спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми первой младшей группы "Домик для золотой рыбки"

Данное занятие построено на принципе интеграции с учетом следующих образовательных областей: "Познание", "Художественное творчество", "Социализация", "Безопасность", "Чтение художественной литературы"...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Эмиры Анненковой «Удивительный слон»

Конспект интегрированного занятия в средней группе по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Эмиры Анненковой «Удивительный слон»...

Конспект интегрированного занятия по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Н. Нуркеновой «Снегурочка» воспитанниками средней группе

Конспект интегрированного занятия по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Н. Нуркеновой «Снегурочка» воспитанниками средней группе...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения И. Токмаковой «Купите лук» в средней группе с использованием приёма мнемотехники

Основная цель занятия - побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы, картинок....

Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе "Заучивание стихотворения И.Токмаковой "Медведь"

заучивание стихотворения И.токмаковой "Медведь" с использованием мнемотаблицы...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал, воробей?» с использованием мнемотехники»

Цель: формирование навыка заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его;про...