Конспект НОД (Образовательная область "Познание", "Коммуникация") "Вот и осень наступила" (старший возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Колпакова Елена Александровна

Конспект

НОД

(Образовательная область "Познание", "Коммуникация")

"Вот и осень наступила"

(старший возраст)

 

 

Задачи:

  1. Продолжать систематизировать накопленные и получаемые представления о мире.
  2. Продолжать знакомство с отдельными представителями животного мира, с изменениями в их жизни в разные времена года.
  3. Расширять и обогащаь словарь.Использовать в речи антонимы,развивать фонематический слух.
  4. Развивать коммуникативные навыки.
  5. Сочетать образовательную работу с продуктивной деятельностью. 

Оборудование:

  1. Картинки с изображением животных, птиц, овощей,фруктов, грибов, ягод, листьев.
  2. Орешки (угощение от белки), игрушка - сюрприз "Ёжик", яблоко.
  3. Листы бумаги,краски , муз.оформление (Чайковский П. "Времена года")

Ход занятия:

Воспитатель: Давайте встанем красиво, спинку выпрямим.У нас славная осанка.

Дружит ветер с облаками

Солнце с лугом и цветами

Рыбы с чистою водой

Птицы с небом ,я - с тобой, и с тобой, и с тобой.

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и скажем:

Можно весело смеяться

Пошутить, побаловаться

И поспорить иногда

Ну, а драться ,- никогда!

Мы ведь дружные ребята? Да!

Воспитатель:А теперь послушайте меня!

(Дети сидят на стульчиках,воспитатель в центре за столом)

Утром мы в двор идём

Листья сыплются дождём

Тольк ветер ветку тронет

Жёлтый лист она уронит

С ветки как парашютист 

Полетит на землю лист

Если в лужу упадёт

Как кораблик поплывет!

(Воспитатель показывает как падает лист)

Воспитатель: Что вам напомнило это стихотворение? О чем оно?О каком времени года?

(Об осени)

Восп. вносит картину "Девочка - осень".

Игра "Хорошо - плохо"

Цель: вспомнить признаки осени,уметь выявлять противоречия.

Игра "Цепочка слов"

Цель: развитие ассоциативного мышления.

(Осенью холодно,а что ещё бывает холодным?)

Игра "Наоборот"

Цель:использовать в речи антонимы.

Осенью холодно, а наоборот...(тепло)

Хорошо - плохо, далеко - близко и др.

Воспитатель: молодцы,ребята!

Д/у "Подарки осени"

Цель:формирование понятий.

Ходит осень по полянам

Что ты, осень, принесла нам?

С нами поделись ты!(восп. обращается к картине)

Воспитатель:дети,какие подарки (дары) приносит нам осень?

(фрукты,овощи,грибы, ягоды, листья)

(Восп. вносит картинки)

Воситатель: А ещё нам осень дарит вот такие вкусные, румяные яблоки! (восп. вносит яблоко)

Яблоки румяные ,в них медовый сок!

Испечёт нам мама яблочный пирог.

Вкусный и душистый выйдет пирожок

С коркой золотистой,съешь его, дружок! 

Воспитатель: А какие мама печет пироги?С чем? (с капустой)

Воспитатель: Давайте капустку порубим для пирогов!

(Пальчиковая игра "Мы капустку рубим....)

Воспитатель: Молодцы,ребята .Славная у нас капустка получилась! А теперь загадку отгадайте!

Пироги с морошкою, пироги с черникою

Как сверкают ягоды ,как бела мука

Скоро мне достанутся крошки со стола

Кто я?

(Птичка)

Д/у "Волшебные экраны" (птичка в центре)

Цель:развитие системного мышления ;показать отдельные связи и зависимости в природе.

Воспитатель:Если мы рассмотрим что-то (птичка)

Это что-то для чего-то (зачем нужны птицы?)

Это что-то часть чего-то (мира птиц)

Это что-то из чего-то (части птицы)

Чем-то было это что-то (яйцом)

Чем -то будет это что-то (мамой с птенцами)

Воспитатель:Птичка летала,птичка играла.птички уж нет?

Где же ты, птичка, где невеличка,гнёздышко вьёшь?

Куда подевались птицы? Почему?

Кто улетел в тёплые края? 

(ласточки,скворцы, грачи, гуси, лебеди, журавли)

Физкультминутка: Как живешь? Вот так! (показывают ручками)

Д/у "Игра со словами -  "Я слово найду везде"

Цель:развитие фонематического слуха, обогащение словаря, звуковая культура речи.

Я найду слова везде

И на небе, и в воде

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово.

Ра-ра-ра - начинается...( игра)

Ру-ру-ру - продолжаем мы ...(игру)

Жа-жа-жа - есть иголки у...( ежа)

Жу-жу-жу - молока дадим....(ежу)

Са-са-са -   в лесу бегает ...(лиса)

Су-су-су - стало холодно ...(в лесу)

Лист берёзы - берёзовый

А осины ...(осиновый)

Лист дуба ...(дубовый)

А клёна ...(кленовый)

Д/у "Какой листок улетел?"

Цель:развитие логического мышления, комбинаторных навыков.

"Загадки" (логические задачи)

Цель: развитие логического мышления, творческого мышления, учить отвечать и задавать вопросы.

Что вы знаете,ребятки

Про мои стихи - загадки?

Где отгадка.Там конец

Кто подскажет - молодец!

1.Ну - ка , кто из вас ответит

Не огонь,а больно жжет

Не фонарь,а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?... (солнце)

2.Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ

Чьи шаги я ночью слышу?

Топ-топ-топ

(дождь,мышка, кошка, птичка)

3.Жил - был маленький щенок

Он подрос, однако 

И теперь он не щенок 

А взрослая...(собака)

Воспитатель:А теперь загадка непростая ,а очень даже хитрая!

Что это за зверь такой?У него есть лапки с острыми коготками,

Он шустрый, любит бегать, живёт в норке? Отгадайте!

А чтобы отгадать, надо вопросы задавать! 

Воспитатель:Задавайте мне вопросы!

Воспитатель вносит игрушку - ёжика. (сюрпризный момент)

Ёжик: Здравствуйте,ребятишки,девчонки и мальчишки!

(здоровается с каждым ребёнком)

Очень хорошо вы загадки отгадываете! А мои загадки отгадаете?

1.Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней (Лиса)

2.Кто пчелиный любит мед?

Лапу кто сосет зимой? (Медведь)

3.Это что за шалунишка?

Рвет с еловой ветки шишку 

Семена в ней выгрызает

Шелуху на снег бросает? (Белка)

Ну,молодцы,дети!Все загадки отгадали!

А как белочка к зиме готовится? Что она на зиму запасает?

(Грибы,орехи, шишки)

Ну, а как же вы,ребятки, к зиме готовитесь?

У зверей ведь шубки -то теплые, а у детей нет?

(Одежду тёплую надеваем, сапожки, шапки тёплые)

До свидания, ребята! Мне в лес пора, к зиме буду готовиться.А вот белочка просила передать для вас угощение! (туесок с орешками)

Продуктивная деятельность: "Осенний букет"

Воспитатель: Ну, вот и ежик ушёл , к зиме готовиться будет! И осень очень скоро от нас уйдет,последние денёчки остались.Скоро зима к нам придёт надолго.

Давайте на память об осени нарисуем с вами красивый осенний букет.А помогут нам листочки.

Больше нет цветов в бору

И в лесу раздетом

Листья клёнов сберу

В пышные букеты

И домой их принесу

Ими стол украшу

И нарядно, как в лесу

Станет в доме нашем. 

Конец занятия: выставка работ детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» по теме «Осенний лес», группы компенсирующей направленности.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»Цель: Обогащение  и активизация словаря по теме «Осенний лес», развитие связной речи. З...

Презентация непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» по теме «Осенний лес», группы компенсирующей направленности.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»Цель: Обогащение  и активизация словаря по теме «Осенний лес», развитие связной речи. З...

Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»

Цели: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице, закрепить знания детей о овощах, фруктах; развивать речь, внимание, память.Материал: мнемотаблица «Осень» , му...

Конспект занятий в средней группе .Развитие речи.Ознакомление с окружающим миром образовательная область:"Коммуникация","Познание".Тема :" Осень".

Работа с мнемотаблицей «Осень», муляжами овощей, фруктов, две корзинки, каточки, иллюстрация «Осень»....

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Осень наступила» Старшая логопедическая группа (5 – 6 лет)

Конспект открытого занятия по развитию речина тему: «Осень наступила»Старшая логопедическая группа (5 – 6 лет)...