Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» по теме «Осенний лес», группы компенсирующей направленности.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Милкина Анастасия Васильевна

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»

Цель: Обогащение  и активизация словаря по теме «Осенний лес», развитие связной речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Осенний лес».
  • Развивать грамматический строй речи.

Развивающие:

  • Упражнять в словообразовании и образовании существительных в родительном падеже множественного числа.
  • Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память и мышление.
  • Развивать умение сравнивать, находить сходство и различие.
  • Развивать  сенсорномоторную координацию, подготовка руки к письму.
  • Развивать навык самоконтроля.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, подражательность,  творческое воображение, умение перевоплощаться.

Воспитательные:

  -    Воспитывать  бережное  отношение к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_osenniy_les.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское  муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад  комбинированного вида № 10 «Белочка»


        

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» по теме «Осенний лес», группы компенсирующей направленности.

Возраст детей 5-6 лет.

Воспитатель: Милкина Анастасия Васильевна

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»

Цель: Обогащение  и активизация словаря по теме «Осенний лес», развитие связной речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Осенний лес».
  2. Развивать грамматический строй речи.

Развивающие:

  1. Упражнять в словообразовании и образовании существительных в родительном падеже множественного числа.
  2. Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память и мышление.
  3. Развивать умение сравнивать, находить сходство и различие.
  4. Развивать  сенсорномоторную координацию, подготовка руки к письму.
  5. Развивать навык самоконтроля.
  6. Развивать эмоциональную отзывчивость, подражательность,  творческое воображение, умение перевоплощаться.

Воспитательные:

  -    Воспитывать  бережное  отношение к окружающей природе.

Оборудование и средства:  

  1. Письмо
  2. Клубок
  3. Аудиозапись «Шум ветра», «Шум леса»
  4. Ноутбук
  5. Телевизор
  6. Слайдовая  презентация «Чего много в лесу»
  7. Картинки листьев
  8. Декорация осеннего леса
  9. Силуэты и шаблоны ежей
  10. Кисти для рисования
  11. Краски акварельные
  12. Мелки восковые
  13. Фломастеры
  14. Карандаши
  15. Стакан – непроливайка  с водой
  16. Игрушка ежа
  17. Печенье «Грибочки»

Предварительная работа:

1.Экскурсия в осенний лес.

2. Чтение рассказов  И. Соколова-Микитова «Осина», «Осень».

3. Загадывание и отгадывание загадок по теме «Осень» и «Лес осенью».

4. Просмотр презентации об осени.

5. Разучивание игры «Лесной хоровод».

6. Прослушивание аудиозаписей «Шум ветра» и «Шум леса».

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила посылку, в которой лежало письмо от ежа. Он приглашает нас в гости, потому что собрал в этом году много припасов на зиму и хочет ими с нами поделиться. Но живет он далеко – в лесу и путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он послал в посылке волшебный клубок, который будет нам подсказывать дорогу и предупредит об опасности.

Воспитатель: Пойдем в гости?

Ответ детей. Да.

(Включается аудиозапись «Шум леса»)

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путешествие по лесу, давайте вспомним, что и кого  мы видели  на экскурсии в осеннем лесу?

Воспитатель: Послушайте мое предложение: «В лесу я увидела осенние деревья»  

Ответы детей по образцу воспитателя.

Воспитатель: Составим другое предложение: «В лесу растут деревья»

Ответы детей по образцу воспитателя.

Воспитатель: Давайте вспомним, а кто живет в лесу?

Ответы детей.

(Выключается аудиозапись)

Воспитатель: Все отлично справились с заданием, и теперь мы можем отправиться  в путь.

Воспитатель: Клубок катится и ведет нас по тропинке, идти нужно медленно, спокойно и очень аккуратно, чтобы не повредить муравейник и не потревожить животных.
Клубок остановился и говорит, что прежде чем мы сможем пойти дальше,  давайте посмотрим, и  скажем, чего много в лесу.

Воспитатель: «В лесу не одно дерево (на экране появляется одно дерево), а много чего? (на экране появляется много деревьев).

Ответ ребенка: Деревьев.

Воспитатель: «В лесу не одна шишка (на экране появляется одна шишка), а много чего? (на экране появляется много шишек) 

Ответ ребенка: Шишек.

Воспитатель: «В лесу не один лист (на экране появляется один лист), а много чего? (на экране появляется много листьев)

Ответ ребенка: Листьев.

Воспитатель:  «В лесу не один гриб (на экране появляется один  гриб), а много чего? (на экране появляется много грибов)

Ответ ребенка: Грибов.

Воспитатель:  «В лесу не одна ягода (на экране появляется одна шишка), а много чего? (на экране появляется много ягод)

Ответ ребенка: Ягод.

Воспитатель:  «В лесу не один зверь (на экране появляется один зверь), а много чего? (на экране появляется много зверей)

Ответ ребенка: Зверей.

Воспитатель: Молодцы  ребята,  хорошо справились с заданием. Наш  клубок покатился дальше и остановился на полянке, где разбросаны листья. Клубок предупреждает, что мы обязательно должны взять эти листья, они нам в пути пригодятся. Но, чтобы поднять лист с земли, вам нужно сказать с какого дерева лист и как он называется (каждый ребенок выбирает себе лист дерева,  и,  взяв его в руки,  отвечает).

Ответы детей:

- Этот лист с березы, он березовый.

- Этот лист с липы, он липовый.

- Этот лист с рябины, он рябиновый.

- Этот лист с ивы, он ивовый.

- Этот лист с клена, он  кленовый.

- Этот лист с дуба, он  дубовый.

Воспитатель: (звучит  аудиозапись «Шум ветра»)  Молодцы, справились с заданием  и можно двигаться дальше, но клубок трясется, боится и предупреждает нас о том, что злая и вредная Баба Яга узнала, что мы идем в  гости к ежу и  задумала нас погубить, а угощенье себе забрать. Клубок подсказывает, что нам нужно срочно превратиться  в деревья и замереть (дети изображают деревья с ветками, на которых висит по одному листу).

Воспитатель: Летит Баба Яга в ступе, дует сильный ветер, деревья качаются, гнутся (дети качаются и гнутся, изображая деревья).

Не заметила она, что это не деревья, а дети, пролетела мимо (выключается аудиозапись).

Воспитатель: Клубок говорит, что нужно обратно превращаться в детей, но для этого необходимо сказать, где висел лист и куда упал.

- Послушайте: «Лист висел НА дереве и упал ПОД дерево».

Ответы детей  (отвечает каждый ребенок  по образцу воспитателя, для закрепления сложных предлогов).

Воспитатель: Теперь мы можем двигаться дальше. Дети, мне кажется, что я слышу чей – то шепот, наверное,  это деревья. Они хотят с нами поговорить (дети и воспитатель  останавливаются перед деревьями, и  воспитатель задает им вопросы)

Воспитатель: Ребята, скажите, это какие деревья, лиственные или хвойные?

Дети: Хвойные и  лиственные.

Воспитатель: А мы с вами хвойные или лиственные  деревья превращались?

Дети: В лиственные.

Воспитатель:  Как вы догадались?

Дети: У нас были листья, а не иголки.

Воспитатель: Деревья осенью, какие?

Дети: Желтые, красные, красивые, голые, золотые …

Воспитатель:  А вы знаете,  кто ухаживает за лесом?

Дети: Лесник. 

Воспитатель: Катится клубок дальше и говорит нам, что еж живет в норке один. Скучно ему одному. Просит клубок нас найти друзей для ежа. А чтобы нам было легче их найти, отправил портреты  (на столе лежат готовые силуэты ежей). Вам нужно найти по портрету ежа и нарисовать  ему иголки (дети самостоятельно подбирают ежа по нарисованному силуэту; силуэты раздает воспитатель,  опираясь на индивидуальные способности детей).

Воспитатель: Выберите любой материал для работы, которым вы бы хотели нарисовать иголки своему ежу (на столе лежат акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры,  восковые мелки).

Дети выбирают материал, выполняют задание  (воспитатель работает индивидуально с детьми).

Воспитатель: Молодцы, мы выполнили задание и теперь отправимся дальше. Вот и норка ежа, он ждет нас. Ежик, мы пришли к тебе в гости и привели тебе друзей (ребята выставляют своих ежей под елку). Ребята, ежик спрашивает: «Тяжелый ли был путь?

Ответы детей. 

Воспитатель: Понравилось ли вам путешествовать?

Ответы детей. 

Воспитатель: А еще еж, мои дети хотят тебе показать, как они умеют играть.

Игра «Лесной хоровод»

Воспитатель: В круг ребята становитесь

(Дети берутся за руки и идут по кругу.)

                          И друг дружке поклонитесь.

(Кланяются друг другу.)

                          Топни каблучками,

(Ставят руки на пояс и топают каблучком.)

                           Потанцуй-ка с нами.

(Выставляют ножки.)

                           С нами волк и зайцы пляшут

(Дети превращаются в волков, а затем в зайцев.)

                            Лисы в хороводе  нашем.

(Дети  идут по кругу как лисы.)

                             Заплясали утки.

(Дети поворачиваются лицом  в круг и виляют хвостиками как утки.)

                             Вышел конь ретивый,

(Выходит конь в круг и бьет копытом.)

                             Вьется его грива.

                             Приходи, честной народ,

(Дети хлопают в ладоши.)

                             В наш веселый хоровод!

Воспитатель: Дети, ежик приготовил для нас угощенье – волшебные грибочки. Угощайтесь. Как только вы их съедите, сразу окажетесь у себя в группе. Угощайтесь. Ребята, но прежде чем съедим грибочки, давайте попрощаемся с ежом (дети прощаются и  едят грибочки).

Воспитатель: Ну что, понравилось вам путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята, что вы расскажите дома своим мамам и папам о сегодняшнем путешествии?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы. Прекрасно справились со всеми заданиями и трудностями, даже Баба Яги не испугались. Вы все такие смелые.  Мне так понравилось с вами путешествовать. Я думаю, что мы обязательно с вами будем путешествовать  по зимнему лесу.

   

Милкина Анастасия Васильевна, воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» по теме «Осенний лес», группы компенсирующей направленности.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»Цель: Обогащение  и активизация словаря по теме «Осенний лес», развитие связной речи. З...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей логопедической группы с ОНР Тема «Овощи»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Коммуникация»для детей  старшей  логопедической группы с ОНР Тема «Овощи»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Путешествие в зимний, сказочный лес» для старшей группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему:«Путешествие в зимний, сказочный лес» для старшей группы детского сада...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Волшебство сказок» в подготовительной группе детского сада

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» на тему: «Волшебство сказок» в подготовительной группеПрограммное содержание: 1. Закрепить в памяти дет...