Размышления о воспитании внимательного читателя
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шапошникова Екатерина Евгеньевна

Вопрос "зачем на свете литература?" мучает многих. Кто-то отмахивается от него и игнорирует любое художественное слово, кто-то сводит все к развлечению, получению удовольствия, кто-то скатывается в снобизм в попытках дать ответ. А для чего нужна детская литература? Зачем вообще детям читать? Эти вопросы. на мой взгляд, еще интереснее. Поразмышляем вместе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chtenii.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шапошникова Екатерина Евгеньевна

учитель-логопед МКДОУ д/с №497

комбинированного вида «Мишутка»

Размышления о воспитании внимательного читателя

Не секрет, что многие школьники (да и взрослые тоже) читают из-под палки, не понимают красоты текста. Это неудивительно, в современном мире много заменителей книги: телевидение, видеоигры, фильмы, интернет. Они яркие, увлекательные, простые для восприятия. Они не требуют такого внутреннего напряжения, такой активной работы фантазии. Проблема «визуальной культуры» сейчас стоит очень остро. Мы не можем запретить ребенку пользоваться достижениями прогресса, но мы должны учитывать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Многие говорят, что «визуальная культура» убила книгу. Искренне верю, что книга никогда не умрет. Так складывается, что на этом историческом этапе нам нужно заново знакомить юных читателей с волшебным миром, который притаился между страниц.

Самое страшное, пожалуй, что эти «заменители» стали освобождением для некоторых родителей и воспитателей. Конечно, проще посадить малыша смотреть мультфильм и заниматься своими делами, чем в постоянном взаимодействии открывать вместе с ним мир. Тогда почему мы удивляемся тому, что дети перестают нуждаться не только в книге, но и в нас?

Все начинается с детства. Как мы знакомим маленького человека с книгой? Что и как мы ему рассказываем, читаем? Какой пример подаем? Что мы требуем от ребенка? Почему спрашивают с первоклассника скорость чтения?

Зачем нужна художественная литература? Этот вопрос встает перед каждым человеком несколько раз в жизни: когда человек находится в роли ученика, и когда человек становится учителем (родителем или педагогом). Каждый ответит по-своему. На мой взгляд, художественная литература не утилитарна, а обладает эстетической и, пожалуй, нравственной ценностью.

Многие произведении детской литературы имеют явную дидактическую направленность. Часто педагоги и родители используют прекрасные, чудесно звучащие, вкусные стихи, потешки, сказки, только для того, чтобы решить какую-то воспитательную задачу, а не просто ради красоты слова и эстетического удовольствия. Может быть, в этом и кроется причина отказа от чтения художественно текста у детей? Ребенка научили использовать литературу, но не научили ею наслаждаться. Вырастая, такие люди ограничиваются (в лучшем случае) чтением новостей, блогов, форумов, забывая об эстетической ценности художественного слова.

Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении, а формирование внимательного слушателя - в семье. Родители первыми знакомят с художественным словом: колыбельными песнями, потешками, сказками. Впервые из родительских рук ребенок получает и книгу. Вместе с родителем он учится разглядывать картинки, просит читать любимую сказку много-много раз подряд. В какой-то момент формирующемуся читателю становится недостаточно того, что читают только ему. Ребенку важно видеть и читающего взрослого. Для него становится важным то, что интересует его родителей.

В воспитании читателя должна быть некоторая система. В семье это сначала каждодневное рассказывание, потом чтение и обсуждение прочитанного. А у детского сада есть множество возможностей поддержать то, что сделано в семье, обогатить читательский и слушательский опыт малыша. Тем более это не требует много времени (от 10 минут с двухлетним ребенком и до 20 минут с шестилетним) и приносит огромное удовольствие всем участникам процесса.

Не стоит ограничивать читательский опыт ребенка, делать его читателем одного автора, одного жанра, одной темы. Разносторонность читательского интереса лучше, чем узость, пусть и самая глубокая.

В первую очередь литература - это искусство слова. Поэтому читайте ребенку тогда, когда есть потребность читать, а не только когда текст может быть полезен. Призывайте вдумываться в текст, понимать то, что между строк. Показывайте удивительную красоту звучащего слова, ритмичность стиха, мелодию прозы. Литература станет базой для гармоничного развития ребенка. В чтении развивается музыкальность, эстетичность восприятия, совершенствуется координация речи и движения, ребенок учится чувствовать свое тело, свой голос, свою душу.

Художественная литература - это национальное богатство. Через чтение человек погружается в культуру иных поколений и народов, выстраивает диалог с другими эпохами, различными авторами и их героями, расширяет горизонты своего мировосприятия. Чтение - это его способ встроиться в культурную парадигму и продолжать в ней действовать. Поэтому воспитание хорошего читателя - это нравственная обязанность педагога перед детством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание маленького читателя

Как привить ребенку любовь к книге. Наши  советы и рекомендации для тех, кто хочет  воспитать в  ребенке любознательного  маленького читателя....

Проект по воспитанию творческого читателя "Книга-театр-ребёнок" в педагогических чтениях "Вместе с книгой мы растем"

Городской проект "Познавательно - речевое развитие детей: проблемы, поиск, решение". Педагогические чтения "Вместе с книгой мы растем" часть 1...

Размышления о воспитании

Здесь я хочу поделиться некоторыми мыслями о воспитании и взаимоотношении с детьми как педагога, так и родителей....

Размышления о воспитании

Мои размышления о профессии воспитателя. Наша профессия удивительная, единственная и уникальная, потому что она вбирает в себя всё жизненное пространство, все понятия и категории....

Воспитание грамотного читателя. Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства произв...

Размышление о воспитании духовно-нравственных начал у детей в семье

Проблемы отцов и детей как никогда актуальны сейчас. Взрослые обеспокоены тем, что теряется духовность, отсутствует связь между поколениями, отсутствуют авторитеты, не сохраняются семейные воспитатель...

Педагогические размышления о воспитании детей

Педагогические размышления о воспитании детей. О связи детей и родителей....