Главные вкладки

    План-конспект занятие по развитию речи "Путешествие по сказкам"
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Обобщение знаний детей русских народных и авторских сказок и составление сказки конфликтного характера

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_baranovoy_t.p.docx38.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное

    образовательное учреждение

    муниципального образования город Нягань

    «Детский сад комбинированного  вида № 7 «Журавлик»

    Разработала:

    воспитатель первой  квалификационной категории,

    Баранова Татьяна Павловна

    Конспект открытого занятия по развитию речи

    подготовительная группа № 4 «Теремок»

    Тема: «Путешествие по сказкам.

     Цель: Составление текста  сказочного характера.

    Программное содержание:

    Обучающие:

    Учить определять самостоятельно героев сказки и цель их деятельности.  Учить осваивать последовательность вопросов, на основе которых можно создавать сказку  конфликтного типа. Побуждать детей отвечать полным содержательным ответом. Закреплять умение  выводить жизненные правила  и придумывать название сказки. Развивать творческое воображение, мышление, связную речь  

    Образовательные:

    Формировать умение составлять сказочный текст по модели, которой присутствуют два героя, находящиеся в определенном месте, взаимодействующие между собой

    Воспитательные:

     Формировать интерес к сочинительству сказок. Создавать условия для доброты и отзывчивости

    Развивающие:

    Активизировать словарь по теме занятия. Развивать творческое воображение, нестандартное мышление, внимание , память, связную речь.

    Материал: пособие волшебный круг на подставке (круг с восьмью карманами) стрелкой в середине, сюжетные картинки сюжетами сказок  8 шт.,  картинки – схемы 8 шт., картины сюжеты, линейная «Да- нет».( сказочная лента)

    Ход занятия

    Ребята, а вы любите сказки? (Да)

     А  почему они  вам нравятся? (в них есть волшебство)

    Какие сказки вы знаете? («Дюймовочка», «Русалочка»,  «Золушка», «Красная Шапочка»)

     Кто их написал? (Г. К. Андерсен, Шарль Перро)

    Кто еще придумывает сказки? (народ)

    Назовите их(« Царевна – лягушка», «Крошечка Хаврошечка»)

    Сейчас  мы с вами отправимся в необычное путешествие.  Вспомним   сказки и сами  сочиним сказку, а в каких сказках мы побываем,  отгадайте   первая загадка. (На столе воспитателя два круга на подставке с закрытыми кармашками)

    Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.

    Дети (Емеля)

    Воспитатель Правильно (открывает первую картинку)

    А как называется эта сказка? Где жил Емеля? Кто выполнял его желания?

    (По щучьему Велению) Как начинается эта сказка.

    Вторая загадка.

    Стрела молодца угодила в болото,
    Ну где же невеста? Жениться охота!
    А вот и невеста, глаза на макушке.
    Невесту зовут …

     Дети («Царевна - лягушка»)

     Воспитатель. (Открывает вторую картинку)

     Кто такая Царевна- лягушка? Почему  Ивану пришлось так долго искать Василису Прекрасную?

    Третья загадка.

    Из танцзала короля
    Девочка домой бежала,
    Туфельку из хрусталя
    На ступеньках потеряла.
    Тыквой стала вновь карета…
    Кто, скажи, девчушка эта?

    Дети («Золушка»)

    Воспитатель .(Открывает третью картинку)

    Расскажите о Золушке. Какая она? Чем закончилась сказка про Золушку?

    Четвертая загадка .

    Родилась у мамы дочка
    Из прекрасного цветочка.
    Хороша, малютка просто!
    С дюйм была малышка ростом.
    Если сказку вы читали,
    Знаете, как дочку звали.

    Дети («Дюймовочка»)

     Воспитатель. (Открывает четвертую  картинку)

    Что произошло с Дюймовочкой сначала? А потом? Кого она спасла? И чем закончилась сказка?

    Пятая загадка .

    Вот под ясным синим небом
    В море кто закинул невод?
    Злату рыбку изловил,
    Пожалел и отпустил?

    Дети. «Сказка о рыбаке и рыбе 

    Воспитатель.(Открывает пятую  картинку)

    Кому старик рассказал о золотой рыбке? Как повела себя бабка? Почему она осталась у разбитого корыта.

    Шестая загадка.

    Я живу на дне морском 
    Во дворце из лилий 
    Вместе с сестрами, отцом, 
    Рыбами чудными. 

    У меня красивый хвост 
    И волшебный голос. 

    Дети. «Русалочка»

    Воспитатель. (Открывает шестую  картинку)

    Какая русалочка?  Расскажите о ней. Почему она погибла.

    Седьмая загадка.

    Бравый солдат домой возвращался

    С ведьмою старой в лесу повстречался

    В пустое дупло наш солдат спустился

     Золото взял и назад воротился

    Но кроме деньжонок вещица чудная

    Служивому парню от ведьмы досталась

    Надеюсь ребята,

    Что сказку ту зная

    Напомните мне, как она называлась

    Дети «Огниво»

    Воспитатель. (Открывает седьмую   картинку) Сначала солдат  жил весело, у него было много друзей, а потом с ним , что произошло?

    Загадка восьмая.

     В гости к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый Волк за ней следил,
    Обманул и проглотил.

    Дети  «Красная Шапочка»

    Воспитатель. (Открывает восьмую   картинку)  Почему так произошло? Как спасли Красную Шапочку?

    Молодцы. Справились с этим заданием. А теперь посмотрите на наш круг, по каким сказкам мы будем путешествовать?

    («По щучьему велению»,  «Царевна - лягушка», «Золушка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке, «Русалочка», «Огниво», «Красная Шапочка»).

    Кто же из героев попадет в одну из этих сказок и что с ним там произойдет?

    Работа с схемами

    Посмотрите у меня на столе есть круг,  где в кармашках расположены схемы  Стрелка показывает на схему «Да- нет» Мы будем выбирать героя с помощью «Да-нетки»

    Шаг 1. Выбор героя. Игра «Да – нет»

    Я загадала героя нашей сказки, отгадайте его.

    Д.-Этот герой находится в середине сказочной ленты?

    В.-Нет.

    Д.-Это справа от середины сказочной ленты?

    В.- Нет.

    Д. -Это слева от середины сказочной ленты ?

     В. Да.

    Воспитатель убирает правую часть линейной «Да- нет» с героями сказок.

    Д- Снова находим середину. Этот герой находится в середине сказочной ленты?

    В. Нет.

    Этот герой находится справа от середины сказочной ленты?

    В. Нет.

    Д. Этот герой находится слева от середины сказочной ленты?

    В. Да.

    Д. Это Емеля

    В. Да

    Шаг 2. Определение характера героя                

     Стрелку передвигаем на схему «Паучок»

    Давайте расскажем,  какие положительные и отрицательные черты характера у нашего героя

    Д. Он веселый, добрый, находчивый, смышленый, добродушный

    Глупый,  ленивый, упрямый, непослушный, доверчивый.

    Шаг 3. «Место» Выбор место действия сказки

     Стрелку передвигаем на схему «Место»

    Куда попадет наш герой, выберет Вика.  Она прокрутит стрелку по кругу, где она остановится, в ту сказки и попадет наш герой. Как называется это сказка? Где происходят события этой сказки.

    На лесной дороге. Выбери картинку

    Ребенок выбирает сюжетную картинку

    Шаг 4.  «Внимание !Опасность!»

    Что могло бы произойти с нашим героем?  Почему так случилось?

    Шаг 5. «Появление нового героя»

    Кто может прийти на помощь нашему герою?

    Как зовут этого героя? Что о нем можно рассказать? Какой он?  Придумайте, как он его спасет?

    Шаг 6. «Подарок»

     Что может он подарить?

    Сейчас мы с вами отдохнем и проведем физ. минутку.

    Физ. минутка 

    В понедельник я купался, (Изображают плавание)

    А во вторник рисовал (Изображение рисования)

     В среду долго умывался (Умываемся)

    А в четверг в футбол играл (Бег на месте)

    В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем)

    Очень долго танцевал (Кружится на месте)

    А в субботу, в воскресенье (Хлопки в ладоши)

    Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щечку – засыпают)

    Шаг 7. «Что за чем?»

    Жил – был

    И был он какой?

    Что умел делать?

    Куда он попал,  как он туда попал?

    В это время, что с ним произошло?

    С кем он встретился? Опиши этого героя.

    Как помог этот герой нашему герою?

    Что он подарил ? Как закончилась наша сказка?

    Подведение итога – результата изменения героя  и выведение жизненный правил. Расскажите, что за чем произошло? Почему так случилось?

    Шаг 8. Составь сказку

    Придумывание название получившейся сказки и повторение правил ее сочинения

    Про кого наша сказка? Придумайте название нашей сказки ? Кто расскажет нам нашу сказку?  

    Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Мы вспомнили много сказок и придумали свою сказку.  А теперь  каждый из вас ответит на мой вопрос и затем нарисует иллюстрацию к нашей сказке, чтобы потом рассказать нашу сказку другим детям.

    Назовите героя  нашей сказки?

     Куда попал наш герой?

    Что произошло с ним там?

    Кто ему помог?

    Какой подарок ему дали?

    Что будет потом с ним?

    Как называется наша сказка?

    Куда вы отправили  его в  следующий раз?

    Дети рисуют иллюстрации к сказке.

    Resource id #3188

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

    Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...

    План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

    Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

    План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".

    Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы                ...

    План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

    (1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

    План-конспект комплексного занятия по развитию речи

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») и сенсорному развитию (образовательная область «Познание») с учётом интеграции образова...

    План-конспект индивидуального занятия по развитию навыков диафрагмально-релаксационного дыхания

    В конспекте занятия представлен опыт работы по использованию технологии "БОС-здоровье" в рабоет с дошкольниками. Технология оказывает благотворное влияние на эмоциональный фон ребенка, способствует сн...

    План-конспект интегрированного занятия для средней группы «Докучные сказки. Встал медведь на колоду»

    План-конспект интегрированного занятия для средней группы «Докучные сказки. Встал медведь на колоду»...