Проект «Путешествуй и познавай»
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Цель  проекта «Путешествуй и познавай» - обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karandey_e._v.docx78.01 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

«...Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен:

у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал,

но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык

отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова»

                                                                              К. Д. Ушинский

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития детей, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. На этот факт указывают в своих научных работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина.

Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Познавательно-речевое развитие детей является одним из приоритетных направлений, выдвигаемых федеральными государственными требованиями к основной образовательной программе ДОУ.  В Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, сказано, что результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования выступает ребёнок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса.

В исследованиях В. И Логиновой, Г. Н. Бавыкиной, Л. А. Мишариной говорится о том, что словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. Ими было доказано, что важным условием формирования представлений дошкольников о предметном мире, развития словаря ребёнка является системный характер представлений о предмете (17,95).

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания.

Предметный мир, окружающие ребёнка вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Познание материалов и свойств предметов, их различия приводит к формированию у детей представлений, мыслительных операций и активному развитию словаря дошкольников.

Вхождение ребёнка предметный мир начинается ещё в дошкольном возрасте. Поэтому, в этом возрасте ребёнку необходимо получить представление о предметах ближайшего окружения, воспитание ценностного отношения к  предметам, созданных руками человека, обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания предмета к  простейшему сенсорному анализу, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных в предметах качеств и свойств (цвет, форма, величина), помочь ребёнку освоить соответствующий словарь.

Анализ  образовательных программ «Программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.  Комаровой», реализуемой в ДОУ,  «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.), «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик) позволил выявить тот факт, что в них недостаточно полно раскрыто содержание речевого развития, и,  хотя они являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно и не соответствуют Федеральным государственным требованиямк основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В образовательных программах уделено большое внимание развитию связной речи, диалогической, но работа  по обогащению словаря не систематизирована и отрывочна.

Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что в начале обучения  почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.

Занятость родителей, дефицит общения с ребёнком, замена живого общения «родитель – ребёнок» на «компьютер – ребёнок», где не надо пользоваться разговорной речью, привело к тому, что приходя в детский сад, 53%  детей 4-5 лет не умеют общаться, и их словарный запас очень беден, что не отвечает возрастным особенностям.

Большой процент детей,  имеющих проблемы в речевом развитии так же составляют дети из семей мигрантов (36,2 %)  от общего числа детей посещающих  дошкольные учреждения города Сургута (18,17).

Нами было проведено анкетирование родителей. По результатам опроса  о проблемах речевого развития дошкольников было выявлено, что большинство семей-мигрантов (58,3% опрошенных) разговаривают с детьми дома на родном языке. Все родители выразили желание овладеть русской речью окружающим их предметным миром, что является наиболее близким им (70%).

Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов г. Сургута в 2007-2009 уч. г. 58-62 % детей (соответственно) дошкольного возраста и 56-60 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии.

   Проблема  развития и обогащения словаря в процессе ознакомления дошкольников с предметным миром   на сегодняшний день является актуальной и практически значимой, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Все вышеизложенное послужило основанием для разработки проекта «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром».

Цель: обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром.

Задачи:

1)проанализировать теоретические основы проблемы: изучить особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2)создать предметно-развивающую среду в группе:создатьи оборудовать мини-лабораторию для опытов и экспериментов; пополнить речевой центр схемами и моделями, альбомами и картинками о предметном мире.

3)разработать план проекта по обогащению активного словаря  в процессе ознакомления с окружающим предметным миром, соответствующий  «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С Комаровой», реализуемой в ДОУ.

4)диагностическим путём выявить и вести контроль уровня компетентности ребёнка в предметном мире и уровня развития словаря.

Содержание проекта

Учитывая возрастные и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста, предлагаемый нами проект предназначен для работы с детьми 5-7 лет.

Проект направлен на развитие активного словаря старших дошкольников.

Введение в предметный мир предполагает:

  • Ознакомление с предметным миром как таковым (название, вычленение свойств и качеств, назначение, классификация и т. п.);
  • Восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

Выше изложенные правила легли в основу перспективного планирования по проекту. Весь материал распределён на лексические темы и собран в тематический план. В конспектах  занятий, предложенных О.В. Дыбиной, доработана практическая часть, и в  соответствии с тематическим планомсоставлен перспективный план игровой деятельности, часть познавательных бесед предполагает активное  использование ИКТ.

Основные методические требования к проведению такого рода деятельности следующие:

  • использование игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиски, игровые действия, игровые атрибуты и др.;
  • сюжетный характер игр-занятий;
  • рассматривание предмета, его деталей;
  • многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка;
  • активное подражание детей речевому образцу;
  • использование вопросов, предполагающих ответ действием;
  • формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;
  • чередование игровых действий с речевыми;
  • активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов;
  • сравнение предметов по их внешнему виду;
  • постепенное формирование целостного представления о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен.

Для реализации задач была создана предметно - развивающая среда в группе по данной теме. Для этого в речевом центре была помещена подборка дидактических игр, схем и моделей  для описания предметов. В группе оборудована мини-библиотека с литературой познавательного характера, систематизированы материалы для опытов и экспериментов, коллекции бумаги и других материалов в мини-лаборатории. Также созданы игровые уголки для сюжетно-ролевых игр.

Как известно, игра - основной вид деятельности дошкольника. В своей деятельности я использовала различные виды игр: дидактические, словесные, развивающие (по схемам), настольно - печатные, специально организованные сюжетно - ролевые,игры - путешествия, игры – загадки.Играя на занятиях или в повседневной жизни, дети овладевают практическим опытом способов обращения с теми или иными предметами, учатся самостоятельно осмысливать и реализовывать в своём поведении ценностное отношение к предметам как результатам человеческого труда. В играх ребёнок уточняет, конкретизирует и обобщает представления об окружающих предметах.

 При построении развивающей среды мы руководствовались следующими принципами: принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности и динамичности развивающей среды; полифункциональности.

Формы работы, используемые в проекте.

  1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в проекте  в различных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной), и с использованием ИКТ.
  3. Самостоятельная деятельность детей (свободная деятельность воспитанников в условиях созданных педагогами предметно-развивающей среды);
  4. КВН, развлечения, викторины, брейн-ринги.
  5. Экскурсии, целевые прогулки.
  6. Рассматривание подбора познавательной литературы и наглядного материала).
  7. Игры-путешествия в прошлое предметов.
  8. Познавательные беседы.
  9. Сюжетно-ролевые игры.
  10. Проигрывание с детьми проблемных ситуаций.
  11. Сотрудничество с родителями воспитанников и лиц их заменяющих.

Для эффективности реализации проекта использовалась  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой,   авторская программа «Ребёнок в мире поиска» (О. В Дыбина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина и другие), использованы  элементы программы ТРИЗ и элементы занятий, разработанные  В. Н. Волчковой и Н. В. Степановой.

Отбор материала осуществляется с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

  • Энциклопедичность формируемых у ребёнка представлений и знаний обо всём, что окружает);
  • Природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется её законам);
  • Воспитательная ценность знаний.

Для достижения наиболее успешной цели проекта нами использовались следующие методы и приёмы.

Методы:

1.Непосредственного наблюдения.

2.Рассматривание игрушек, картин разного типа: предметных, сюжетных.

3. Словарно-логические упражнения (с предметами, картинками, словесные).

4.Словесные упражнения.

5.Составление детьми загадок о предметах, игрушках.

6.Показ кинофильмов, диафильмов, слайдов.

7. Чтение художественных произведений.

8.Заучивание стихов.

Приёмы:

1.Называние (или образец произношения) нового трудного слова (показ объекта, толкование, включение в предложение, повторение, объяснение происхождения).

2.Вопрос.

3.Упражнение.

4.Дидактическая игра.

2.Сравнение.

3.Группировка предметов.

Реализуя принцип коммуникативных способностей, используются различные формы организации детей

-фронтально;

-подгруппами;

-парами;

-индивидуально.

В своей деятельности я ориентируюсь на проблемно - поисковый подход в воспитании и развитии детей, который предусматривает создание проблемной ситуации, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств и формирование выводов.

Дети участвовали в решении каждой проблемной ситуации и на доступном для воспитанников  уровне, что способствовало  развитию самостоятельности в выборе решения, умении высказывать своё мнение, уважая мнение другого, планировать свою деятельность.

Взаимодействие с детьми строится на принципах личностно - ориентированной модели общения.

Главный принцип: «не над, не рядом, а вместе» и в «сотворчестве»  и «лицом к лицу» с каждым ребёнком. В таком общении исхожу из интересов личности каждого ребёнка.

Очень важную роль имеет взаимодействие с семьёй для общей установки на совместное решение задач и разработки тактики сотрудничества.  

Для реализации задач я привлекала родителей, используя консультации, беседы индивидуального характера, анкетирование, папки – передвижки, мастер-классы.

Предпочтение отдаю практическим формам работы с родителями - выставки, конкурсы, совместные развлечения с детьми и родителями.

Также родители принимали участие в совместных работах с детьми - изготовление книжек - малышек по тематике недели «Транспорт», «Посуда».

Продолжительность реализации проекта: 2 года – старшая и подготовительная группа.

Общее управление проектом проводится:

  • Заведующий МБДОУ №17 «Белочка»                     В.В. Игнатова
  • Зам. зав. по УВР                                                         О.А. Желтухина
  • Воспитатель (1 категория)                                      Е. В. Карандей
  • Учитель-логопед (1 категория)                                    Н. А. Носова
  • Психолог                                                     А. Я. Поздеева
  • Инструктор по плаванию (высшая категория)             Л. Б. Кокотова

Таблица1.

Содержание

Сроки реализации

Ответственный

1. Создание благоприятных условий для активизации словаря детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

1

Создание  речевого центра с подборкой дидактических игр, схем и моделей для описания предметов.

2007-2008г.

Воспитатели групп и логопед

2

Создание на базе МБДОУ № 77 аудио-газеты «Новости Бусинки»

2009г.

Зам. зав. по УВР                                                          

3

Обеспечение методического сопровождения и функционирования речевого центра для старших дошкольников в МБДОУ № 77 «Бусинка»

1 раз в 3 месяца

Заместитель заведующего по   АХР

5

Обеспечение нормативно – правовой базы в области речевого развития в ДОУ в рамках аудио-газеты

2009- 2012г.

Заведующий ДОУ

Зам. зав. по УВР                                                          

6

Разработка перспективно-тематического планирования по ознакомлению с окружающим предметным миром.

До   1.09.2009г.

Карандей Е. В., педагоги старших

групп

7

Создание медиа-центра на базе методического кабинета ДОУ

2009 -2010гг.

Зам. зав. по УВР,зам.зав. по АХР

8

Подготовка  молодых специалистов  по данной проблеме  в ДОУ № 17 «Белочка»

2011- 2012гг.

Зам. зав. по УВР                                                          Карандей Е. В.

2. Наличие информационно – педагогической системы технических средств и средств информации (медиа-центр)

1

Накопление фонда информационных материалов на разных носителях

2009-2012гг.

Зам. зав. по УВР                                                          

2

Создание библиотеки  - фонд  методической, педагогической и детской литературы ДОУ, снабженный программным банком данных, копировально-множительная техника

2009-2012гг.

Карандей Е. В.,

Зам. зав. по УВР                                                          

3

Создание видеотеки – фонд видеозаписей, видеомагнитофон, видеокамера, телевизор, DVD, созданы места для индивидуальной и групповой работы

2009-2012гг.

Зам. зав. по УВР                                                          

4

Создание фонотеки – фонд фоно- и магнитных записей.

2011-2012гг.

Инструктор по плаванию,

Зам. зав. по УВР

5

Создание компьютерной зоны – дискетотека (фонд компьютерных программ), ПК, принтер, модем, места для самостоятельной  деятельности педагогов в коммуникационных проектах

2011-2012гг.

Зам. зав. по УВР                                                          

6

Создание газеты «Орешки от Белочки» на базе МБДОУ № 17

1 раз в 3 месяца

Карандей Е. В.,

Зам. зав. по УВР                                                          

7

Создание и обновление базы мониторинговых исследований

постоянно

Зам. зав. по УВР                                                          

3. Организация  работы с воспитателями по освоению познавательно-речевого развития старших дошкольников

1

Изучение нормативно – правовых документов в области речевого развития

До 1.09.2008г.

Заведующий ДОУ, Зам. зав. по УВР                                                          

2

Обзор методической и педагогической литературы и периодических изданий о внедрении инновационных идей в воспитательно - образовательный процесс  ДОУ

1 раз в 3 месяца

Карандей Е. В.

3

Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций по обмену опытом по работе со старшими дошкольниками

По заявке

Карандей Е. В.,

Зам. зав. по УВР                                                          

4

Организация открытых мероприятий, мастер-класс для педагогов, владеющих  в недостаточной степени методикой развития речи детей дошкольного возраста, по ознакомлению с условиями работы и программно – методическим обеспечением.

1 раз в 2 месяца

Карандей Е. В.,

Зам. зав. по УВР                                                          

5

Организация стендовой защиты проекта с применением ИКТ

2011г.

Педагоги ДОУ, специалисты

6

Презентация педагогами результатов проекта ДОУ

2011-

2012г.

Карандей Е. В., Зам. зав. по УВР                                                          

7

Методические дни:

  • «Общая характеристика программы детского сада по возрастам. Методы и приёмы развития речи»
  • «Общая характеристика программы детского сада по ознакомлению с окружающим по возрастам. Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера»
  • «Организация межпредметных связей в воспитательно – воспитательном процессе»
  • «Коммуникация и ФГТ»
  • «Психология игровой деятельности в ДОУ»

2011-2012гг.

Зам. зав. по УВР,

Карандей Е. В.,

психолог

8

Педагогическое совещание «Компетентности ребёнка в ДОУ»

2011г.

Зам. зав. по УВР                                                          

9

Ознакомление педагогов с фондами информации на электронных носителях

1 раз в 6 месяцев

Зам. зав. по УВР                                                          

10

Методические рекомендации  по планированию проекта  

1 раз в 6 месяцев

Карандей Е. В.

11

 Организация открытых занятий и взаимопосещений воспитателей ДОУ ,друг их мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста возраста

1 раз в год

Педагоги и специалисты ДОУ

4

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста

по активизации словаря

1

Разработка перспективного тематического планирования работы с детьми с применением современных компьютерных технологий

2008г-2009г..

Зам. зав. по УВР                                                          

2

Предоставление платных дополнительных образовательных услуг для детей мигрантов, не охваченных дошкольным образованием

 с 1.10.2012г.

Заведующий ДОУ

3

Проведение совместной образовательной деятельности с детьми с применением элементов компьютерного обучения дошкольников

2011- 2012гг.

Педагоги ДОУ

5. Работа с родителями

1

Знакомство родителей с особенностями деятельности детей в ДОУ на основе информационных компьютерных технологий:

  1. Родительские собрания
  2. Консультации
  3. Беседы
  4. Открытые просмотры занятий
  5. Презентации
  6. Мастер-классы
  7. Вебинары

2011 - 2012гг.

Зам. зав. по УВР                                                          

2

 Анкетирование родителей

2007 - 2011г.г.

 Педагоги ДОУ

5. Мониторинговые исследованияуровня развития  словаря  детей и  компетентности в предметном мире     в ходе  реализации проекта

1

Уровень развития словаря и  компетентности в предметном мире  на 1 этапе проекта

(Приложение)

Октябрь 2007

Карандей Е. В.,

логопед

2

Уровень развития словаря и  компетентности в предметном мире  2 этапе проекта

(Приложение )

Ноябрь 2011г.

Карандей Е. В.,

логопед

3

Уровень развития словаря и  компетентности в предметном мире  на 3 этапе проекта

(Приложение )

Май 2012г.

Карандей Е. В.,

логопед

Ресурсное обеспечение проекта

Таблица 2.

1.

Кадровое обеспечение

Воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, логопед

2.

Информационное

Методическое обеспечение проекта, познавательная литература для детей, схемы и модели речевого центра.

Презентация, видео-занятия, выпуск  газеты, аудио-газета

3.

Материально-техническое оснащение

Мультимедийное оборудование-мультимедийная доска, принтер, компьютер, ТСО – музыкальный центр, канцелярские принадлежности – карандаши, краски, дидактические игры.

Социальное партнёрство проекта

1.Специалисты МБДОУ (психолог, логопед, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель)

2. Воспитатели старших групп садов-партнёров №20 «Югорка», №15 «Серебряное копытце»

3.Дети старшего дошкольного возраста.

4. «Музейный центр», историко-этнографический комплекс «Старый Сургут», СМФ №8 ГП «Северавтодор»

Целевая аудитория - воспитанники старших групп ДОУ; родители и лица их замещающие, педагоги.

Этапы реализации проекта

Таблица 3.

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I этап

Мобилизационный

2007-2008 уч.г.

1. Проанализировать теоретические основы проблемы: изучить особенности познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Разработать перспективно-тематические планы по ознакомлению детей с окружающим предметным миром для старшей и подготовительной групп, соответствующий «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С Комаровой», реализуемой в ДОУ.

3.Разработать перспективные планы игровой деятельности детей  в старших группах.

  4.Диагностическим путём выявить уровень компетентности ребёнка в предметном мире  и уровень развития словаря

1.Составление проекта «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления  с окружающим предметным миром»

2.Разработка модели комплексного взаимодействия всех участников проекта.

3.Оборудование  речевого центра с подборкой дидактических игр, схем и моделей для описания предметов

II этап

Преобразовательный

2008-2010 уч.г.

1.Создать предметно-развивающую среду в группе: оборудовать мини-лабораторию для опытов и экспериментов; пополнить речевой центр схемами и моделями, альбомами и картинками о предметном мире.

2.Составить перспективный план работы с родителями и наладить работу по речевому развитию дошкольников.

1.Взаимодействие участников проекта

2.Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса.

3.Активизация познавательной сферы детей.

III этап-Рефлексивно

обобщающий

май 2011 уч. г.

Мониторинговые исследования уровня развития  словаря  детей и  компетентности в предметном мире     в ходе  реализации проекта

Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), создание презентаций, фотогазеты, освещение результатов проекта вгазете «Орешки от Белочки» и в аудио-газете.

Примечание: данный проект реализовывался в МДОУ комбинированного вида IIкатегории №77 «Бусинка» с 2007 по 2010 г.г.

С 2011 года (сентябрь) проект реализовывался в старшей  и продолжает реализовываться в  подготовительной группе. МБДОУ «Белочка» введён в эксплуатацию в марте 2011 года. По сентябрь 2011 года шло комплектование воспитанников. На данный момент в  проект внесены корректировки в связи с особенностями детей.

Ожидаемые результаты и средства контроля

Важным условием воспитания дошкольника является диагностическое обследование. Показателями эффективной реализации содержания проекта была применена диагностическая методика Г.А. Волковой (приложение1). Диагностическая методика по нашему мнению,  наиболее информативно показывает уровень сформированности активного словаря. С её помощью мы определили состояние глагольного словаря, умение детей подбирать антонимы к словам, подбирать картинки по лексическим темам,  называть картинки по описанию,  подбирать однокоренные родственные слова  заданным. По результатам диагностики прослеживается положительная динамика в развитии словаря дошкольников (таблица  №4).Надо отметить, что для выявления эффективности проекта было проведено диагностическое обследование уровня  компетентности в предметном мире (приложение 2), где прослеживается положительная динамика (таблица №5)

Таблица №4.

Результаты диагностики уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста.                                                                  

Уровень

2007 – 2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

МБДОУ № 77 «Бусинка»

МБДОУ № 17 «Белочка» шло комплектование детского сада

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

Декабрь 2011-2012 уч.г.

Высокий

9%

35%

15%

38%

20%

40%

20%

35%

Средний

71%

65%

75%

62%

75%

60%

74%

65%

Низкий

20%

0%

10%

0%

5%

0%

6%

0%

Таблица №5

Результаты диагностики уровня компетентности  детей в предметном мире старшего дошкольного возраста

Уровень

2007 – 2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

МБДОУ № 77 «Бусинка»

МБДОУ № 17 «Белочка» шло комплектование детского сада

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г

ДЕКАБРЬ

2011-2012

Высокий

5%

25%

15%

33%

25%

35%

18%

30%

Средний

70%

65%

75%

62%

70%

75%

75%

70%

Низкий

25%

10%

10%

5%

5%

0%

7%

0%

После полученных результатов можем сделать вывод, что работа, которая проводилась в ходе проекта и является эффективной и перспективной для дальнейшей реализации.

В ходе целенаправленной и систематической работы по проекту повысилась познавательная активность,  компетентности детей в предметном мире, что стимулировало достаточный рост активного словаря воспитанников.Значительное улучшение показателей высокого уровня объясняется тем, что деятельность, направленная на улучшение развития словаря  носит не случайный характер, а прочно вошла в систему воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Перспективы

В ходе реализации проекта многие воспитанники ДОУ поступили в гимназии, где входное тестирование показало высокий уровень развития детей.

В дальнейшем планируется работа проекта:

- организация семинаров «Активизация словаря, или как важно дошкольнику обладать богатым словарём»; вебинаров с дошкольными учреждениями г. Сургута, ХМАО; представление педагогического опыта в ходе работы стажировочной площадки «Инновационные технологии в дошкольном образовании, модуль №1 «Технология проблемного обучения в детском саду».

Таблица №6

Уровни распространения и обобщения педагогического опыта

Уровень

Мероприятия

Результаты

ДОУ

Проведение мастер-класса для родителей и лиц их замещающих «Мастерская кукольницы», 2008

Мастер-классы для молодых специалистов «Мир, в котором я живу»,2009

Открытое занятие «Огонь-друг, огонь-враг», 2011

Благодарность от родителей

Награждена почётной грамотой «За создание комфортных условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста и активную работу с родителями», приказ №167 от 02.10.2009

Награждена почётной грамотой «За создание комфортных условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста и в связи с празднованием Дня дошкольного работника», приказ № 208 от 02.09.2010 г.

Положительные отзывы

педагогов

Положительные отзывы педагогов ДОУ

Муниципальный

Участие в научно-практической конференции «IX Знаменские чтения»

«Тайны предметов»,2011

Открытое занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус», 2011

Соавторство в проекте «Познавайка» заочного конкурса «Молодые-молодым»,2011

Участие в экспертизе проектов настольных игр «Моя дорога», СМФ №8 ГП «Северавтодор»,2011

Сертификат участника

Награждена  грамотой МУ «УДОУ» «За добросовестный труд, профессиональную компетентность и эффективность педагогической деятельности» (приказ №473-к),2007

Положительные отзывы педагогов детского сада №20 «Югорка»

Победитель полуфинала конкурса

Почётная грамота «За профессиональную помощь в организации и проведении экспертизы…»

Окружной

-

-

Федеральный

Всероссийский  «Призвание-воспитатель» - методическая разработка «Мир, в котором я живу»

Всероссийский заочный-конкурс «Росточек: мир спасут дети»методическая разработка «Мир, в котором я живу»

Диплом лауреата конкурса

Диплом лауреата конкурса


Литература

  1. Алябьева Е. А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
  2. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду». - М.:ТЦ Сфера, 2005.- 160 с.
  3. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М.:Элизе - Трейдинг, ЦГЛ, 2004 - 246 с.
  4. Бабаева Г.И. «Воспитываем дошкольников самостоятельными»,2000г.
  5. Белоусова Л.Е. «Удивительные истории»,2000г.
  6. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», 1991 г.
  7. Бородич  А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
  8. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросыдифференциальнойдиагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2003.
  9. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002
  10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.:Академияпед. наук, 1956. – С. 56
  11. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательноеразвитие. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. -207 с.
  12. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – С. 35-44
  13. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы : Сценарии игр - занятий для дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
  14. Дыбина О. В. «Что было - до...»: Игры - путешествия в прошлое предметов. -М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.
  15. Дыбина О. В. «Рукотворный мир: Сценарии игр - занятий для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 96 с.
  16. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с предметным миром»:Учебноепособие;Центр педагогического образования,2007.-128
  17. Журнал "Современная школа России", №3, август 2008г.
  18. Кыласова Л. Е. «Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы»-2-е изд. – Волгоград:Учитель,2011. – 332 с.
  19. КрулехтМ. В. «Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002. - 160 с.
  20. НефёдоваК. П. «Мебель. Какая она?». - М.: Издательство ГHOMИ Д, 2005. - 80 с.
  21. Нефёдова К.П. «Посуда и столовые принадлежности. Какие они?» Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2004. - 96 с..
  22. Программа воспитания и обучения /Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – 6-е изд., испр. и доп. – М – МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-208 с.
  23. Познание предметного мира: комплексные занятия для  детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. К. Санкина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 159 с.
  24. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009., № 655
  25. Прохорова Л. Н. «Путешествие по Фанталии». Изд. 2-е. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 1999. - 160 с.
  26. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду», 1982г.
  27. Тимофеева Л. Л., А. И. Уман «Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ». - М.: Педагогическое общество России, 2006. -192 с.

Приложение 1.

Методика проведения диагностики уровней компетентности в предметном мире, разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена - г. Санкт-Петербург), старший возраст

Педагогическая диагностика успешности вхождения ребёнка в предметный мир в старшем дошкольном возрасте направлена на выявление владения более сложными родовыми понятиями, имеющими 2-3 существенных признака, а также дифференцировку понятий: одежда - мужская, женская, детская, зимняя, демисезонная; посуда чайная, столовая, кухонная; транспорт - городской, наземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский и пр., а также умение описывать предметы сходного вида.

Игровые тестовые задания.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ. Ребёнку предлагают набор из 7 картинок, на которых изображены: грузовая машина, пароход, самолёт, эскалатор метрополитена, лошадь со всадником везущая воз хвороста, пушка с большими колёсами, стреляющая ядрами. "Какая картинка лишняя, почему? Что такое транспорт?"

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ. Ребёнок получает набор из 9 предметных картинок: пианино, скрипка, барабан (музыкальные инструменты); рубанок, пила, топор (столярные инструменты); швейная машина, ножницы, спицы (швейные инструменты). "Как все эти предметы можно назвать одним словом? Почему их так можно сгруппировать? Придумай для каждой группы предметов своё условное обозначение".

РАЗЛОЖИ ПО ПОЛОЧКАМ. Ребёнок получает набор из 10 силуэтных картинок, изображающих: кофейник, чашку с блюдцем, сахарницу, вазочку с фруктами, сковороду, кастрюлю, утюг, пакет молока, кусок колбасы, рыбу, а также картинку - макет кухни со столом, посудной полкой, холодильником.

После рассматривания предметных картинок ребёнку предлагают разложить всё по своим местам (поставить на стол, убрать на посудную полку или в холодильник) и найти одну лишнюю картинку, объяснив, почему она лишняя. Завершается выполнение контрольного задания рассказом ребёнка о том, что и где лежит на его кухне, что позволяет выявить умение ориентироваться на плоскости листа бумаги.

Уровни компетентности ребёнка в предметном мире.

"1" - Низкий уровень компетентности. Существенные родовые особенности предметов ребёнок вычленяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественно привлекательные признаки. Содержание описательного рассказа

неполно отражает особенности предметов (материалов); средства языковой выразительности не используются.

"2" - Средний уровень компетентности. Ребёнок вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. Составление описательного рассказа требует помощи для отражения в рассказе особенностей предмета. Бережное отношение к предметному миру не осознано.

"3" - Высокий уровень компетентности. Ребёнок доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о предмете, речь выразительна, богата эпитетами, метафорами, сравнениями. Осознанное бережное отношение к предметному миру.

Приложение 2.

Методика проведения диагностики по активизации словаря

старших дошкольников

Для исследования была применена диагностическая методика Г.А. Волковой (создана на базе методики психолого-логопедического обследования речи).   Упражнений для теста активного словаря мы взяли в количестве  (8 тестов). Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.

Цель: Исследование активного словаря

Задание.№ 1. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету.

Инструкция для ребенка: Воспитатель использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью воспитателя, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 2.  Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью воспитателя, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 3 . Подобрать антонимы к следующим словам:

входит — ...                             закрывает — ...

встает — ...                              поднимается — ...

ползет — ...                             бежит — ...

улетает — ...                            ложится — ...

плачет — ...                              кладет - …..

Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 4. Состояние номинативного словаря.

 Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель(кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны);  животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец);  фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас). 

Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 5. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «...предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью воспитателя, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 6. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенкаПодобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью воспитателя, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 7 Состояние атрибутивного словаря

Инструкция для ребенка: Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью воспитателя, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 8. Состояние атрибутивного словаря

  Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.

Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок.

Общим для всех проб является трехуровневый характер оценки  — это 0, 1, 2 балла: 

2 балла - правильное выполнение,

1 балл - затрудняется, поиск, с помощью воспитателя, находит,

0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Resource id #3936

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Люби и познавай! Вальдиватский край"

Исследовательско-творческий педагогический проект, для дошкольников старшей группы. Наименование проекта  педагогический проект      «Л...

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Проект «Интересуясь – познаем, познавая – развиваемся».

Длительность проекта: долгосрочный. Вид проекта: практико-ориентированный.Поблема:  Недостаточно высокий профессиональный уровень молодых воспитателей в условиях внедрения   ФГОС Д...

Проект «Интересуясь – познаем, познавая – развиваемся».

Длительность проекта: долгосрочный. Вид проекта: практико-ориентированный.Поблема:  Недостаточно высокий профессиональный уровень молодых воспитателей в условиях внедрения   ФГОС Д...

Проект «Интересуясь – познаем, познавая – развиваемся».

Длительность проекта: долгосрочный. Вид проекта: практико-ориентированный.Поблема:  Недостаточно высокий профессиональный уровень молодых воспитателей в условиях внедрения   ФГОС Д...

Проект на тему "Познавать - это легко и интересно"

Цель: Развитие творческой и познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.Задачи: qФормировать представления детей о воде, снеге, явлениях и объектах окружающего мира,...