Консультация для воспитателей на тему: Жанры детского фольклора.
консультация по развитию речи по теме

Зайцева Евгения Николаевна

Детская литература в детском саду.Подборка материала с определениями и картинками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жанры детского фольклора.696.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

   

                   Подготовила:

воспитатель

                                                                   Зайцева Е. Н.

                                                           

  1. Колыбельные.   

Колыбельные песни — это песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.  http://slovari.yandex.ru 

  • «А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…»
    А баиньки-баиньки,
    Купим сыну валенки,
    Наденем на ноженьки,
    Пустим по дороженьке,
    Будет наш сынок ходить,
    Новы валенки носить.
  • «Ой, люли-люлюшеньки, баиньки-баюшеньки...»
    Ой, люли-люлюшеньки,
    Баиньки-баюшеньки...
    Сладко спи по ночам,
    Да расти по часам.
  • «О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…»
    О бай-бай-бай!
    Ты, собаченька, не лай,
    Нашу Машу не пугай.
    Бай-бай-бай-бай,
    Ты собаченька не лай.
    Петушок, не кричи,
    У нас Машу не буди!
  • «Люли-люли-люли, Прилетели гули…»

Люли-люли-люли,
Прилетели гули,
Сели на воротцах,
В красных чеботцах.
Стали гули говорить,
Чем нам Машу накормить?
Сахарком и медком,
Сладким пряником.
Сладким пряником –
Коноплянником.
Коровку подоим –
Молочком напоим.
Стали гули ворковать –
Стала Маша засыпать.


http://www.bayushki.ru               

              http://www.babyroom.narod.ru

  1. Пестушки. 

Пестушка – это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, имеющий ритмическую организацию и характерную «воркующую» мелодику. 

http://nhkt.narod.ru

  •  «Потягуни, потягуни, потягунюшки.

  Ручки подрастунюшки.

  Ножки подрастунюшки.

  Скоро дочка подрастёт

  По дороженьке пойдёт.   (Из личного опыта, собственное сочинение).

  • « Ладушки, ладушки!

    Где были? – У бабушки.

- Что ели? – Кашку.

- Что пили? – Бражку.

Кашка сладенька,

Бражка пьяненька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,-

Шу-у-у – полетели,

На головку сели».

  •    «Та-та-та, та-та-та,
        Вышла кошка за кота;
        Кот ходит по лавочке,
       Водит кошку за лапочки,
       Топы-топы по лавочке,
       Цапы-цапы за лапочки».

http://perunica.md8.ru

  1. Потешки. 

Потешки — это короткие стишки (реже песенки), предназначенные  для развлечения детей младенческого  возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания П. их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру.

  •       «Петя – Петя – Петушок, 

        Золотой гребешок,

        Масляна головушка,

        Шёлкова бородушка!

        Что ты рано встаёшь,

        Голосисто поёшь,

        Голосисто поёшь,

        Ване спать не даёшь!

        Баю-баю-баю-бай,

        Вместе с Ваней засыпай!»

   

  •     «Как у нашего кота

         Шубка очень хороша,

         Как у котика усы 

         Удивительной красы,

         Глазки смелые,

         Зубки белые».

(Кошкин дом. Стихи исказки. – Смоленск: Русич, 2008. – 48с.: ил. – (Чтение для малышей)

  •         « Водичка, водичка,
              Умой мое личико,
              Чтобы глазки блестели,
              Чтобы щечки краснели,
              Чтоб смеялся роток,
              Чтоб кусался зубок».  (Из личного опыта, по памяти).

  1. Считалки.

Детская считалка – это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре. Интересно, что корнями считалки уходят в далекие языческие времена, когда охотники верили, что пересчет убитой дичи принесет неудачу в будущей охоте. Сейчас роль у считалок совсем другая, но что-то магическое в них все-таки осталось: на кого выпадет выбор - тому и повезет. Считалка учит детей придерживаться правил игры, ведь она выбирает водящего справедливо, без обмана. Она помогает выработке таких качеств, как честность и чувство товарищества.

  •      «Шла коза по мостику
          И виляла хвостиком,
          Зацепилась за перила,
          Прямо в речку угодила.                                                                                                                              

              Кто не верит - это он.                                                                                                                                        

             Выходи из круга вон!».                                                                                                            

  •      «Белки зайцев угощали
          И морковку подавали.
          Все орешки сами съели,
          А водить тебе велели».

  •        Вышли мыши как-то раз
          Посмотреть который час.
          Раз-два-три-четыре,
          Мыши дернули за гири.
          Тут раздался страшный звон -                                        

             Разбежались мыши вон!  

http://www.ivanok.ru

  1. Жеребьёвки

     Когда собираются играть в коллективные игры,  которых участвуют две или более команд, то не обойтись без жребия: кому в какой команде быть. Чаще всего для этого используют жеребьёвки. Вожаки, предводители, главы будущих команд (их ещё называют матками, вероятно по аналогии с пчелиной маткой, которой подчиняется весь улей) договариваются, кто из них какой предмет олицетворяет. Каждому подходящему вожак задаёт вопрос. Подошедший  на ушко отвечает вожаку. В зависимости от ответа, подошедший остаётся в команде данного вожака или уходит в другую команду. Например, вожаки договорились, что один из них – вода, другой – шар; вожак спрашивает: «Шар катить или воду лить?» В зависимости от ответа будущий участник игры остаётся с «шаром» или уходит к «воде».

 

  •  «Сахару кусочек

                  Или аленький платочек?»

  •    «Конь вороной

                 Или казак удалой?»

  •     «Идти пешком

                 Или ехать шажком?».      http://www.forumchata.ru

 

  1. Заклички. 

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.    (
www.koshki-mishki.ru)

  • «Дождик, дождик, веселей
    Капай, капай, не жалей!
    Только нас не намочи!
    Зря в окошко не стучи».
  •    «Солнышко-ведрышко,
      Выйди из-за облышка.
      Сядь на пенек,
      Погуляй весь денек». (
    www.koshki-mishki.ru)

  • «Секи, Секи, дождь.
    На нашу рожь,
    На Бабину пшеницу,
    Не просо, чечевицу,
    На Дедов ячмень –
    Поливай целый день».
     

http://festival.1september.ru

  1. Прибаутки.

Прибаутки — это коротенькие смешные рассказы для детей. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи.

  •  «Во саду ли, в огороде,
      Там бежит собачка.
      Ножки тонки,
      Бока звонки,
      А хвост закорючкой,
      Зовут ее Жучкой».
  • «А лады, лады, лады,
     Поехали на зады.
     Продали морковку,
     Купили коровку.
     А коровка с кошку —
     Доят понемножку!».
  • «Скрип, скрип, скрипачок,
    Купи новый башмачок:
    Кошке Машке,
    Коту Николашке;
    Кобылке Нениле,
    Мерину Гавриле;
    Утке Анютке,
    Селезню Васютке;
    Кочету Никите,
    Курице Улите».       (
    http://stihidetyam.ru)

  1. Молчанки.

Молчанка  - это детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым.

  (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. )

  •   «Кони, кони, кони
    Сидели на балконе
    Чай пили, в ложки били
    По-турецки говорили:
    "Чиби-чиби-чибичок,
    Кто слово скажет,
    Тому щелчок!"
  •   «Ехали цыгане,
    Кошку потеряли,
    Кошка сдохла,
    Хвост облез,
    Кто слово скажет,
    Тот ее и съест.
    Сказки не рассказывать,
    Зубки не показывать!»    (
    http://arhipova.ucoz.ru)

  • «Тише, мыши —
    Кот на крыше:
    Кошку за уши ведет,
    Кошка драна,
    Хвост облез...
    Кто промолвит,
    Тот и съест».              (
    http://www.mal-kuz.ru)

  1. Уловки.  

Прибаутки-уловки - Это рифмованные диалоги вопросно-ответной формы. В вопросе называется два предмета и предлагается выбрать один из них. При этом задающий вопрос заранее имеет в виду стих, рифмующийся с ответом и по содержанию являющийся как бы следствием этого ответа. Выбор любого из названных предметов, дает одинаковый результат.

http://www.kolonoros.com

  • «Алой или каша?» -  «Каша – Пуговка не ваша!»                                                    

« Алой или каша?» -  «Алой – Пуговка долой!»

  • «Купи слона? – «Не надо!», «Все говорят не надо, а ты купи слона!».
  • Во время еды: «Давай скушаем ложечку за папу, ещё ложечку за маму, за сестрёнку Алёнку, за бабушку, за дедушку и т.д.» (Из личного опыта).

  1. Народные сказки.

Народная сказка –  это вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами. В них отразилась мудрость народа, его мечта о счастье, его вера в силу любви и дружбы.

  • «Баба-Яга»;
  • «Василиса прекрасная»;
  • «Сказка об Иване-Царевиче, жар-птице  и о сером  

                       волке».

(Русские сказки: из сборника А.Н. Афанасьева/Сост., послесл. и словарь малоупотреб. обл. слов В.П.Аникина. – М.:Худож. Лит., 1987. – 383с.(Классики и современники). Рус. классич. лит.)

  1. Пословицы. Поговорки.

Пословицы – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический  характер.

  • «Кровь -  не вода,

Сердце – не камень».

  • «И нашим, и вашим за копейку спляшем».
  • «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда».
  • «В ступе воду толочь – вода и будет».

Поговорки  - это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда  многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывающие ритмически организованными, не обладающие свойствами поучать и обобщать  социально-исторический опыт народа.

  • «И нашим и вашим».
  • «Сердце – не камень».
  • «Чудеса в решете».
  • «В ступе воду толочь».  

(Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ.,коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.:Просвещение, 1990. – 335с.)

  1. Загадки.

Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

  • «Без него плачемся,

            а как появится –

            от него прячемся».  (Солнце).

  • «Сердита матка,

          да прикрыла деток

          до красного дня

          пуховым одеяльцем».  (Снег и земля).

  •       «Живая живулечка

         На живом стулечке».  (Ребёнок на руках).

  •       « Меня бьют, колотят, режут,

         а я всё терплю –

         людям добром плачу».  (Хлеб).

(Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ.,коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.:Просвещение, 1990. – 335с.)

  1. Скороговорки

Скороговорки – это рифмованные сюжеты, в которых сочетаются маленькая история и игра слов и звуков. http://www.baldar.kg

  • «Сшит колпак, да не по-колпаковски,
    Вылит колокол, да не по-колоколовски.
    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать».

  • «Говорит попугай попугаю:
    Я тебя попугай попугаю!
    Отвечает ему попугай:
    Попугай, попугай, попугай!».
     www.happy-kids.ru

  • «Были галчата в гостях у волчат.
    Были волчата в гостях у галчат.
    Нынче волчата галдят, как галчата,
    И, как волчата, галчата молчат».
          http://mama12.ru

  1. Чистоговорки. 
  • «Как на утренней на зорьке
    Два Петра и три Федорки
    Соревнуются с Егоркой
    Говорить скороговоркой».
  • У Еремы и Фомы кушаки – во всю спину широки,
    колпаки переколпачены, новы,
    да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
  • В поле Поля-Полюшка
    Полет поле-полюшко.
    Сорняков не будет в поле,
    Коли полет поле Поля.      
    http://nologic.ru/category/russian-folk
  1. Страшилки. Страшные истории.

Страшилки - жанр современного детского фольклора (термин предложен М. В. Осориной в 1960-е гг.). По-видимому, "страшные рассказы" бытовали в детской среде еще с прошлого века. В наше время страшилки  более всего распространены среди детей 8—12 лет. Рассказываются они в компаниях, что создает определённую эмоциональную  обстановку, позволяет слушателям пережить страх. В современных страшилках, в основной своей массе принадлежащих городскому  фольклору, бытовые и социальные  ситуации и мотивы неизменно осложнены элементами фантастики и мифологии. Страшилки исполняются в соотв. обстановке (нередко — в темноте, в укромных местах), эффект их усиливается выразительной интонацией, жестами, внезапным криком и т. д.  http://www.chertyaka.ru

  • Красные перчатки.  Автор: Эдуард Успенский.
     
    Одна девочка пошла в магазин покупать перчатки. Ей мама сказала, чтобы она купила любые, только красные не покупала. Когда девочка увидела в магазине красные перчатки, то они ей понравились, и она их купила. Когда она подошла к своему дому, то увидела, что он горит. Приехали пожарные. И они никак не могли погасить пожар. Тут вдруг из-за дерева появилась женщина с красным лицом. Когда ее увидели, все испугались и убежали.

   Девочка одна осталась. Эта женщина сказала, что сможет потушить дом, если девочка потом выполнит одну ее просьбу. Девочка согласилась. Женщина быстро потушила все. Потом она сказала девочке, чтобы девочка ночью пришла на кладбище и положила на могилу в центре кладбища свои перчатки. Девочка очень испугалась. Но она еще больше боялась не выполнить приказ. Она не знала, что делать. И она пошла на кладбище и положила в центре кладбища свои перчатки. Вдруг с одной могилы съехала крышка, и выскочила эта женщина. Она хотела схватить девочку за руку, но девочка побежала. Тогда эта женщина закричала:

- Ты просто так от меня не отделаешься! У тебя умрет бабушка!

Девочка пришла домой и увидела, что у нее умерла бабушка. Потом, когда хоронили бабушку, девочка опять встретила на кладбище эту женщину. Она снова ей сказала приходить на кладбище. Девочка пришла, и эта женщина с красным лицом и в красных перчатках сказала ей, что этой ночью она умрет. Девочка пришла домой, легла спать и умерла. Ее похоронили. Она лежит и вдруг видит, что она под землей. Она увидела там свою маму и бабушку и побежала к ним. А потом вдруг заметила, что у них красные лица. И у нее самой тоже было красное лицо. Потом они сами стали приходить к людям, которые покупали красные перчатки

  • Красное печенье. Автор: Эдуард Успенский.
     У одних девочек была мама, а папы не было. И к маме часто приходили гости. Они с мамой веселились всю ночь и уходили. А дети ничего этого не помнили, потому что им вечером мама давала Красное Печенье, и они все забывали. И еще у них было пианино красное.

Однажды они играли на пианино, нажали кнопочку, пианино отъехало, и открылся ход. Дети туда спустились, там был подвал со светом, и там сидели дядьки без голов, и Красное Печенье делали из их мозгов. И тогда все забывалось.  Дети позвали милицию, и она всех арестовала

  • Зелёные глаза.  Автор: Эдуард Успенский.
       В одном городе жила девочка. У нее была бабушка. Когда бабушка умирала, она сказала девочке: - Не включайте старую зеленую пластинку. Она закрыла глаза и умерла, и ее похоронили. Мама тоже говорила девочке: - Смотри, не включай зеленую пластинку. А девочке не терпелось, и она все-таки включила пластинку, когда дома никого не было. И страшный голос запел: Бегут, бегут по стенке Зеленые Глаза... Сейчас девочку задушат Да, да, да... Девочка услышала звонок в дверь и выключила пластинку. В квартиру вошла мать девочки. У матери не было одной руки. На следующий день девочка снова поставила пластинку, и ее мама вошла без двух рук. Потом мама пришла без одной ноги. А затем и без двух ног. Когда она пришла последний раз, то она сказала: - Ты меня погубила, и сама тоже погибнешь. Не ставь пластинку. Но девочка не послушала мать и снова завела пластинку. Не успела пластинка пропеть несколько слов, как раздался звонок в дверь. Девочка заглянула в глазок, но никого не увидела. Девочка все же открыла дверь, прямо перед ней стояли огромные от пола до потолка Зеленые Глаза. Они сказали: - Ты не послушала мать и погибнешь сама. И Глаза задушили девочку.

http://www.chertyaka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему" Игра - детская школа нравственности."

Консультация для молодых специалистов том,что воспитывать  доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность п...

Консультация для воспитателей по теме «Использование элементов фольклора в воспитании звуковой культуры речи в дошкольном возрасте».

Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чистоговорки и скороговорки....

Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...

Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...