"Ознакомление с малыми фольклорными формами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Конспект занятия для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Григорьевна Суходолова, воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10» с.Новопокровка Красноармейского муниципального района Приморского края

«Ознакомление с малыми фольклорными формами» в средней группе.

Задачи:

  • Познакомить с жанром загадки, умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
  • Познакомить с жанром скороговорки, его назначением; чётко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету.
  • Объяснить назначение и особенности колыбельных.

Игра: «Мы идём, идём, идём,

Громко песенки поём

И покажем мы сейчас,

Где же ручки у нас» (Ножки, глазки...)

Воспитатель показывает картинку «почтальон», кто изображён - чем он занимается. Показывает посылку.

Воспитатель: Как можно узнать, что здесь лежит?

Дети: Угадать, открыть, пощупать, достать из коробки.

Воспитатель: Ещё можно загадать загадку, о том, что лежит в посылке, т.е. спросить о чём- то, рассказать, какой это предмет, но не называть его. Воспитатель: Отгадайте загадки.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки. (Мышка.)

Дети: отгадывают.

Воспитатель: Что есть у мышки, о чём говорилось в загадке?

Дети отвечаю.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе Орешки я грызу. ( Белка.)

Дети: отгадывают.

Воспитатель: Как вы поняли, что это белка?

Дети: отвечают.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Дети: отгадывают.

Воспитатель: Что есть у зайца, о чём вы услышали в загадке?

Дети: отвечают.

Рассмотрев вместе с детьми игрушки; воспитатель обобщает, загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Физкультминутка: С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке. (Руки над головой.)

Будем их ловить руками (Хватательные движения.)

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы (Руки в стороны.)

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чистом, (Шагаем с высоко)

Поднимаем выше ноги. (С поднятыми ногами.)

Вот лисица в поле скачет

Словно лёгкий, рыжий мячик. ( Прыжки.)

Ну, а мы идём, идём

И к себе приходим в дом. (Ходьба.)

Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка», «шоссе».

Воспитатель: Чтобы правильно произносить, все звуки и слова нам нужны «чистоговорки» и « скороговорки», дети проговаривают.

Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.

Са - са - са - са - укусила в нос оса.

Шу - шу -шу - шу - я письмо тебе пишу.

Скороговорки:  «Проворонила ворона воронёнка», «хохлатые хохотушки, хохотом хохотали. Ха! - ха! - ха!»

Проговаривают скороговорки медленно, затем немного быстрее.

Воспитатель: Чистоговорки и скороговорки - помогают детям, научится правильно говорить, а что такое колыбельная? Для чего они нужны? Пели ли вам колыбельные?

Воспитатель: поёт колыбельную.

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю - бай, засыпай.

Воспитатель: Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?

Воспитатель: Давайте покачаем куклу спать, достаёт куклу из посылки. Дети качают, её напевая, колыбельные.

Баю, баю, баюшки,

Спать ложатся, заюшки,

На ромашках спят шмели,

Лягушата спать легли.

В тёмном поле у реки,

Спят ежата - колобки.

Влезла белочка в дупло,

Спать ей тихо и тепло

Баю, баюшки, баю,

Да кому же я пою,

Рыбка спать ушла на дно,

Детка спит уже давно.

Воспитатель: Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами?

Дети: загадывали и отгадывали загадки, проговаривали скороговорки и чистоговорки, пели колыбельные песни.

Воспитатель: похвалила детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Уважаемые коллеги!На протяжении многих лет я углубленно работаю над формированием у детей духовно-патриотических чувств: любви к малой родине, к кубанскому краю. Многонациональная кубанская земля имее...

"Ознакомление с малыми фольклорными формами"

Конспект занятия для средней группы...

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине  и   Отечестве,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...

Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»

1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...

Конспект открытого занятия в средней группе. Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».

Конспект открытого занятия в средней группе.Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».Остро...