Главные вкладки

    Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
    презентация занятия для интерактивной доски по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Челуснова Татьяна Петровна

    Авторские игры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.42 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста (Игровые технологии) Авторские игры Автор Т.П. Челуснова ГБОУ начальная школа - детский сад №696

    Слайд 2

    Введение Опыт моей работы показал, что большую часть знаний дети получают во время непосредственно организованной деятельности с логопедом и воспитателями. Успешное закрепление всех знаний происходит в игровой форме, поэтому я разработала игры по формированию лексико-грамматического строя речи детей, которые успешно применяю в своей работе.

    Слайд 3

    Содержание Авторские игры : « Эрудит » « Деревце расти » « Ромашка » « Вперед по стрелкам к победе » « Беги по дорожке » « Куда спрятались козлята? » « Улитка »

    Слайд 4

    Задачи: - закреплять знания детей, полученные ранее; - развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи детей, память, внимание, логическое мышление; - совершенствовать умение давать четкий ответ на конкретно поставленный вопрос; - развивать умение грамотно выражать свои мысли; - внимательно выслушивать собеседника, дополнять ответ, не перебивать, сдерживаться, не выкрикивать и обдумывать ответ; - умение отстаивать свою точку зрения; - развивать интерес к игровой деятельности.

    Слайд 5

    Игра «Эрудит» Цель: Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей, полученные ранее о временах годах и явлениях природы в разное время года, о диких животных и птицах наших лесов, деревьях и кустарниках, о Севере и т.д. Развивающие: Развивать интерес к игре, память, внимание, логическое мышление; связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать умения давать четкий ответ на конкретно поставленный вопрос. Социальные навыки: Развивать умение грамотно выражать свои мысли. Внимательно выслушивать своих собеседников и дополнять ответ, не перебивать, сдерживаться, не выкрикивать, обдумывать ответ и отстаивать свою точку зрения. Оборудование: 4 серии карточек по четыре в каждой, оцененных от 1 до 4 Ход игры: Участники (2-4 человек) или 2 команды выбирают карточку (1-1, 3-4 и т.д.). Если ответ верный, начисляются баллы, если допущена ошибка, баллы не начисляются. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов.

    Слайд 6

    . Осень 1-1 Что такое осень? 2-1 После какого времени года наступает осень? 3-1 После какого времени года наступает осень и какое время года следует за осенью? 4-1 Назовите осенние месяцы по порядку. 1-2 Что происходит с деревьями осенью? 2-2 Почему перелетные птицы улетают в теплые края осенью? 3-2 Почему медведю, барсуку и ежу необходимо осенью нагулять жир? 4-2 Почему у животных происходит осенняя линька? 1-3 Какие периоды осени можно выделить? 2-3 Назовите признаки каждого периода осени. 3-3 Какие дары приносит людям и животным осенний лес? 4-3 Чем занимаются люди в огородах, полях и садах осенью? 1-4 Почему осенью природа не расцветает, а увядает, сохнет? 2-4 Что вам нравится в осени? 3-4 Что было бы, если б вслед за летом сразу наступила зима? 4-4 Прочтите стихотворение об осени.

    Слайд 7

    Зима 1-1 Что такое зима? 2-1 За каким временем года наступает зима? 3-1 Назовите по порядку зимние месяцы. 4-1 Назовите праздники, которые люди отмечают зимой? 1-2 Какие изменения происходят зимой с растительным миром? 2-2 Как зимуют дикие звери и птицы? 3-2 Как зимуют домашние животные и птицы? 4-2 Что происходит с водоемами зимой? 1-3 Какой месяц самый снежный? 2-3 Почему говорят: «Много снега – много хлеба»? 3-3 Что такое «гололедица»? Почему она опасна? 4-3 Как люди одеваются зимой? Почему? 1-4 Какая техника помогает людям зимой? 2-4 Что изменяется в жизни людей зимой? 3-4 За что люди любят зиму? 4-4 Какие зимние игры, забавы вы знаете? Любите?

    Слайд 8

    Весна 1-1 Какое сейчас время года? 2-1 За каким временем года наступает весна? 3-1 Какое время года наступает за весной? 4-1 Назови весенние месяцы. 1-2 Что происходит весной в природе с растениями? 2-2 Что происходит весной в природе с животными? 3-2 Что происходит весной в природе с птицами? 4-2 Что происходит весной в природе? Как одеваются люди? 1-3 Почему весной вся природа оживает? 2-3 Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называются… 3-3 Почему у животных весной начинается линька? (смена цвета шерсти) 4-3 Какие цветы растут ранней весной? 1-4 В белой шапочке стоит дед, Если дунешь – шапки нет. (одуванчик) 2-4 Под сугробом он растет, Снеговую воду пьет. (подснежник) 3-4 Он и мачеха, и мать, Как цветочек этот звать? (мать-и-мачеха) 4-4 Где цветок, там и медок. (объясни)

    Слайд 9

    Дикие звери 1-1 Какие звери называются дикими? 2-1 Назовите хищных зверей наших лесов. 3-1 Назовите травоядных зверей наших лесов. 4-1 Назовите диких животных, которые похожи на домашних. 1-2 Какие животные строят себе жилище? 2-2 Как дикие животные защищаются от врагов? (конкретно) 3-2 Когда рождаются детеныши у большинства животных средней полосы? (конкретно у какого) 4-2 Почему возникла необходимость охранять диких животных? 1-3 Чем питается зимой белочка? 2-3 Почему медведь зимой сосет лапы по очереди? 3-3 Почему медведь зимой ложится в спячку? 4-3 Когда медведь просыпается после зимней спячки? Почему? 1-4 Загадайте загадку про зайца. 2-4 Загадайте загадку про медведя. 3-4 Загадайте загадку про белку. 4-4 Загадайте загадку про волка.

    Слайд 10

    Перелетные птицы 1-1 Какие птицы прилетают к нам весной первыми? 2-1 Где находят грачи корм ранней весной? 3-1 Как называют места, где большое скопление гнезд грачей? 4-1 На каких птиц очень похожи грачи? 1-2 Какие виды птиц прилетают последними? 2-2 Каких птиц называют перелетными? 3-2 Что заставляет птиц делать осенне-весенние перелеты? 4-2 Какие птицы улетают первыми? 1-3 Назовите водоплавающих птиц. 2-3 У какой птицы дом на шесте? 3-3 Какие птицы строят гнезда ближе к воде и почему? 4-3 Какая птица подбрасывает яйца в чужое гнездо? 1-4 Чем отличаются птицы водоплавающие от тех, которые живут в лесу? 2-4 Чем отличаются птицы водоплавающие от болотных? 3-4 Чем отличается лебедь от утки? 4-4 Чем отличается жаворонок от грача?

    Слайд 11

    1-1 Чем дерево отличается от кустарника? 2-1 Какие деревья вы знаете? 3-1 Чем деревья отличаются от кустарников? Чем похожи? 4-1 Какие кустарники вы знаете? 1-2 Какие деревья растут у нас на участке? 2-2 На какие виды можно разделить деревья по особенностям листьев? 3-2 Для чего дереву нужны корни? 4-2 Почему лиственным деревьям необходимо сбросить листву на зиму? 1-3 Какие деревья называются вечнозелеными? Почему? 2-3 Какие деревья называются медоносами? 3-3 Зачем семенам многих деревьев нужны крылышки? 4-3 Как можно узнать сколько лет дереву? 1-4 Почему леса надо охранять? 2-4 Что было бы, если из городов убрать все деревья? 3-4 Люди каких профессий заботятся о лесе и зеленых насаждениях? 4-4 Какие деревья часто сажают в городе? Деревья и кустарники

    Слайд 12

    Север 1-1 Назовите животных Севера. 2-1 Назовите зверя, который живет во льдах. Где? 3-1 Назовите зверя, который добывает корм копытами? 4-1 На чем ездят люди по тундре? 1-2 Чем питаются белые медведи? 2-2 Чем питаются олени? 3-2 Почему белые медведи не живут в лесу? 4-2 Охарактеризуйте погоду на Севере в долгую полярную ночь. 1-3 Чем занимаются жители Севера? 2-3 Какие деревья растут на Севере и почему? 3-3 Как называют людей, которые занимаются разведением оленей? 4-3 Как называют сани, в которые запрягают оленей и собак? 1-4 Как называют обувь, сшитую из оленьих шкур? 2-4 Как называют жилье человека, сделанное из оленьих шкур? 3-4 Какую одежду носят жители Севера? (верхняя одежда) 4-4 Почему оленеводы не строят себе дома из кирпича, дерева в тундре?

    Слайд 13

    Природные явления 1-1 Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (листопад) 2-1 Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (дождь) 3-1 При повышении температуры воздуха до 0º и выше, снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется… (оттепель) 4-1 Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это? (снежинки) 1-2 Большие кучи снега, оставшиеся после метели. Что это? (сугроб) 2-2 Сильная метель со снегом и ветром называется снежная… (буря) 3-2 Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называют… (проталины) 4-2 Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко. Что это? (гололед) 1-3 На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепло одолеет, капельки начнут падать. Капли звонко капают. Это явление называют… (капель) 2-3 Покров влажного или замерзшего снега на ветвях, стволах деревьев и т.д. Что это? (наледь) 3-3 Осенью, все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий непод-вижный лед – забереги. О начале какого периода в жизни реки говорит появление заберегов? (ледостав) 4-3 Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (туман) 1-4 Сильный дождь с молнией и громом, а иногда и градом. Что это? (гроза) 2-4 Если ночью намного холоднее, чем днем, водяной пар, соприкасаюсь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (роса) 3-4 Сильный дождь с крупными каплями. Что это? (ливень) 4-4 Яркая вспышка электрического света прочертила ломаную линию по небу. Что это? (молния)

    Слайд 14

    Игра «Деревце расти» Цель: Расширение словарного запаса. Оборудование: силуэт дерева, листочки вырезанные из картона. Задание: придумать родственное слово от существительного на каждое правильное слово прикрепить листочек к дереву. Ход игры: Слова, как листья на дереве. Надо знать как растет дерево, чтобы появился на дереве листочек надо назвать слово-родственник к заданному слову. Дети называют слова- родственники к словам: зима, лед, снежинка, холод, облако, мороз, вода и т.д. Например, лед – ледник – ледовый – подледный – ледяной – ледышка – ледышка – заледеневший – ледокол – ледоруб – гололед. Называя каждое слово, ребенок берет на липучке листочек и приклеивает его к дереву. Выигрывает тот, у кого на дереве больше листочков.

    Слайд 15

    Игра «Ромашка» Цель: Формировать навык правильно образовывать глаголы с помощью приставок и использовать их в речи. Понимать их значение и составлять с этими глаголами предложения. Оборудование: Таблички «рисовать», «работать», «плыть», «учить» и т.д. Таблички с приставками «над-», «пере-», «раз-», «вы-», «на-», «до-», «от-», «при-». Задание: Образовать новые слова-родственники от данного слова при помощи приставок. Например, работать – переработать – разработать – доработать – отработать – наработать – подработать. Ход игры: Ребенок подбирает к данному слову, обозначающему действие, подходящие приставки и подставляет их вокруг данного слова в виде ромашки. Читает слова. Составляет предложение. Называет общую часть у всех полученных слов.

    Слайд 16

    Игра «Вперед по стрелкам к победе» Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (согласование имен существительных с местоимениями). Оборудование: Таблички со словами: он, она, оно, они. Картинки с изображением имен существительных, стрелки, карточка с надписью «Победа». Задание: Выложить картинки вокруг соответствующих табличек он, оно, она, они. После выполнения задания поставить стрелку к табличке «Победа». Ход игры: На полу или на столах разложены таблички со словами: он, она, оно, они. Детям раздаются картинки с изображением предметов – имена существительное. По команде ведущего «Вперед по стрелке, к победе!» - дети выкладывают слова-картинки соответственно вокруг табличек: он, оно, она, они, мысленно соотнося свои картинки с табличками. Чья команда быстрее справится (выложит все картинки) ставится стрелка к карточке в центре с надписью «Победа». Карточки: пуговица, рыба, радуга, болт, молот, кегли, коньки, бублики, пальто, зеркало, пылесос.

    Слайд 17

    Игра «Беги по дорожке» Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные, отвечая на вопросы: Чей?, Чья?, Чье?, Чьи?; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Описание работы: воспитатель просит ребенка глазами или при затруднении пальчиком бежать по дорожке, начиная сверху. Например: дорожка ведет от белочки к фартучку. Воспитатель просит отвечать ребенка чей фартучек – беличий фартучек. Аналогично с остальными картинками. 1 этап – ребенок допускает ошибки, требует помощи воспитателя. 2 этап – ребенок выполняет задания воспитателя, допуская грамматические ошибки, но сам их исправляет или при помощи воспитателя. 3 этап – ребенок выполняет все задания воспитателя, самостоятелен и инициативен.

    Слайд 18

    Игра «Куда спрятались козлята» Цель: 1. Расширение словарного запаса. 2. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов: в, на, по, с, под, над). 3. Согласование числительных и существительных. 4. Упражнять в составлении предложений, отвечая на вопрос воспитателя. 5. Развивать зрительное внимание. Оборудование: Игровое поле. Задания: 1. Помочь маме козе найти козлят. 2. Составить предложения о каждом из козлят, используя предлоги и согласовывая существительные с числительными. Например: Первый козленок спрятался в кустах. И т.д.

    Слайд 19

    Игра «Улитка» Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже). Упражнять детей в составлении предложений с данным словом. Развитие зрительного внимания. Оборудование: игровое поле, фишки, кубик с разным количеством точек на гранях. Ход игры: Вариант 1. Играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до флажка. Вариант 2. Играющий с помощью кубика попадает на соответствующую клеточку, называет предмет и подбирает к нему одно или несколько определений. Вариант 3. Играющий бросает кубик и, попав на нужную клеточку, составляет предложение с данным словом. Затем ребенок продвигается вперед на столько клеточек, сколько слов в его предложении. Если предложение будет составлено неверно, он остается на месте. Если ребенок не сможет составить предложение, он возвращается на прежнюю позицию.

    Слайд 20

    ММ Мы играем


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дети любят различные игры по развитию речи поэтому мы их стараемся применять в своей работе....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Занятие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, является интегрированное по типу, обобщающим по теме "Птицы". Грамматические категории, отрабатываемые  ...

    Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

    В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей....