Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
    план-конспект занятия по логопедии на тему

    Шаталова Любовь Васильевна

          Занятие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, является интегрированное по типу, обобщающим по теме "Птицы". Грамматические категории, отрабатываемые  на занятии включают в себя работу над  словоизменениями с предлогами и без,  формированием словообразовательных навыков различными способами. Лексический материал содержит обширный предметный и глагольный словарь, а также  словарь признаков. А также включены этапы работы над сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon logopedicheskoe_zanyatie_ptitsy.zip20.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Берёзка» г. Реутов Московской области

    КОНСПЕКТ

     НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

    «ПТИЦЫ»

     

    Составила:

    учитель-логопед

    Шаталова Любовь Васильевна

    г. Реутов

    2016 г.

     Программное содержание

    Образовательные задачи.

    1.Актуализировать словарь детей:

    предметный словарь – скворец, грач, соловей, ласточка, кукушка, иволга, жаворонок, цапля, аист, журавль, гусь, утка, лебедь, индюк, петух, селезень, курица, гусак, гусыня, индюшка, индюшата, гусята, цыплята, гусята, утята; Израиль, Индия, Африка; глобус, карта;

     словарь признаков – качественные прилагательные: тонкий, слабый, крепкий, длинный, короткий, загнутый, красивый, голосистый; относительные прилагательные – перелетные, пролетные, зимующие, лесные, болотные, водоплавающие, зерноядные, травоядные, растительноядные, рыбоядные, всеядные, насекомоядные, домашние, дикие, хищные; притяжательные – орлиный, журавлиный, утиный, ласточкин, клестовый, пеликаний;

     глагольный словарь – улетают, зимуют, пролетают, приносят (пользу), пронзают, ловят, переворачивают, защищаются, чистят, клюют, питаются, кормят, пьют.

    2. Ввести в словарь новые слова: «орнитолог», «архиоптерикс»

    3. Развитие речемыслительной деятельности.

    4. Закрепить навыки словообразования: суффиксальным способом (утята, гусята, индюшата, ласточкин, клестовый, журавлиный); префиксальным (перекрещивающийся, перекрестный, загнут, прилетают, улетают, пролетают), путем словосложения (красногрудый, водоплавающий, зерноядный, травоядный, рыбоядный, растительноядный, разноцветный).

    5. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи (между сезонными изменениями в природе и поведением птиц; между строением клюва и питанием; между весом птицы и умением летать)

    Развивающие задачи:

    1. Развивать абстрактное мышление (на слух определять допущенные ошибки, устанавливая несоответствие истине)

    2. Развивать праксис рук и мелкую моторику

    3. Развивать монологическую речь, умение составлять рассказ по схеме

    4. Закреплять умение давать правильный ответ, пользуясь сложносочиненным предложением с противительным союзом «а», сложноподчиненным предложением с союзами «потому что», «для того, чтобы»

    5. Развивать умения ориентироваться на плоскости листа в пределах таблицы

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать бережное отношение к птицам, желание оказывать им посильную помощь

    Оборудование: интерактивная доска, наглядные модели в виде схем, знаков; таблицы и картинки с изображением птиц и их клювов; глобус, физическая карта восточного полушария мира; модель птичьей лапки; «медали» для награждения детей; кормушки; диск с аудиозаписью «Танец журавлей», пластилин.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

    Тип : интегрированное, обобщающее по теме «Птицы»

    Форма организации: групповая

    Предварительная работа: беседы «Домашние птицы и их детеныши», «Дикие птицы и их детеныши», заучивание стихов о птицах, знакомство с глобусом, физической картой мира, разучивание танца, работа с родителями (изготовление кормушек).

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    I. Вводная часть. Организация

            Логопед: - Что вы видите перед собой на экране? (на интерактивной доске) (лес). Чего много в лесу? (деревьев). Да, здесь много красивых, высоких, ветвистых деревьев, разных кустарников, осенний ковер на земле. Но лес на экране кажется пустынным. Здесь нет животных, а кого еще не хватает? (птиц). А лес без птиц – не настоящий лес! Что может случиться с лесом без птиц?

    Дети: - Он погибнет

    Логопед: - Почему?

    Дети: - Птицы приносят пользу лесу. Они уничтожают насекомых – вредителей.

    Логопед: - А кто для нас птицы? (друзья и наши меньшие братья). Сегодня мы поговорим о всех птицах на планете Земля.

    II. Основная часть.

    Беседа о птицах

     1.Птицы, занесенные в Красную книгу.

          Логопед: - Птицы живут не только в лесу. Покажите на глобусе, где живут птицы

    Дети: - Птицы живут везде: на севере, на юге, в горах, на болотах, на берегу морей и океанов, на островах, в лесу, в тайге, рядом с человеком.

    Логопед: - Но есть такие птицы, которые занесены в Красную книгу. Что вы знаете о Красной книге? (В нее вписываются редкие и исчезающие животные, птицы, рыбы и растения. На этих птиц запрещено охотиться, люди наблюдают за ними, подкармливают, пытаются выращивать в неволе, а потом отпускают на свободу, таким образом, пытаются увеличить их количество) Дети, кого из птиц вы знаете, которые занесены в Красную книгу? (розовый пеликан, фламинго, белая чайка, гагара, буревестник).

    2. Строение птицы

    - Чем птица отличается от всех других живых существ? Что у нее есть? (крылья) Чем покрыто тело птицы? (перьями, пухом)

    - Что еще есть у птицы? (голова, туловище, хвост, ноги, лапки, клюв). Раньше, много веков назад, птиц не было, были только ящеры. Вот предок птиц, древняя птица архиоптерикс. На крыльях архиоптерикса почти не было оперения, поэтому он плохо летал, а хвост у него мощный, тяжелый, похож на хвост ящера. Клюв с зубами, значит, кем он был? (хищником)

    3. Домашние – дикие птицы, их сходство и различие. Образование притяжательных прилагательных.

          Логопед: - Зато сейчас птиц много. На какие две группы они делятся? (домашние и дикие) Чем они отличаются? (домашние живут рядом с человеком, а дикие на воле). А по внешнему виду чем отличаются? (домашние тяжелее, они плохо летают, а дикие легче, поэтому летают хорошо)

    - Поиграем в игру «Птичья семья» Нужно назвать папу, маму и детенышей домашних птиц.

    -курица, петух, цыплята; утка, селезень, утята; гусыня, гусак, гусята; индюшка, индюк, индюшата

    - Чья это семья? (куриная, утиная, гусиная, индюшиная)

    - Отгадайте загадку:

    Не артист, а голосист

    Не ездок, а со шпорами

    (петух)

    - Расскажите, какой петух по внешнему виду? (большой, красивый, разноцветный, яркий), а по характеру? (драчливый, задиристый, заботливый, смелый, голосистый). Чем питается петух? (зерном, травой) Значит он какой? (зерноядный, травоядный) А как еще можно сказать? (растительноядный)

    - Все птицы приносят пользу: дикие поедают насекомых-вредителей, а домашние для чего нужны? (несут яйца, дают мясо, перо)

    -Кто из домашних умеет плавать? (утка, гусь) Значит, они какие? (водоплавающие)

    - А каких водоплавающих диких птиц вы знаете? (дикие утки, дикие гуси, лебеди). Благодаря чему они плавают? (на лапках перепонки, как на ластах, поэтому они хорошо плавают). Они остаются зимовать? Значит, они какие? (перелетные)

    - Как называются перелетные птицы, которые живут на болоте? (болотные) Назовите их (цапля, аист, журавль)

    - Назовите лесных перелетных птиц (скворец, грач, кукушка, соловей, ласточка, иволга)

    - Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие) Кого из них вы знаете? (дятел, свиристель, ворона, синица, сорока, сова)

    - А кто прилетает зимовать к нам с севера? (щегол, снегирь). Как их называют? (пролетными) С далекого севера летят к нам птицы зимовать, а местные птицы, которые живут летом с нами рядом, улетают куда? (в теплые края) Куда именно? (в Африку, Индию, Израиль)

    4. Работа с раздаточным материалом. Развитие речемыслительной деятельности. Дидактическая игра «Где находится птица?»

    (У детей таблицы, в которых нарисованы птицы)

    - Что это? (ряды), А это? (столбики) Вам нужно будет ответить на вопрос, найти птицу в таблице, рассказать, где она находится.

    Блиц-опрос

    - Какая северная птица не умеет летать (пингвин, он находится в третьем ряду, во втором столбике)

    - Кто стоит на одной ноге и воду глядит? (цапля, она в первом ряду, в четвертом столбике)

    - Какая птица строит гнездо из мусора и глины? (ласточка, она в пятом ряду, в первом столбике) Чем она скрепляет веточки и мусор, чтобы гнездо было крепким? (своей слюной).

    - Какая из птиц не высиживает своих птенцов, а подбрасывает их в чужие гнезда?  (кукушка, в первом ряду, в первом столбике)

    - Кто из птиц самая тяжелая? (дрофа, он в третьем ряду, в третьем столбике)

    - Какую птицу называют лесным доктором? (дятла, он находится…)

    - Какая птичка меньше стрекозы? (колибри, она ….) А чем она питается? (нектаром цветов)

    - У какой птицы есть мешок под клювом для ловли рыбы? (у пеликана, он в ….)

    - Какая из водоплавающих птиц не умеет нырять? (лебедь, он в …_

    - Какой птице и за что поставили памятник в Америке? (чайке, она спасла моряков от гибели, она в …)

    - Какая птица не умеет летать, зато быстро бегает, даже может догнать автобус? (страус, он в …)

    5. Предикативный словарь, словарь признаков, образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

    (Дидактическая игры «Кто чем питается?», «Какой клюв?», «Чей клюв?»)

    (У детей карточки с изображением клювов и двумя стрелками, длинной и короткой)

    - Для чего птицам клювы? (птицы ловят клювом насекомых, защищаются им, переворачивают яйца, чистят перья, пьют, кормят птенцов, клюют зерно, траву, т.е. питаются с помощью клюва)

    Относительные прилагательные

    - Питаются птицы по-разному, в зависимости от того, где живут. Ласточка живет в лесу, на берегу реки, чем она питается? (насекомыми) Значит, она какая? (насекомоядная)

    - Орлы живут в горах, где мало растительности. Чем питается орел? (мясом). Значит, он какой? (хищные)

    - Жаворонок живет в поле. Чем он питается? (зерном) Он какой? (зерноядный)

    -Пеликан живет на южном море, где много рыбы. Чем он питается? Он какой? (рыбоядный)

    - Клест живет в еловом лесу. Чем он питается? (семечками шишек). Шишки – плоды ели, растения, значит, он какой? (растительноядный)

    - Ворона живет везде, ест все, она какая? (всеядная)

    Б) Качественные прилагательные, притяжательные прилагательные

    - По строению клюва можно определить, что ест птица? У хищников какой клюв? (острый, верхняя часть клюва загнута вниз) Найдите клюв хищника и покажите его короткой стрелкой.

    - Какой клюв у болотных птиц? (длинный и крепкий) Покажите клюв болотной птицы длинной стрелкой Чей это клюв? (журавлиный)

    - У кого клюв широкий и с дырочками? (у водоплавающих) Покажите клюв водоплавающих короткой стрелкой, чей это клюв? (утиный)

    - У какой птицы клюв похож на сумку? (у пеликана) Покажите клюв пеликана длинной стрелкой Чей это клюв? (пеликаний)

    - Покажите короткой стрелкой  клюв рыбоядной птицы, а длинной клюв хищной птицы и расскажите, что вы сделали? (я короткой стрелкой показал пеликаний клюв, а длинной – орлиный)

    - Найдите клюв той птицы, которая питается насекомыми. Какой у них клюв? (тонкий, слабый). Чей это клюв? (ласточкин). А какой клюв у той птицы, которая питается орехами, семечками шишек? (перекрещивающийся или перекрестный) Чей это клюв? (клестовый) Покажите длинной стрелкой клюв насекомоядной птицы, а короткой стрелкой клюв растительноядной и расскажите, что вы сделали?

    6. Физкультминутка

    - Совсем недавно от нас улетели журавли, давайте исполним прощальный журавлиный танец.                                            (дети исполняют «Танец журавлей»)

    7. Развитие абстрактного мышления

          -Нам Незнайка прислал письмо. Он хочет стать ученым, который изучает птиц.  Ученый, который изучает и наблюдает птиц, называется орнитологом. В этом письме Незнайкины заметки, в которых он описывает поведение птиц, их повадки. В этих заметках много ошибок, вы их должны обнаружить и исправить. Незнайка пишет: «Птицы уничтожают больше всего насекомых перед отлетом в теплые края» Правильно? Когда больше всего птицы уничтожают насекомых? (когда появляются птенцы)

    - «Ласточки улетают последними и прилетают с юга первыми». Это так? (нет, ласточки прилетают последними потому, что они питаются только насекомыми, а насекомые появляются поздней весной, а улетают первыми, потому, что насекомых становится меньше)

    - «У орла всегда большое потомство, поэтому чтобы прокормить его, ему приходится питаться семечками шишек, травой, рыбой, мясом». (у орла рождается всего два птенца, из них выживает всегда только один, наиболее сильный. Орел не питается растительной пищей, питается  только мясом, потому, что он хищник)

    - «Птицы никогда не возвращаются в свой дом, а все время прилетают в разные места». Правильно Незнайка заметил? (нет, птицы всегда возвращаются в родные места)  

     8. Развитие ручного праксиса и мелкой моторики

    (У детей модель птичьей лапки с подвижными пальчиками)

    - Дети, что это такое? (птичья ножка)

    - Чем птицы оставляют свои следы? (лапками)

    - Это птичья нога, а вот эта часть ноги, на которой находятся пальчики, называется лапкой.

    - Сколько пальчиков у птицы на лапке? (четыре пальчика)

    - Расположите все пальчики следующим образом: три спереди, один сзади

    - У всех птиц так расположены пальчики? (у кукушки и дятла по-другому: два спереди, два сзади) Смоделируйте и покажите лапку кукушки и дятла.

    - У кого из птиц всего два пальца? (у страуса) Исправьте положение пальчиков

    - Какие пальцы у клеста? (скрюченные) Объясните почему? (он очень хорошо лазит по деревьям вниз головой и крепко цепляется скрюченными пальцами за ствол деревьев) Расположите пальчики как у клеста.

    - А у кого самые длинные пальцы? (у болотных, они у них растопырены, чтобы не провалиться в трясину) Смоделируйте лапку болотной птицы

    - У водоплавающих легко посчитать пальчики? (нет) Почему? (Потому, что у них на лапках перепонки)  С помощью пластилина сделайте лапку водоплавающей птицы.

    9. Развитие связной речи. Рассказ о птице на основе наглядного моделирования

         - У каждого из вас на столе картинка с птицей. Послушайте задание: нужно рассказать о птице по этой схеме (выставляет схему рассказа)

    1. Кто это?

    2. Эта птица домашняя или дикая?

     3.Она зимующая, перелетная или пролетная?

    4. Чем питается? Значит, она какая?

    5. Как зовут детенышей?

    6. Чей клюв у этой птицы?

    7. Что интересного мы знаем об этой птице?

     Затем вы должны на карту поселить птицу по месту обитания – птица живет на севере (показывает север), на юге, в горах, на болоте, рядом с домом, в лесу.

    (Дети выходят и составляют рассказ по схеме о птицах и размещают их по зонам обитания)

    III.Заключительная часть.  Итог занятия

     Вы много знаете о птицах, поэтому я хочу вам вручить медали юных орнитологов (вручает медали). Эти медали вы заслужили.

          Мы должны беречь, охранять птиц, помогать пережить им суровую зиму. Как вы позаботились о птицах? (с родителями сделали для них кормушки) Когда мы с вами сегодня выйдем на прогулку, каждый из вас повесит свою кормушку на каждое дерево на участке. Птицы   будут очень рады кормушкам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста"

    Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующего сада...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

    Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

    В плане содержится работа логопеда на год с детьми имеющими тяжелые нарушения речи....

    Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у Лета»

    Целью непрерывной образовательной деятельности является формирование лексико-грамматических категорий, активизация словарядетей по теме "Лето"....

    Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие

    При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...