Артикуляционная гимнастика в мнемотаблицах
картотека по развитию речи по теме

Лузянина Ольга Леонидовна

Мнемотаблицы  с  артикуляционными  упражнениями используются для тренировки органов артикуляции.  Пособие  рекомендуется воспитателям, логопедам  и  родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_v_mnemotablitsakh.docx807.17 КБ

Предварительный просмотр:

           

                         

        

           «Бегемотик»

 

              «Улыбочка»

           

             

 

                  «Хоботок»

                 «Пятачок»

           

                 

                «Кролик»

 

 «Рыбки            

        разговаривают»

 

«Недовольная                    

                         лошадка»

       

                 «Хомячок»

           

   

             

                   «Заборчик»

                                    

«Блинчик»

             «Расчёска»        

               

«Киска сердится»

           

                 

                «Качели»

           

                «Горка»

              

               «Часики»

       

         «Чистим зубки»

           

   

             

                  «Заборчик»

 

«Блинчик»

           

                «Месим тесто»

             

         «Чистим зубки»

           

                 

               «Качели»

           

 

   «Вкусное варенье»

              

       

             «Чашечка»

         

              «Грибочки»

           

   

               «Качели»

 

              «Грибочки»

           

             

 

                «Гармошка»

                 «Маляр»

           

                 

                «Дятел»

           

                «Лошадка

              

«Заведи мотор»

               «Комарик»

           

   

              «Месим тесто»

 

             «Качели»

           

             

 

                       «Парус»

                 «Маляр»

           

                 

              «Лошадка»

           

«Барабанщик»

              

              «Индюк»

«Заведи мотор»

1."Заборчик"

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Зубы  ровно мы смыкаем                     А сейчас раздвинем губки,

И заборчик получаем.                          Посчитаем наши зубки.

2. «Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до      5-10.                          

Испекли блинов немножко,                Есть их будем со сметаной,

Остудили на окошке,                         Пригласим к обеду маму.

3. «Расческа»

Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.                                   

С волосами я дружу,                          Благодарна мне прическа.

Их в порядок привожу.                      А зовут меня… (расческа)

 4.«Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.                                   

Выгляни в окошко,                        Зашипела, прыгнула.

Там увидишь кошку.                    Рассердилась киска –

Кошка спинку выгнула,               Не подходите близко!

5.«Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за  нижние зубы (с внутренней стороны)  и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с  внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка  5-6 раз «качаем язычок» .

На качелях я качаюсь: 

Вверх-вниз, вверх-вниз. 

6. «Горка»

Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.              

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго: 

Кончик в зубы упирается, 

Бока кверху поднимаются.

Высоко я поднимаюсь, 

Опускаюсь снова вниз.

7. «Часики»

Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать  10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.                         

Тик-так, тик-так — 

Ходят часики вот так. 

День и ночь они не спят, 

Всё стучат, стучат, стучат.

8. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить»  нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен.                             

Чищу зубы,Чищу зубы       

 И снаружи,       И внутри.        

Не болели,    Не темнели,  

 Не желтели чтоб они.

1."Заборчик")

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

2. «Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до      5-10.                          

Испекли блинов немножко,                Есть их будем со сметаной,

Остудили на окошке,                         Пригласим к обеду маму.

3. «Месим тесто»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед  – назад.                                                                            Тесто мнем, мнем, мнем, 

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

4.«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка  двигается у верхних альвеол.                                 

Чищу зубы,

Чищу зубы       

 И снаружи,       

И внутри.        

Не болели,    

Не темнели,  

 Не желтели чтоб они.

5. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за  нижние зубы (с внутренней стороны)  и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с  внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка  5-6 раз «качаем язычок» .

На качелях я качаюсь: 

Вверх-вниз, вверх-вниз. 

6. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения  направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».              

Ох и вкусное варенье! 

Жаль, осталось на губе. 

Язычок я подниму

И остатки оближу.

7.  «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.                                     

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

8. «Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если  так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».                             

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

1. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за  нижние зубы (с внутренней стороны)  и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с  внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка  5-6 раз «качаем язычок» .

На качелях я качаюсь: 

Вверх-вниз, вверх-вниз. 

2.  «Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если  так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».                             

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой

3.  «Гармошка»

Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).                                 

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

4. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.                           

Мы работаем с утра, 

Красить потолок пора, 

Челюсть ниже опусти, 

Язык к нёбу подними. 

Поводи вперёд-назад — 

Наш маляр работе рад.

5. «Дятел»                                                                                                                                            Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,                                                                                          Клювом по нему стучит.                                                                                Стук да стук, стук да стук

Раздаётся громкий звук.

6. «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.                  

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

7. «Заведи мотор»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.                             

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит,

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

8.  «Комарик»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.                              

Прилетает по ночам,

Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.


  1. «Месим тесто»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед  – назад.                                                                            Тесто мнем, мнем, мнем, 

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

  1. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за  нижние зубы (с внутренней стороны)  и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с  внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка  5-6 раз «качаем язычок» .

На качелях я качаюсь: 

Вверх-вниз, вверх-вниз. 

  1.  «Парус»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза                         Лодка под парусом

По реке плывет,

На прогулку лодочка

Малышей везет.

  1.  «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая  небо.                           

Мы работаем с утра, 

Красить потолок пора, 

Челюсть ниже опусти, 

Язык к нёбу подними. 

Поводи вперёд-назад — 

Наш маляр работе рад.

  1. «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.                  

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

  1. «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.  Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий  Р.                      

Барабанщик очень занят, 

Барабанщик барабанит,

Д-д, д-д-д!

  1.  «Индюк» («болтушка»)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»                                   

Я – индюк «балды-балда»

Разбегайся кто куда.

  1. «Заведи мотор»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.                             

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит,

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

  1. «Бегемотик»

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.                                    

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик

  1. «Улыбочка»                                                           Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:                                                                              Тянем губы прямо к ушкам.                                                                                  Вы сейчас тяните губки –                                                                                        Я увижу ваши зубки.

  1. «Трубочка» («хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.                               

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

  1.  «Пятачок»                                                                             Вытянутые  трубочкой  губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. Повторить 3-4 раза.                                                                                                               Если очень захотеть,                                                                                        Можно пятачком  вертеть.
  2. «Кролик»

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

  1. «Рыбки разговаривают»                                                                         Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
    а)  Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки

нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
б) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот.

Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 
7.   «Недовольная лошадка».
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 

8 .  «Хомячок»

Рот  закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

Хомячок надует щечки, 

У него зерно в мешочках.
9. «Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

Обезьянка строит рожи.

На кого она похожа?

10. «Бульдог»

Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами.  Губы сближены. Удерживать 5 секунд.                          

Идёт бульдог, идёт бульдог,

Звенит медалями бульдог.

Блестят его медали.

За что их только дали...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...