Сборник словесных игр для детей с нарушениями речи (1 часть - старшая группа, 2 часть - подготовительная группа)
методическая разработка по развитию речи на тему

Азанова Татьяна Викторовна

Описанные в сборниках речевые игры могут проводится с детьми как в детском саду, так и дома под руководством родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_igry_1.doc49 КБ
Microsoft Office document icon slovesnye_igry_2.doc1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры

Сборник №1

(старший дошкольный возраст)

1. «Подбор прилагательных»

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2-3 образов.

Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

2. «Что бывает?»

(подбор существительных к прилагательному)

 Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д.

Предложите детям назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

3. «Узнавание»

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

4. «Цепочка слов»

Суть игры заключается в подборе слов, существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово —  «кошка».

- Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная...

- Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, платье...

- Каким еще может быть платье? И т. д.

5. «Кто что делает»

Для игры необходим набор предметных картинок

(картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.)

Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку.

Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»

6. «Кто что делает - 2»

Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит:   «Машина».  Ребенок отвечает:   «Едет.  Художник».  Следующий игрок:  «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову придумывают несколько глаголов.

Например, «ветер» - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

 7. «Подбор объектов к действию»

 

Ребятам предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия.

Например:

«Кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль;

«Греет?» — солнце, печь, грелка;

«Летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

8. «Пропущенные слова»

Ведущий произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово.

Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала ...»; «Кошка поймала в саду ...»; «Шерсть у кошки ..., коготки ...»; «Дождик прошел, и из-за туч показалось ...»; «Дворник взял метлу, он будет ...»? «Пришел почтальон, он принес ...».

В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.

9. «Распространение предложений»

 

Детям предлагают закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы.

Например: «Дети идут ... (куда? зачем?)», «Садовник поливает ... (что? где? когда? зачем?) и т. п.

В дальнейшем распространение осуществляется детьми самостоятельно, без помощи ориентирующих вопросов.

10. «Добавление придаточных предложений»

Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Например, взрослый говорит: «Сегодня надо затопить печь, потому что ...»; «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что ...»; «Мама сказала дочке, что ...»;  «Мы завтра пойдем в лес, если ...».

11. «Иносказание»

Игроки загадывают слово, к которому можно подобрать несколько синонимов. Каждый игрок предлагает водящему свой вариант предложения, в котором вместо задуманного слова используется его синоним. По этим предложениям нужно догадаться, какое слово загадано. Например, задумано слово «холодный». Варианты предложений, придуманных детьми, могут быть такими: «Сегодня прохладный день»; «В стакане ледяной сок» и т. п. Если водящий затрудняется назвать исходное слово, оно либо называется, и совместно обсуждаются причины, приведшие к неудаче, либо слово меняется и загадывается другое.

12. «Пропавшее слово»

Играют так: взрослый говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово, но обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами (та-та-та, ля-ля-ля), а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и «возвращают» его на место.

Игру можно бесконечно варьировать и усложнять, пропуская не только слова, обозначающие предметы, их действия или качества, но и целые словосочетания, придаточные предложения. Инициатива придумывания должна постепенно переходить к детям.

   13. «Диафильм»

Содержание игры состоит в следующем: называется какая-либо ситуация, а ребенок пытается вычленить последовательность действий, из которых она состоит. Например, ситуация «мальчик удит рыбу» — приготовил удилище, леску, крючок, поплавок; накопал червей; пришел на берег; надел червяка на крючок т. д.

Дети могут не только называть последовательность действий, но и передавать их с помощью движений, пантомимики. Ситуации: жарим яичницу, варим борщ, гуляем с собакой, садим лук, смотрим телевизор.

14. «Что в чем»

Детям показывают предметы (картинки) по одному и спрашивают, что есть у каждого предмета (то есть из чего он состоит). Например, что есть у стула (ножки, сиденье, спинка), у телевизора (экран, кнопки, корпус), у собаки (лапы, хвост, голова).

В дальнейшем правила игры усложняются, и она постепенно начинает использоваться только в словесном варианте. Для упорядочения ответов играющих можно воспользоваться мячом: ребенку бросают мяч и говорят слово, например «дом», а он должен быстро назвать любую часть этого объекта, например «крыша», «труба», «окно» или «дверь».

15. «Что от чего»

Детям предлагаются пары слов (например, дом — крыша; лес — магазин; ложка — вилка; хлеб — крошка; шуба — шапка; лиса — нора; роза — шипы; дерево — земля и т. п.), а они устанавливают между ними связь — является ли один из названных объектов частью другого, или нет?

Интересно проходит эта игра, если ребята делятся на пары и придумывают название какого-либо предмета. Если в образовавшейся паре один из объектов будет «независимым», то есть не являющимся частью предмета, придуманного партнером, то дети имеют возможность разбить свою пару и образовать новую, присоединившись к тому ребенку, название предмета которого будет для него зависимым, значимым. Когда взаимосвязь найдена, дети могут взяться за руки — это и будет сигналом к завершению задания.

15. «Угадай-ка»

В качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры и диаметра), зерна или сухие плоды растений, ниточки (длиной 2— 5 см), мелкие камешки.

Организация игры: 10—12 предметов из исходного игрового набора (однородные или в различной вариативности) кучкой бросают с небольшой высоты на стол или лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» (идентифицировать) и назвать получившееся изображение.

16. «Кем (чем) был? Кем (чем) будет?»

Детям предъявляются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например: семечко — подсолнух; котенок — кошка; мальчик — мужчина.

В дальнейшем правила игры постепенно усложняются, и дети с помощью картинок (а потом и словесно) отражают изменения (прошлое, настоящее, будущее), происходящие с тем или иным предметом, объектом в течении некоторого периода времени.

Например: весна — лето — осень — зима; семечко — росток — саженец — дерево; дерево — бумага — книги; икринка — головастик — лягушка.

17. «Аргументация»

Один из играющих выбирает из набора (не менее 20 шт.) предметных картинок любую. Внимательно, никому не показывая, рассматривает ее, переворачивает изображением вниз и задает участникам игры вопрос: «На что это похоже?» Каждый играющий предлагает свой вариант ответа. После того как будут заслушаны все ответы, водящий показывает картинку и предлагает защитить свои предположения. Допустим, один ребенок сказал, что изображенный на картинке предмет похож на огурец; второй — что он похож на дверь и т. п. Предъявляется картинка с изображением, например, книги. В качестве доказательств может выступать следующая аргументация: «Как в огурце много зернышек, так и в книге много страниц», «Дверь можно открыть и книгу тоже», «Луна освещает ночью путь, а книга — путь к познанию» и т. п.

18. «Делает – не делает»

В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку), сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает — не плавает», «рисует — не рисует», «движется — не движется», «тянется — не растягивается», «растет — не растет» и т. п.

Лучше всего это игру проводить в движении — поднимать руки или ловить мяч.

19. «Полслова».


   Взрослый называет половинку слова (один или два слога), ребенок "достраивает" слово, называя оставшиеся слоги или слово целиком.

Например: взрослый называет "Му..", ребенок отвечает "…ка" или "мука".

Усложняя игру, можно просить ребенка подобрать не одно, а несколько слов. Можно также "тематизировать" слова, предлагая придумывать их по определенной теме.

20. «Загадки»


    Взрослый предлагает ребенку угадать, какой предмет загадан. При этом взрослый сообщает некоторые важные свойства загаданного предмета. Потом предлагается ребенку самому придумать аналогичные загадки.

Пример загадки: это животное очень большое, у него длинная шея, тонкие ноги и пятнистая шкура (жираф).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"

Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"...

Календарный план работы по преодолению нарушений речи детей посещающих старшую группы

Календарный план индивидуальной работы по преодолению  нарушений речи детей посещающих старшую группу....

«Обучение грамоте детей с нарушением речи в подготовительной комбинированной группе».

Чистое произношение ребёнка не всегда является   показателем сформированности фонематического  восприятия.Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становит...

Конспект занятия для детей с нарушениями речи старшей и подготовительной группе (в рамках «Клубного часа») «Изготовление лепбука на тему Весна »

Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.  Формировать умение создавать лепбук по теме «Весна»; Развивать образное мышление, восприят...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

Проект «Веселый ветерок » Тема: «Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».

Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано ...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...