«Обучение грамоте детей с нарушением речи в подготовительной комбинированной группе».
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Богданова Татьяна Ивановна

Чистое произношение ребёнка не всегда является   показателем сформированности фонематического  восприятия.

Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения.

         Можно выделить 3 направления коррекционной деятельности логопеда в подготовительной комбинированной группе:
1. создание чётких представлений о каждом звуке речи;
2.совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
3. обучение грамоте по особой системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx599.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 760 им. А.П. Маресьева подразделение № 1848

                                   Учитель – логопед   Богданова Т.И.                           

«Обучение грамоте детей с нарушением речи в подготовительной комбинированной группе».

        Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

                 C:\Users\Игорь\Desktop\мастер кл\P1050335.JPG           C:\Users\Игорь\Desktop\под.гр 5\P1050301.JPG

При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны    следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  •  взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твердых — мягких, звонких — глухих);
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
  • искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушение понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких   детей относятся: 

  •  замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим  или артикуляционным признакам;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • пропуски, наращения или перестановки слогов;
  • орфографические ошибки (нарушение правил правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и пр.).

 Часто взрослые  усугубляют дефекты чтения и письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки:

  •  неправильно называют буквы;
  •  путают понятия «звук» и «буква»;
  • не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных звуков, наоборот, меньше;
  • предлагают для написания слишком сложные слова;
  • не исправляют побуквенное чтение детей.

Чистое произношение ребёнка не всегда является   показателем сформированности фонематического  восприятия.

Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения.

        Можно выделить 3 направления коррекционной деятельности логопеда в подготовительной комбинированной группе:
1. создание чётких представлений о каждом звуке речи;
2.совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
3. обучение грамоте по особой системе.
 

           C:\Users\Игорь\Desktop\мастер кл\P1030288.JPG        C:\Users\Игорь\Desktop\мастер кл\P1030655.JPG   

        

Быстро ориентироваться в звуко – буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией  детям помогает работа с различными типами  схем. Ведь для детей с речевыми нарушениями очень  важна графическая  передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях.

            C:\Users\Игорь\Desktop\мастер кл\P1050297.JPG      C:\Users\Игорь\Desktop\под.гр 5\P1050295.JPG

        Навыки чтения у разных детей различны и отрабатываются на индивидуальных логопедических занятиях.
Процесс чтения включает в себя следующие операции:
* восприятие графического образа слова,
* перевод графической формы в звуковую,
*понимание прочитанного.
Сложность процесса чтения заключается в следующем:
1. несоответствие звуков и букв в русском языке.
2. сложность обозначения мягкости согласных звуков и разные способы обозначения  мягкости.
3.наличие слабых позиций звуков.

Основные приёмы и методы работы для профилактики дислексии с детьми  с нарушением речи:
* дыхательная, зрительная, артикуляционная гимнастика;
* упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения;
* Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и др.

            C:\Users\Игорь\Desktop\мастер кл\P1050304.JPG           C:\Users\Игорь\Desktop\мастер кл\P1050313.JPG


         Обучение грамоте  предусматривает работу от простого к сложному. А упражнения в увлекательной игровой форме побуждают детей расширить свой словарный запас.

Опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению грамотой сохраняется на протяжении всего периода коррекционного обучения.

15-20 занятий частично, или полностью используются для необходимого вида упражнений – письма диктантов. Цели таких упражнений: предупреждение дисграфии, создание навыка грамотного письма, перенос некоторых грамматических закономерностей в письменную речь на заключительном этапе дошкольного обучения.

Анализируются и пишутся только слава, написание которых  не расходится с произношением (например: замок, игрушка, стакан, шторм…). Слитному, плавному,  послоговому  чтению помогает правильное называние букв. Следует называть  буквы коротко, отрывисто, как соответствующие звуки в конечной позиции слов (мак, стол…)

Мы проводим письмо под диктовку печатными буквами, в тетрадях в клетку. Овладение написанием прописных букв составляет содержание школьного обучения и не входит в задачи логопедической работы. Для детей с нарушением речи  гораздо важнее графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях. Дети печатают ручками 3-х цветов. 

Учитель – логопед ГБОУ Школа № 760 им. А.П. Маресьева подразделение № 1848

 Богданова Т.И.                           2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи.

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи (песочная терапия)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

Роль занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушением речи

Недоразвитие речи и особенности деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой и начальных этапах обучения.    Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание д...

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи

Конспекты занятий, развлечений, выступлений...

Развивающие игры при обучении грамоте детей с нарушениями речи

Представлены игры и пособия, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми с нарушениями речи...

«Информационно-компьютерные и другие технологии, используемые при обучении грамоте детей с нарушением речи»

Для реализации коррекционных задач и повышения мотивации детей к образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи и п...