Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Трифонова Наталья Ильинична

Конспекты занятий, развлечений, выступлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе

Страна   АБВГДейка

ЦЕЛИ:

  • Закреплять представления звукового анализа и синтеза слов.
  • Составлять слова сложной слоговой структуры.
  • Учить умению преобразовывать слова, решать кроссворды, ребусы.
  • Формировать навыки чтения слогов, слов.
  • Упражнять в выделении предлогов в предложениях.
  • Совершенствовать мелкую моторику, познавательные процессы.
  • Закреплять умение определять синонимы.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнения заданий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационное: ширма (ворота); букварь; кроссворд; конверт; на листочках написаны слова: конверт, пенал, бабочка, магнитофон; запись песни «Учат в школе».

Раздаточное: предметные картинки; схема слов; карандаши (зеленый, синий, красный); буквы слова «учебник», буквы слова «карандаш».

Индивидуальная работа: следить за произношением

детей.

Методы и приемы Загадывание загадок. Игровые упражнения и задания по обучению грамоте. Отгадывание кроссвордов. Чтение слогов, слов.

Ход:

В комнату входит воспитатель в костюме АБВГДейки.

Воспитатель:

АБВГДейка, АБВГДейка — Это учеба и игра.

АБВГДейка, АБВГДейка — Азбуку детям знать пора!

Здравствуйте, меня зовут АБВГДейка. А вы знаете буквы?

Дети. Да.

Воспитатель:Умеете читать?

Дети. Да.

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в гости в страну АБВГДейка.

Ну-ка, буквы АБВ, Расскажите о себе.

Проходят за ширму.

Послушайте: г, м, о, у. Что я произнесла?

Дети. Это звуки.

Воспитатель: А звуки мы соединяем и получаем что?

Дети. Слова.

Воспитатель: Я назову слово по буквам, а вы догадайтесь, какое это слово: б, у, к, в, а, рь. Для чего нам нужен букварь?

Дети отвечают.

У меня есть волшебный букварь, но чтобы его открыть, я предлагаю поиграть в игру «Найди слово». Вам надо подобрать картинку, которая соответствовала бы вашей схеме. Поэтому назовите:

—        Сколько звуков в слове?

  • Сколько гласных звуков?
  • Сколько согласных, твердых звуков?
  • Сколько согласных, мягких звуков?

А какой предмет взяли бы вы с собой в школу? Дети. Ручку.

Ребенок (читает стихотворение)

Я могу любое слово

На бумаге написать.

Помогу тебе задачки

Очень трудные решать.

Не забудь меня, мой друг.

Ты без ручки - как без рук.

Воспитатель: Теперь мы можем открыть волшебный букварь. Ребята, я хочу показать кроссворд, который отгадала. Но что это? Буквы все рассыпались, слова куда-то исчезли. Здесь лежат конверты, а в них какие-то слова, давайте отгадаем.

Дети. Конверт, пенал, бабочка.

Воспитатель: Как вы думаете, какой из этих предметов нужен в школе?

Дети. Пенал.

Воспитатель: Перелистаем страницу, может быть, там мой кроссворд? Букварь предлагает стихотворение. К слову надо будет добавить звук и получится новое слово, а какое — вы догадаетесь сами.

Не давалось звукам дело,

Им безделье надоело.

Надоело им скучать

И пошли озорничать.

Вот какая смехота...

«Р» свалилась на кота.

Кот не кот теперь, а ... (крот)

.

«К» в карман к монтеру — прыг,

 А в кармане ролики.

Из кармана в тот же миг

Выскочили... (кролики).

Букву *Д» на дне пруда

Отыскали раки.

С той поры у них беда:

То и дело драки.

Буква «Ш» из слова шутка

 Захотела погулять.

 А без«Ш» смешная утка

Побежала в пруд нырять.

Здесь зашифровано слово. Если добавить буквы, то получится слово...

Дети. Карандаш. Возьмем с собой в школу.

Воспитатель: Перелистаем страницу. Посмотрите, «Знаковая ладошка». Нас букварь просит, чтобы мы с вами сделали гимнастику для пальчиков.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы карандаш крутили —

Острый кончик получили.

Ребята, а я вижу буквы, которые играют с нами в прятки. Но чтобы букву взять, сначала надо сказать, где вы ее увидели.

Ребенок. Я увидел букву у под столом.

Воспитатель: Назови в своем предложении маленькое слово (предлоги).

Ребенок: Маленькое слово — под:

Воспитатель: Буквы обведите: гласные — красным, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым.

Выкладывание букв на доске.

Прочитайте, какое слово получилось?

Дети. Учебник.

Воспитатель: Учебник — это книга, по которой учатся дети в школе. Не пойму, почему эта страница букваря оказалась на доске?

Дети снимают страницу.

Вот кроссворд. Помогите собрать все буквы, отгадать слова.

  • Слово начинается со звука [у]. (Учебник.)
  • Предмет, в котором лежат школьные принадлежности: ручка, карандаш, ластик. ( Пенал.)
  • Об этом предмете читал стихотворение на нашем занятие. (Ручка.)

Прочитайте слово по последним буквам. Какое слово получилось?

Дети. Школа.

Логопед. Скажите, а в школе вы будете учиться как?

Дети. Хорошо, отлично, примерно.

Звучит запись песни «Учат в школе».

Логопед. Мой волшебный букварь говорит о том, что вы действительно знаете буквы и умеете читать, составлять слова, решать кроссворды. И вы готовы идти в школу. Ну, а пока пора идти в детский сад. До свидания, ребята


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи.

Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи (песочная терапия)...

Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

«Обучение грамоте детей с нарушением речи в подготовительной комбинированной группе».

Чистое произношение ребёнка не всегда является   показателем сформированности фонематического  восприятия.Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...