Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста
статья (развитие речи, старшая группа) на тему

Сафронова Валентина Анатольевна

Начало систематического обучения детей в школе – дело всегда сложное и нелегкое. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, пребывание в большом школьном коллективе – это новая, значительная нагрузка для детей, требующая большого напряжения их физиологических возможностей. Соотношение между динамическими и статическими нагрузками по сравнению с предыдущими периодами жизни у первоклассников резко изменяется в сторону преобладания в режиме наиболее утомительного статического компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon safronova_rabota_s_shestiletkami.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Начало систематического обучения детей в школе – дело всегда сложное и нелегкое. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, пребывание в большом школьном коллективе – это новая, значительная нагрузка для детей, требующая большого напряжения их физиологических возможностей. Соотношение между динамическими и статическими нагрузками по сравнению с предыдущими периодами жизни у первоклассников резко изменяется в сторону преобладания в режиме наиболее утомительного статического компонента.

В группах сопровождения в ГБОУ ЦПМСС «Родник» занимаются дети с шести лет, даже вынужденная поза в течение 30 минут приводит к нарушению подвижности нервных процессов, падению работоспособности, ухудшению внимания и памяти, нарушению взаимодействия сигнальных систем. Положительное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы оказывают такие занятия, на, которых основной учебный материал дается в первые 10-15 минут. Структура занятия должна быть гибкой, и включает в себя различные виды деятельности: разнообразная работа на доске, в тетрадях, за рабочим местом, на ковре, проводятся различные дидактические игры. Такая структура занятий лучше сохраняет работоспособность детей, и к концу занятия наблюдается улучшение всех ее показателей.

Л.Н. Толстой в своем педагогическом наследии в поисках нового устройства школьного дела исходил из убеждения в том, что «успех учения  основан на духе организации школы, на том неуловимом влиянии педагога, на тех ежеминутно изменяемых приемах, которые исчезают без следа, но которые и  составляют сущность успешного учения». Мерило всех методов состоит в большей или меньшей естественности отношений и потому в меньшем или большем принуждении в учении. Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше. «В этом-то и состоит насилие, самое тяжелое и вредное для ребенка, когда его просят понять точно так же, как понимает педагог, который всегда стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для педагога, тем он неудобнее для детей, только тот образ преподавания верен, которым довольны дети». Чем больше педагог знает и любит предмет, тем естественнее и свободнее его преподавание. Для успешного преподавания нужно не принуждение, а возбуждение интереса. Мысли и наблюдения великого писателя – педагога рождены в процессе глубокого изучения практики народной педагогики. Эти мысли весьма созвучны нашему времени, когда всё лучшее и концентрирующее в себе непреходящие ценности теории и практики обучения и воспитания должно быть поставлено на службу реформируемой школы, как никогда раньше возрастает роль творческого начала в работе педагогов, воспитателей. Прежде всего, это относится к проектированию, то есть построению и проведению занятия, применению активных методов преподавания, многократного переключения с одного вида деятельности на другой  и своевременного введения активного отдыха. В этом случае раздражители, распределяясь равномерно на слуховой, зрительный, тактильный и другие анализаторы, не вызывают резкого ухудшения функционального состояния центральной нервной системы. Переключению с одного вида деятельности на другой способствует проведение физкультурных минуток. Введение физических упражнений создает в коре головного мозга ребенка новые очаги возбуждения, вследствие чего улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, восстанавливается работоспособность. Необходимо правильно дозировать физическую нагрузку при проведении физкультминуток. Слишком малые нагрузки существенно не влияют на повышение работоспособности ребенка, а большие могут отрицательно сказаться на последующей учебной деятельности. Активный отдых детей в перерывах между занятиями является обязательным  компонентом учебного дня. Успешному обучению и сохранению здоровья шестилеток способствует не только соблюдение всех гигиенических требований к организации учебного процесса в центре «Родник», но и повышенная степень упорядоченности режима дня в семье. Недопустимы длительные вечерние просмотры телепередач, игра на компьютере, сокращение пребывания детей на свежем воздухе, уменьшение  продолжительности ночного сна, значительная перегрузка занятий в спортивных секциях, кружках и т.д.  Педагоги и, конечно, родители обязаны создать для ребенка на этом ответственном рубеже жизни чуткую и внимательную обстановку доброжелательности, то есть  все то,  что принято называть нормальным психологическим климатом. Успешность обучения будущих первоклассников в школе зависит от комплексного решения учебно-воспитательных и медико-гигиенических задач в группах сопровождения в центре «Родник». Мы и семья должны применительно к каждому ребенку индивидуально учитывать его готовность к обучению. Объективно она выражается, прежде всего, в сформированности структур и функций мозга, близких по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Прежде всего, у детей к шести годам четко выражена асимметрия левого и правого полушарий мозга, характерная для взрослого человека. Физиологически головной мозг ребенка шестилетнего возраста готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. К тому же эти дети вследствие акселерации обладают всеми более высокими показателями морфофункционального развития тела. Шестилетний возраст детей – рубеж непроизвольного поведения и становления элементов произвольного. Непроизвольное поведение связано главным образом с эмоциями, непосредственным выражением желания – «я хочу», а произвольное регулируется сознательной целью – «так надо». Эта перестройка связана с зарождением и закреплением важных психических новообразований: развитием внимания, памяти, мышления, воображения, формированием плана мыслительных действий. Шестилетние дети уже способны дать оценки собственным поступкам, они все чаще обращаются к образцам для сравнения и подражания. Характерен для них довольно высокий уровень чувственно – эмоционального восприятия, связанного с развитием органов чувств. Не менее важны показатели психического развития: представления об окружающем мире, владение навыками самообслуживания и общения, способность сосредоточиться на одном задании, умение вести себя в коллективе и адекватно реагировать на указания старших. Организованность – одна из предпосылок учения, в этом помогают порядок, соблюдение режима дня, привычка доводить дело до конца. Замечено, что при низкой познавательной активности в дошкольном возрасте интерес к учебе снижен. Очень важно поощрять активность дошкольника, пробуждать и расширять круг его интересов к окружающему миру. В этом случае надо проявить заботу о здоровье ребенка, не форсируя показатели готовности к учебе, успехи в ней. Излишняя строгость, окрик, постоянное  сдерживание усугубляет состояние ребенка. Преодолеть это поможет только доброжелательное отношение педагога, родителей к ребенку, поощрения в решении им учебных задач, а зная причины затруднений, помочь ему для улучшения результатов. Формирование предпосылок учебной деятельности происходит в процессе решения учебных задач, а для этого дети должны уметь слушать старшего и выполнять его просьбы, советы, у них должны развиваться мотивы учения, умение сосредоточиться, воспитываться авторитет и доверие к старшему (родителю, педагогу). По всем этим и другим показателям одни шестилетки ближе к пятилеткам, другие – к семилеткам. Немаловажное значение для шестилеток имеет игра. Игра не является развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует внимания, сообразительности, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Только разумное сочетание учебного и игрового материала помогает детям легко усвоить материал занятия, не устать, так как время пролетает незаметно. Шестилетним детям трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро наскучит однообразие. При любом уровне знаний шестилетки остаются детьми, для которых игра – смысл жизни. К детям на занятия приходят любимые сказочные герои, они просят ребят помочь справиться с каким-либо трудным заданием, ответить на вопрос, решить головоломку или просто посидеть на занятии  и посмотреть, как работают будущие первоклассники. Загадочная интонация, понижение или усиление голоса, объявление игры от имени сказочного героя создают у детей игровое настроение. Успех игры зависит от четкого объяснения правил. Сначала нужно детям разъяснить игровое задание, а потом способ его выполнения. Если игра связана с двигательной активностью, то детям объясняется расположение участников игры. Все игры – фонетические, графические, лексические, а также игры и упражнения для развития связной устной речи, игры для развития элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, упражнения для развития мелких мышц пальцев руки, глазомера проводятся на занятиях в группах сопровождения с учетом уровня их психического развития. В возрасте 6-7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделять, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.

В пределах имеющегося опыта дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и явлениях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их в зависимости от глубины знаний о предметах. Способность ребенка к таким разнообразным умственным действиям свидетельствует о том, что в этом возрасте словесное мышление активно формируется.

Словесные игры как раз и преследуют цель – развивать, формировать мышление детей в доступной, занимательной форме. Словесные игры можно разделить на четыре группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.

1. Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений.

«Отгадай-ка». Цель игры. Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода».

«Магазин». Цель игры. Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.)

«Радио». Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа – кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка).

«Где был Петя?». Цель игры. Учить описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывают дети. (Петя заглянул в просторную,  светлую комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино).

«Что это за птица (зверь)?» Цель игры. Учить описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам».

«Да-нет». Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают предмет. На вопросы водящего они могут отвечать только: «Да» или «Нет». Водящий спрашивает: «Этот предмет лежит на полу?» - «Нет». «На стене?» - «Нет.  «На полке?» - «Да». «Он стеклянный?» - «Да». «Это ваза?». – «Да».

2. Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.

«Похож – не похож». Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы. «У меня два цветка. Один с белыми лепестками и желтой серединкой, а другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с шипами».

«Кто больше заметит небылиц?». Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить. К.И. Чуковский «Путаница».

«Придумай небылицу». Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая  их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Шла по лесу девочка. В руках у нее была волшебная корзиночка. Сорвала девочка земляничку, положила в корзиночку, идет дальше. Нашла еще одну ягодку. Хотела положить в корзиночку, а места нет. Первая земляничка выросла и заняла все свободное место. Пришлось ягодки в кулачок собирать».

3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

«Отвечай быстро». Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать.

Игра с мячом.  Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» - «Стол»

«Каменный» - «Дом».

«Кто больше?» Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»

«Что кому нужно?» Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии. «Что нужно для работы сапожника?». «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа и т.д.» - ответы детей.

«Вершки – корешки». Цель игры. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

«Морковь» - (ответ «Корешки»).

«Помидор» - «Вершки».

«Лук» - «Корешки и вершки»

«Назови три предмета». Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.

«Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но – условие: назвать можно только три слова. («Ромашка, георгин, пион»)

«Охотник». Цель игры. Продолжать упражнять детей в классификации животных, рыб, птиц и т.д. Ребенок идет от метки до метки, на каждый шаг он произносит слово. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на лису (шаг), на зайца (шаг) и т.д.». Побеждает тот, кто дошел до конечной метки, произнося с каждым шагом новое название животного, повторяться нельзя.

«Звери, птицы, рыбы». Цель игры. Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.

«Кто больше назовет предметов?» Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.)

«Кто вырастил зерно?» (хлебороб).

«Кто выпекает хлеб?» (пекарь).

«Природа и человек». Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает природа.  Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано человеком?» (ответы детей: мебель, заводы и т.д.). Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано природой?» (ответы детей, при этом возникают беседы, о том, как человек использует природу, что делает для ее охраны и т. д.)

4. Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.

«Испорченный телефон». Цель игры. Развивать слуховое внимание. Тихо произносить на ухо соседу слово, которое услышал первый участник от водящего.

«Летает – не летает». Дети поднимают руку, если названный предмет летает или молчат, если не летает.

«Краски». Цель игры. Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Водящий Сенька Попов. Хозяин распределяет, кто какой краской будет. Сенька Попов приходит за краской. Ведет диалог с хозяином красок. Если нужная ему краска есть, он ее уводит, если нет – уходит в сторону. Потом возвращается. Игра повторяется.

«Где мы были, мы не скажем». Цель игры. Воспитывать находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Одна группа изображает хорошо знакомую деятельность, которую дети наблюдали, другая группа отгадывает. (Чистка ботинок, мытье посуды, чтение книг, играет оркестр или отдельный музыкальный инструмент и т.д.).

«Наоборот». Цель игры. Воспитывать у детей быстроту мышления. Игра с мячом. Назвать антонимы. (Вперед – назад; внутри – снаружи; налево – направо; завязать – развязать и т.д.).

«Добавь слог». Цель игры. Развивать фонематический слух.

«Дополни предложение». Цель игры. Развивать речевую активность.

«Скажи слова с нужным звуком». Цель игры. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

«Скажи по – другому». Цель игры. Учить подбирать синонимы. Большой – огромный, крупный, громадный, гигантский. Мокрый – сырой, влажный.

«Подбери слово». Цель игры. Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова. «Что можно шить?» (платье, кофту, брюки, юбку, пальто, сарафан, сапоги, шубу, и т.д.). «Что можно завязать?» (бант, шнурки, веревочку, шарф, завязки).

«Кто знает, пусть дальше считает». Цель игры. Закрепление знаний порядкового счета в пределах 10, развитие быстроты мышления, слухового внимания.

«Когда это бывает?». Цель игры. Уточнить и углубить знания о временах года.

«Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т.д.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Любая, описанная выше  игра, учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления. (Л.С.Выготский)».

Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей, «самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи» (А.А.Люблинская). Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры. При проведении игр необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности, мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе, последовательности. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника – участника игры. Именно в процессе игры у ребенка активно происходит психическое развитие – развитие воли, памяти, внимания, воображения.

Наблюдая доступные пониманию явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и общаясь со сверстниками, играя и приучаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста приобретают сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Формирование умений по словообразованию и словоизменению глаголов, существительных и прилагательных....

КАРТОТЕКА "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...

Картотека "Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста"

Сборник словесных игр для детей старшего дшкольного возраста...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффе...

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста

Подборка словесных игр, которые можно использовать в режимные моменты....

Картотека "Словесные игры" для детей старшего дошкольного возраста

Картотека Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста...

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Словесные игры с детьми старшего дошкольного возрастаНачало систематического обучения детей в школе – дело всегда сложное и нелегкое. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужде...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Спасибо Валентина Анатольевна! В Вашей разработке есть и теория и практика).