Главные вкладки

    Конспект фольклорного праздника "Встреча весны"
    методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

    Лазарева Татьяна Германовна

    В ходе праздника дети продолжают знакомитьсяй с обрядами, традициями, духовной жизнью русского народа.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_folklornogo_prazdnika._vstrecha_vesny.docx164.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Встреча весны»

    Средняя группа (компенсирующей направленности).

    Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.

    Программное  содержание:

    1.Продолжать знакомить детей с обрядами, традициями, духовной жизнью русского народа.

    2.Закрепить знания малых форм фольклора.  Помочь  детям почувствовать  красоту русской песни, народной игры, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.

    3.Развивать у детей мелкую моторику посредством манипуляций цветными палочками; совершенствовать чувство ритма, слуховое внимание.

    4.Вырабатывать у детей четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

    5.Развивать эмоциональный  потенциал детей.

    6.Закрепить навыки основных движений русской народной пляски.

    7.Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого, будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

    Оснащение:  музыкальный центр,  русские народные костюмы, цветные палочки, метла для Весны, деревянные доски, деревянные палочки, тесто, мука, противень.

    Предметно-развивающая музыкальная среда:  «Веточка Березова», «Кружева» - русские народные мелодии песен из репертуара хореографического ансамбля «Березка», аранжировка  для оркестра им. Осипова; «Белолица, круглолица, красная девица…» - русская народная песня, оркестр им. Андреева.

    Предварительная работа:

    1. Изучение детского фольклора воспитателями. Включение потешек, прибауток, считалок, загадок, пословиц и поговорок, народных подвижных игр в повседневную жизнь детей.

    2. Проведение бесед с  родителями об использовании малых фольклорных форм в их семьях. Ознакомление родителей с картотеками считалок, потешек, народных подвижных игр, пальчиковых.                                                        

    3. Знакомство детей с предметами народного быта.

    4. Покупка теста родителями.

    5. Подбор посуды для работы с тестом.

    6. Ознакомление детей с приемами работы с тестом (скатывание шариков, расплющивание, надрезание деревянной палочкой, использование муки).

    7. Подбор и запись русских народных мелодий.        

    Литература:

    1.О.А. Князева. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., изд. «Детство – Пресс», 1998.

    2.О.А. Князева. Как жили люди на Руси? Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., изд. «Детство – Пресс», 1998.

    3.Е.Н. Кулагина. Русские традиции и обряды в вашем доме. Система Плюс, СПб., 1997.

    4.Л.И. Мельникова. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях  (на примере земледельческих праздников), М., 2000.

    5. «Русский фольклор». Песни, сказки, былины, загадки, игры, пословицы, М., «Художественная литература», 1986.

    6.М.В. Тихонова. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб., изд. «Детство – Пресс», 2000.

    7.Г.П. Федорова. На златом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., изд. «Детство – Пресс», 2000.

    8.Г.П. Федорова. Заглянет солнце и в ваше оконце. Игры и потешки для развития способностей детей, «Колокольчик», СПб., 1997.

    Ход праздника.

    Бабушка Маланья собирает детей около себя.

    - Ребята, давно мы с вами беседовали. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Загадала мне соседушка загадку, а разгадать ее не могу. Может, вы мне поможете?

    Она приходит с лаской

    И со своею сказкой

    Волшебной палочкой взмахнет,-

    В лесу подснежник расцветет                (весна)

    -Молодцы, помогли мне!

    -А что весной происходит в природе? (дети рассказывают о признаках весны).

    -Правильно, ребятки! Солнышко весной самое главное! Покличем его!

    Солнышко,                (стоя рисуют солнце одной рукой, потом другой)

    Солнышко,

    Колоколнышко!        (рисуют обеими руками, соединяя руки над головой)

    Не пеки за реку,        (грозят пальцем)

    Пеки нам в окно,        (показывают рукой на окно)

    Будет нам тепло!        (разводят руки в стороны)

    -А как мы еще можем показать солнышко с лучиками? (нарисовать руками, пальцами показать лучики; нарисовать красками, карандашами, мелками; выложить из шнурков и веревочек; сделать из прищепок и палочек).

    -А давайте  вспомним нашу игру с солнечными зайчиками. А помогут нам  разноцветные палочки. Возьмите  из корзины по две палочки одного цвета и садитесь на свои места (дети с палочкой в каждой руке рассаживаются на коврике по кругу, ножки расставляют в стороны, выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит бабушка Маланья)

    Вы скачите палочки,        (поочередно стучат, поднимая руки вверх)        

    Как солнечные зайчики.        

    Прыг, прыг, прыг,                (стучат три раз двумя палочками вместе)        

    Скок, скок, скок,                (стучат три раза двумя палочками поочередно)                

    Правой ножкой                (стучат одной палочкой)

    Топ, топ, топ,

    Левой ножкой                (стучат другой палочкой)

    Топ, топ, топ.

    Полетели, полетели,        (вращают кистями рук, поднимая руки вверх)

    На головку сели                (поставить палочки на голову)

    Сели, посидели,                (покачать головой из стороны в сторону)

    Дальше полетели!        (руки вверх)

    -Молодцы, ребята! Уберите на место палочки и коврики.

    -А может, вы, и пословицы о весне знаете? («Матушка весна всем людям красна», «Весна водой богата», «Тепло, тепло, да не лето») и др.

    -Вот, молодцы! Ребята, мы все говорим о весне, а давайте ее покличем!

                    Весна, весна красная,

                    Приди, весна, ясная.

                    С талой водою,

                    С молодой травою.

    Входит Весна с метелкой в руках.

    -Здравствуйте, дети! Вы меня звали?        (да)

    -Весна красна, на чем пришла?

    -На березе, на сосне, на шелковой траве.

    -Как, Весна, твои дела?

    -У меня уборка!

    -Для чего тебе метла?                (показывают на метлу)

    -Снег смести с пригорка.

    -Для чего тебе ручьи?               (опускают руки вниз)                

    -Мусор смыть с дорожек.

    -Для чего тебе лучи?                (поднимают руки вверх)

    -Для уборки тоже!

    Я лужайку подсушу,

    Поиграть вас приглашу!

    Весна: - Вставайте в хоровод, поиграем в игру «Чиж».

    Ребенок выбирает считалкой водящего – «чижа».

                    Чиж на елке сидел

                    И задорно песню пел.

                    Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

                    Я далеко улечу.

    «Чиж» стоит в центре круга, выполняя движения вместе с детьми.

    По дубочку постучишь        (руки на поясе, стучат одной ногой)

    Вылетает синий чиж.

    У чижа, у чижика,                (руками изображают хохолок и хвостик)

    Хохолочек рыженький.

    Чижик по небу летал,        (бегут на носках по кругу, изображая птицу)

    Одной ножкою кивал.

    Кив, кив, не кивай,        (руки на поясе, «кивают» ногой)

    Себе пару выбирай!        (первым пару выбирает «чиж», ребенок без пары становится «чижом»)

    -Играете вы хорошо! Я за вами давно наблюдаю на улице. А загадки отгадывать вы умеете?                (да)

                    Девица круглолица

                    Всему свету светлится.                (Солнце)

                    К маме на реку бегу,

                    И молчать не могу.

                    Я ее сын родной,

                    А родился весной.                (Ручей)

                    Голосистый певец,

                    Солнышка гонец.

                    Высоко летает,

                    Песни распевает.                (Жаворонок)

    -Молодцы! В старину на Руси хозяйки выпекали из теста «жаворонков». Девушки и дети взбирались на холмы и пригорки, крыши амбаров, в которых хранили зерно и зазывали весну. Жгли костры, водили хороводы, пели весенние песни – «веснянки», ждали прихода весны.

    Бабушка Маланья: - Весна, а мы тоже умеем делать из теста «жаворонков». Хочешь посмотреть?

    Весна: - Мне очень интересно, детки! Покажите, пожалуйста. Но сначала, ребятки, помойте ручки.        (Дети моют руки)

    Фоном звучат русские народные мелодии песен: «Веточка березова», «Кружева», «Белолица, круглолица, красная девица». Бабушка Маланья приглашает детей к столу. На столах лежат деревянные доски, посыпанные мукой, кусочки теста.

    Бабушка Маланья, Весна и дети из теста делают лепешку, складывают ее пополам, с одной стороны надрезают деревянной палочкой. Взрослые выкладывают изделия на противень.

    Бабушка Маланья: - А теперь нашим жаворонкам пора в горячую печь выпекаться                (уносит противень).

    Весна: - Молодцы ребятки! “Сделал дело-…” (дети заканчивают пословицу)

    А сейчас мы с вами повеселимся! Вставайте в хоровод, поиграем в игру «Дроздок». Ребенок выбирает считалкой водящего – «Дроздка».

    Скок, скос – поскок,        (дети идут по кругу, взявшись за руки, «дроздок» 

    Молодой дроздок         идет противоходом  внутри круга)

    По водичку пошел,

    Молодичку нашел.        («Дроздок» подходит к девочке, протягивает ей

    Молодиченька, невеличенька,        руку, выводит на середину хоровода)

    Сама с вершок,                (дети приседают)

    Голова с горшок!                (руками показывают большую голову)

    Мальчик «дроздок» и девочка выполняют движения русской народной пляски, дети хлопают в ладоши.

    Входит бабушка Маланья с выпеченными «жаворонками», отдает их Весне. Бабушка Маланья: - Весна, с тобой теплее и радостнее на душе!

    Весна и дети:         - Жаворонки прилетели,

                            Холодную зиму унесли,

                            Теплую весну принесли.

    Весна:- Угощайтесь, ребятки! А мне пора уходить, работы еще много. Встретимся с вами на улице! До свидания!

    Весна уходит.

    Чаепитие детей с «жаворонками».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фольклорного сценария на тему: «Весна-Красна» в средней группе

    Конспект фольклорного сценария на тему: «Весна-Красна» в средней группеЦель:- Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми;-Уважительное отношение к русскому народному творчеству; традици...

    Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

    В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

    Фольклорное выступление "Весна - красна" на научно-практическом семинаре "Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством в условиях реализации ФГОС" 2015г.

    Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Аленький цветочек»Истринского муниципального района  с.Павловская Слобода2015год...

    Сценарий фольклорного праздника «Весна-красна на весь свет!»

    Бабушка Рассказушка. В некоторое царство, в некоторое государство пожаловала Весна. Да не та весна-обманщица, у которой солнышко вперемешку с ветром студёным, дождичком колючим и морозцем трескуч...

    Сценарий фольклорного праздника "Весна красна на весь свет" для средней группы

    Очень яркий  интересный  фольклорный  сценарий сценарий...